Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Самый «человеческий» фильм с Джейсоном Стэйтемом

Тот случай, когда фильм 2013 года делается актуальнее десять лет спустя. И, наверное, это самый умный фильм с Джейсоном Стэйтемом, эдакий Стэйтем для интеллигентных без неудержимого мордобоя и бесконтрольной стрельбы. И хотя в фильме со Стэйтемом без этого никак, все-таки история фокусируется на эмоциональных переживаниях другого рода.

Архитектурный мини-тур по «Операции «Фортуна» Гая Ричи
Киноа: кино + архитектура11 августа 2023

Герой возвращается из Афганистана, у него посттравматический синдром, он скрывается от государства и живет буквально в коробке на улице. Ну это прямо про сегодняшний день, когда ПТСР уже обещают лечить в районных поликлиниках, когда все больше людей теряют жилье и вынуждены жить в палатках для бездомных, когда, наконец, американцы окончательно ушли из Афганистана со всеми вытекающими (тут вспоминается недавний «Переводчик» Гая Ричи, давнего друга Джейсона Стэйтема).

Своих не бросаем, или «Переводчик» Гая Ричи Когда американцы ушли из Афганистана, более 300 переводчиков вместе с семьями (и еще много людей, в той или иной степени сотрудничавших с США) остались наедине с отмороженными талибами. Их убили без суда и следствия, как это часто бывает в обществах, исповедующих «традиционные ценности». Но герою фильма Гая Ричи, переводчику Ахмеду и его семье…
Киноа: кино + архитектура15 августа 2023

В кадре — Лондон, по большей части ночной, с неоновыми вывесками, уличной преступностью и колоссальным расслоением общества. Вот ты жил под забором в переулке, за тобой погнался хулиган — и ты, убегая, случайно попадаешь в фешенебельную квартиру модного фотографа, который как раз находится в рабочей командировке на несколько месяцев. Дальше персонаж Стэйтема кардинально меняет свою жизнь, берет себя в руки, бросает пить, устраивается на работу и даже влюбляется, но внутренние демоны-колибри не отпускают…

Что есть истина?
Что есть истина?
Николай Ге. «„Что есть истина?“ Христос и Пилат». 1890
Николай Ге. «„Что есть истина?“ Христос и Пилат». 1890

Фильм снял замечательный Стивен Найт, британский сценарист и режиссер, автор сериалов «Острые козырьки» и «Большие надежды» по Диккенсу. Художник-постановщик — Майкл Карлин, чья работа на фильмах «Герцогиня», «Колетт», «Энола Холмс» про сестру Шерлока Холмса и «Преступление и наказание» была отмечена профессиональным сообществом. Среди локаций — одна из галерей на Корк-стрит с выставкой в жанре ню фотографа Элвина Бута.

Как раз когда фильм снимался, улица была средоточием противостояния жителей с застройщиками. Благодаря соседству с Королевской академией художеств это место давно привлекало любителей искусства, здесь было много галерей — именно с Корк-стрит связаны карьеры Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и других британских художников.

-4

Но застройщикам всегда мало, тут собирались строить и сносить, сносить и снова строить, и именно в 2012 развернулась широкая общественная дискуссия на тему исторической ценности улицы и ее галерей и сохранения городской идентичности вообще. Люди возмущались, митинговали, подписывали петиции против строительства (среди них, естественно, были и художники, самые известные защитники Корк-стрит — Дэвид Хокни и Питер Блейк).

В фильме можно увидеть улицу еще до реновации. Трансформациями на Корк-стрит занималось бюро Дэвида Чипперфильда (лауреата Притцкеровской премии 2023). В результате благодаря активности горожан и адекватности городских властей удалось более-менее сохранить это историческое место для искусства.

Взять мосты, вокзалы, телефон, телеграф… Про мегасделку вокруг Центрального телеграфа, который тоже ждет своей реновации
Киноа: кино + архитектура5 марта 2023
Корк-стрит после реновации
Корк-стрит после реновации

Городская среда в разное время суток, энергия улиц, ритм света и тени — это основная причина, почему «Эффект колибри» смотрится на одном дыхании. Рынки, китайские заведения, вечеринки, социальное жилье, монастырь, театр, флэшбеки из военного прошлого — все это создает удивительный мир, в котором раскрывается целый пласт проблем от локальной городской застройки до возникновения целых мафиозных сообществ и разных форм эксплуатации вроде оборота наркотиков, рэкета, убийств и торговли людьми. На этом фоне каждый бежит как может и куда может: кто в Африку, а кто — в пучины экзистенциализма.

-6
-7

Мне хотелось назвать эту заметку «Самый умный фильм с Джейсоном Стэйтемом», однако это не совсем точно. «Эффект колибри» — это, пожалуй, наиболее человечный фильм из его фильмографии (а вовсе не боевик «Гнев человеческий» — ремейк французского триллера «Инкассатор»): здесь кто-то найдет светлую историю любви, кто-то увидит размышление на тему преступления и наказания, кто-то порассуждает о травмах войны, а, например, верующий человек и вовсе может воспринять эту картину как высказывание на тему религии в современном обществе: в диалогах главного героя с монахиней много говорится о вере, спасении и роли церкви и ее ограничениях.

В любом случае, на фоне многих других фильмов со Стэйтемом, которые будто бы снимает нейросеть, «Эффект колибри» сделан людьми и для людей. Приятного просмотра!

-8