Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Самый «человеческий» фильм с Джейсоном Стэйтемом

Тот случай, когда фильм 2013 года делается актуальнее десять лет спустя. И, наверное, это самый умный фильм с Джейсоном Стэйтемом, эдакий Стэйтем для интеллигентных без неудержимого мордобоя и бесконтрольной стрельбы. И хотя в фильме со Стэйтемом без этого никак, все-таки история фокусируется на эмоциональных переживаниях другого рода.

Архитектурный мини-тур по «Операции «Фортуна» Гая Ричи
Киноа: кино + архитектура11 августа 2023

Герой возвращается из Афганистана, у него посттравматический синдром, он скрывается от государства и живет буквально в коробке на улице. Ну это прямо про сегодняшний день, когда ПТСР уже обещают лечить в районных поликлиниках, когда все больше людей теряют жилье и вынуждены жить в палатках для бездомных, когда, наконец, американцы окончательно ушли из Афганистана со всеми вытекающими (тут вспоминается недавний «Переводчик» Гая Ричи, давнего друга Джейсона Стэйтема).

В кадре — Лондон, по большей части ночной, с неоновыми вывесками, уличной преступностью и колоссальным расслоением общества. Вот ты жил под забором в переулке, за тобой погнался хулиган — и ты, убегая, случайно попадаешь в фешенебельную квартиру модного фотографа, который как раз находится в рабочей командировке на несколько месяцев. Дальше персонаж Стэйтема кардинально меняет свою жизнь, берет себя в руки, бросает пить, устраивается на работу и даже влюбляется, но внутренние демоны-колибри не отпускают…

Что есть истина?
Что есть истина?
Николай Ге. «„Что есть истина?“ Христос и Пилат». 1890
Николай Ге. «„Что есть истина?“ Христос и Пилат». 1890

Фильм снял замечательный Стивен Найт, британский сценарист и режиссер, автор сериалов «Острые козырьки» и «Большие надежды» по Диккенсу. Художник-постановщик — Майкл Карлин, чья работа на фильмах «Герцогиня», «Колетт», «Энола Холмс» про сестру Шерлока Холмса и «Преступление и наказание» была отмечена профессиональным сообществом. Среди локаций — одна из галерей на Корк-стрит с выставкой в жанре ню фотографа Элвина Бута.

Как раз когда фильм снимался, улица была средоточием противостояния жителей с застройщиками. Благодаря соседству с Королевской академией художеств это место давно привлекало любителей искусства, здесь было много галерей — именно с Корк-стрит связаны карьеры Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и других британских художников.

-4

Но застройщикам всегда мало, тут собирались строить и сносить, сносить и снова строить, и именно в 2012 развернулась широкая общественная дискуссия на тему исторической ценности улицы и ее галерей и сохранения городской идентичности вообще. Люди возмущались, митинговали, подписывали петиции против строительства (среди них, естественно, были и художники, самые известные защитники Корк-стрит — Дэвид Хокни и Питер Блейк).

В фильме можно увидеть улицу еще до реновации. Трансформациями на Корк-стрит занималось бюро Дэвида Чипперфильда (лауреата Притцкеровской премии 2023). В результате благодаря активности горожан и адекватности городских властей удалось более-менее сохранить это историческое место для искусства.

Взять мосты, вокзалы, телефон, телеграф… Про мегасделку вокруг Центрального телеграфа, который тоже ждет своей реновации
Киноа: кино + архитектура5 марта 2023
Корк-стрит после реновации
Корк-стрит после реновации

Городская среда в разное время суток, энергия улиц, ритм света и тени — это основная причина, почему «Эффект колибри» смотрится на одном дыхании. Рынки, китайские заведения, вечеринки, социальное жилье, монастырь, театр, флэшбеки из военного прошлого — все это создает удивительный мир, в котором раскрывается целый пласт проблем от локальной городской застройки до возникновения целых мафиозных сообществ и разных форм эксплуатации вроде оборота наркотиков, рэкета, убийств и торговли людьми. На этом фоне каждый бежит как может и куда может: кто в Африку, а кто — в пучины экзистенциализма.

-6
-7

Мне хотелось назвать эту заметку «Самый умный фильм с Джейсоном Стэйтемом», однако это не совсем точно. «Эффект колибри» — это, пожалуй, наиболее человечный фильм из его фильмографии (а вовсе не боевик «Гнев человеческий» — ремейк французского триллера «Инкассатор»): здесь кто-то найдет светлую историю любви, кто-то увидит размышление на тему преступления и наказания, кто-то порассуждает о травмах войны, а, например, верующий человек и вовсе может воспринять эту картину как высказывание на тему религии в современном обществе: в диалогах главного героя с монахиней много говорится о вере, спасении и роли церкви и ее ограничениях.

В любом случае, на фоне многих других фильмов со Стэйтемом, которые будто бы снимает нейросеть, «Эффект колибри» сделан людьми и для людей. Приятного просмотра!

-8