Найти тему
Кибер Грета

Звонок от МФЦ: как мошенники играют на твоих эмоциях


- Молчи, дурак! Ты не знаешь всего! Ты еще возьмешь в Мосдреве кредит на мебель. (И.Ильф, Е.Петров "Двенадцать стульев")

Я часто думаю, почему бредовые слова мошенников заставляют вслушиваться в них? Звонит сотрудник якобы госуслуг и утверждает, что поступило письмо от МФЦ.  И вежливо так спрашивает: как я его хочу получить, электронно или по почте? 

Стоп! Здравый смысл кричит: "Что за ерунда?

Это и вправду нелепость: Какие письма посылает МФЦ Госуслугам? 

Обычно портал госуслуг информирует граждан электронной почтой, не спрашивая разрешения и уж точно без ввода какого-бы ни было кода. 
Но именно эта несвязность слов, подкрепленная эмоциональной окраской голоса звонящего, способна ввести чувствительных людей в ступор. Как часто говорят потерпевшие: "
Да кто ж знает все эти новые технологии, может чего еще придумали?!"  Да, точно придумали, но только не чиновники, а мошенники.
Схема для некоторых регионов обкатанная, однако в других только-только набирающая обороты, поэтому поговорить о ней нужно.

Звонящий просит сообщить номер заявки на отправку письма, который придет на телефон жертвы. За ним кроется запрос на смену пароля к входу на портал Госуслуг, но не все скрупулезно читают текст, обращая внимание только на цифры кода. Человеку кажется, что ничего страшного не произойдет, если назовет их, ведь это всего лишь минимальная цифровая информация. Да, небольшая, но она - ключ от сейфа, за дверцей которого скрываются чувствительные личные данные и богатства. Чаще всего злоумышленники оформляют кредиты на финансовых маркетплейсах, где их получение упрощено до минимума.

При этом, если ты не ведешься на этот бред, в ход идет тяжелое оружие - манипуляция. Мошенник заявляет, что письмо будет отправлено на платное хранение. Вот тут у некоторых появляется страх за денежный расход. Эх, знали бы дрожащие, какими потерями он оборачивается в итоге!

Говорить можно много, но давай перейдем к практическим советам.

Что делать, чтобы свести риски угона данных и средств к минимуму?

  1. Используй надежные пароли и не повторяй их для разных сервисов. Комбинация должна содержать буквы разного регистра, цифры и специальные символы.
  2. Никогда не сообщай логин и пароль от Госуслуг никому, даже если тебе звонят или пишут из банка или другой организации.
  3. Регулярно проверяй список подключенных услуг и приложений, чтобы убедиться, что они используются только тобой.
  4. Обновляй программное обеспечение компьютера и приложения до последней версии, так как обновления содержат исправления уязвимостей безопасности.
  5. Если  используешь общественный Wi-Fi для доступа к Госуслугам, то лучше всего использовать виртуальную частную сеть (VPN), которая зашифрует трафик и защитит его от перехвата злоумышленниками.
  6. Никогда не сохраняй личную информацию на общедоступных устройствах или в облачных сервисах без использования VPN.
  7. Не используй телефон, привязанный к порталу Госуслуг, в других личных кабинетах.

Соблюдение этих простых правил поможет защитить твой личный кабинет на Госуслугах от взлома и кражи личной информации.

Подписывайся на мой канал, где я рассказываю о том, как сохранить свои данные, деньги и главное - репутацию.