ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ ПСИХОЛОГА
№ п/п
Тема занятия
Количество
занятий
1
Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения
7
2
Формирование эмоциональной сферы (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и отдельных черт характера)
8
3
Развитие коммуникативных умений (этюды, обучающие умению выразить и понять состояние другого человека: игры, способствующие взаимодействию, сплоченности группы детей)
16
4
Развитие произвольного внимания:
а) устойчивости внимания;
б) распределение внимания;
в) переключение внимания;
г) расширение объема
8
5
Развитие произвольной памяти:
а) механической (зрительной, слуховой);
б) опосредованной
8
6
Развитие мышления
8
7
Развитие воображения, творческих способностей и фантазии
8
8
Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилу
СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО
НАПРЯЖЕНИЯ. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Цель: развитие умения правильно выражать свои чувства, оценивать отношение к себе других людей. Обучение элементам, приемам расслабления.
Ход занятия
1. Этюд «Тише».
Два мышонка должны перейти дорого, где спит котенок.
Выразительные движения:шея вытянута вперед, указательный палец к губам, брови «идут вверх».
2. Этюд «Отдай».
Ребенок требует отдать игрушки.
Выразительные движения:руки вытянуты, ладонями кверху.
3. Этюд «Иди ко мне».
Дети манят к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения:сидя на корточках, протягивает руки малышу.
4. Игра «Слушай хлопок».
На определенное количество хлопков принять определенную позу.
1 хлопок – поза аиста.
2 хлопок – поза лягушки.
3 хлопка – просто шагать.
5. «Зеваки».
Дети идут по кругу, по сигналу поменять направление движения.
6. «Замри».
Дети прыгают под музыку, музыка останавливается, дети замирают. Неуспевшие замереть выходят из игры.
7. «Винт».
Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и в право, руки свободно следуют за корпусом.
8. «Насос и мяч».
Дети делятся на пары. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом, надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания мяча он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков. «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИКИ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Цель: развивать умения правильно выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей; регулировать поведение; обучать приемам саморасслабления.
Ход занятия
Этюды на выразительность жеста.
Этюд «Тише!».
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».
Выразительные движения:шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Этюд «Отгадай!».
Ребенок требует отдать ему игрушку.
Выразительные движения:руки протянуты вперед ладонями кверху.
Этюд «Иди ко мне».
Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения:сидя на корточках, обе руки вытянуты навстречу малышу.
Этюд «Уходи!».
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения:кисти рук расположены вертикально ладонями наружу.
Развитие активного внимания.
Игра «Слушай хлопок!».
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.
Игра «Канон».
Играющие стоят по кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.
Игра «Зеваки».
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.
Преодоление двигательного автоматизма.
Игра «Стоп!».
Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет «Стоп!».
Игра «Замри».
Дети прыгают под музыку, ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам.
Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Неуспевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку до тех пор, пока не останется только один играющий, который признается победителем.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Цель: обучить умению выразить и понять состояние другого человека, способствовать сплоченности детей.
Ход занятия
1. «Здравствуйте».
Дети стоят в кругу. Каждый ребенок здоровается по очереди с помощью жестов. Остальные повторяют за ним.
2. «Настроение».
Ребенок показывает жестами свое настроение. Остальные повторяют за ним. И так все по очереди.
3. «Тень».
Дети делятся на пары. Один – человек, второй – тень. Человек двигается в любом направлении, тень повторяет все движения человека. Потом они меняются ролями.
4. «Разговор через стекло».
Дети делятся на две группы. Одна – в магазине, другая – на улице. Они забыли договориться о том, что нужно купить, а выход на другом конце магазина. Их разделяет толстое стекло (витрина). Объясняться можно только жестами. Задача группы в магазине догадаться о том, что другая группа их просит купить.
5. «Кто сказал?».
Выбирается ведущий, который садиться спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал взрослый, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал не угадаешь!». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали.
6. «Радио».
Дети сидят в кругу. Взрослый садится спиной к группе и объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка! (Подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору».
7. «Фея сна».
Дети сидят на полу на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит фея (или волшебник – мальчик) с тонкой палочкой. Кого коснется – засыпает (играет тихая спокойная музыка).
Развитие творческого мышления.
1. Спросите у детей, когда их родители украшают обеденные столы тортом. Попросите их вспомнить, каким образом украшают торт к дню рождения. Также вспомните и напишите на доске праздники и особые даты, которые можно было бы отметить с праздничным тортом на столе. Чтобы дети стали предлагать нестандартные идеи, спросите их, как можно было бы отметить, например, покупку щенка. Как украсить торт, приготовленный по поводу этого знаменательного события. Может быть, разместить на торте «косточки», сделанные из леденцов или мармелада.
2. Раздайте детям листы с нарисованными 4 макетами тортов. Предложите им нарисовать украшения на тортах, предназначенных для особых дней и праздников (указать даты). Кроме этого, пусть дети сами придумают какие-нибудь особенные даты и украсят торты на рисунках. Позвольте детям поделиться своими идеями и ответами со всеми ребятами.
3. Предложите детям украсить один большой торт (круг, вырезанный из листа ватмана) к какому-нибудь празднику. Украшать можно рисунками, аппликациями и т. п.