Борис Ходоровский
Не стало первой в истории спортсменки — чемпионки зимних Олимпийских игр в двух дисциплинах: лыжных гонках и биатлоне. Из россиянок никому повторить достижения Резцовой не удалось. В 2018 году планка покорилась чешке Эстер Ледецка. Однако выступала спортсменка в соревнованиях по горным лыжам и сноуборду.
Запомнилась Резцова, которую со времен выступлений за лыжную сборную СССР называли "Мама Рома" (девичья фамилия Романова. — Прим. ред.), не только победами, но и необыкновенной откровенностью. Анфиса Анатольевна не боялась говорить о том, что многие скрывали. Или утверждали, будто подобный негатив практиковался другими, а сами они "чистые стеклышки". Резцову за это обожали журналисты и ругали, хотя и побаивались, спортивные руководители. Она разоблачала нравы, царившие в сборных СССР и России.
Рассказывала, как до Олимпиады в Калгари оказалась перед выбором: рожать или, сделав аборт, дальше выступать на лыжне. Карьеру спортсменка продолжила, а руководителям спорткомитета поставила условие:
"Предоставляйте нам с мужем квартиру, а то живем у родителей".
Жилье Резцовы получили еще до Олимпиады-1988, на которой Анфиса стала чемпионкой в лыжной эстафете и завоевала серебро в гонке на 20 километров свободным стилем. Через год родилась первая из дочерей — ныне финская биатлонистка и мама трех детей Дарья Виролайнен. У самой Резцовой четыре дочери. Причем разница между младшей и внуком, которого подарила Дарья, — чуть больше года. Как не раз подчеркивала сама Анфиса Анатольевна, она одновременно была и мамой, и бабушкой. Ее младшей дочери Марии сейчас 15 лет.
Не побоялась Резцова рассказать и о допинговых программах, благодаря которым добывались победы советских и российских лыжников. Не стала ничего отрицать или оправдываться, мол, журналисты неправильно поняли, когда разгорались скандалы. Говорила и о том, что помогали фармакологи не только другим, но и ей тоже.
В биатлон перешла после того, как руководители лыжной сборной не поверили в перспективы после возвращения из декретного отпуска. Смену специализации объяснила тем, что муж Леонид Резцов был тренером "стреляющих лыжников". Как шутила олимпийская чемпионка, занимался бы он фигуристами — пошла бы туда. На коньках спортсменка стояла не хуже, чем на лыжах. При наличии достойного партнера могла побеждать в соревнованиях спортивных пар.
С винтовкой Резцова преуспела больше. В Альбервилле победила в спринте и завоевала бронзу в эстафете, а в Лиллехаммере снова поднялась на высшую ступеньку пьедестала почета вместе с "подругами по команде". Хотя подругами тех, кто выступал вместе с ней на самых престижных турнирах, никогда не называла. Могла пройтись по "бабовщине" в лыжной сборной СССР, сказать, что в состав эстафетной четверки в биатлоне попадают "через постель".
С авторитетом титулованной спортсменки считались. Она едва ли не единственная позволяла себе критиковать руководство Союза биатлонистов России во времена, когда его возглавлял и финансировал Михаил Прохоров. В последние годы именно Резцова была одним из самых ярых критиков СБР. А уж если дело касалось дочери Кристины, могла разорвать любого.
О смерти Анфисы Анатольевны сообщил бывший супруг и тренер Леонид. Последние дни она провела в реанимации подмосковной больницы, куда попала без сознания 15 октября. За пару месяцев до этого у нее случился сердечный приступ. Несколько раз Резцовой делали донорское переливание крови. О том, как сказалась на здоровье спортивная карьера, именитая спортсменка уже не расскажет в откровенных интервью.
Редакция РИА Новости Спорт выражает глубокие соболезнования родным и близким Анфисы Анатольевны.