Найти тему
Ready Steady Go

Самая страшная авария, которая повлияла на правила гонок

Всем Привет!

К сожалению, автомобильные гонки могут принести не только триумф, но и смерть. Так было со знаменитыми Айртоном Сенной, Томом Прайсом, Пьером Левегом. Разрушенные спорткары, погибшие зрители, сгоревшие заживо - об этом всем мы поговорим в данном видео. А в конце мы вам расскажем, что автогонки, несмотря на все совершенствования в области безопасности - до сих пор остаются одним из самых смертельных видов спорта.

«24 часа Ле-Мана», 1955 год

Начнем, пожалуй, с самой жуткой аварии за всю историю мирового автоспорта, которая произошла во время суточного марафона «24 часа Ле-Мана» 11 июня 1955 года. Пьер Левег пытался победить в этой гонке еще с 38 года. И вот, будучи ветераном, получил приглашение от одной из самых сильнейших команд того времени - Mercedes.

Но вместо триумфа произошла трагедия. На 35 круге гонки Mercedes-Benz 300 SLR под управлением Левега, на скорости 240 км/ч врезался в болид другого гонщика, Ланса Маклина, и отлетел на защитную земляную насыпь, которая сыграла роль трамплина. Все бы обошлось, приземлись авто на трассу или на обочину. Но плоская машина полетела на расположенные слишком близко к трассе трибуны.

От удара машина Левега начала разваливаться и масса обломков, включая элементы подвески и двигатель, полетели в зрителей. При приземлении у машины загорелся и взорвался топливный бак. Сам французский гонщик погиб, вылетев из машины. Он забрал с собой 86 жизней зрителей, при этом еще более 120 человек - пострадало, получив травмы разной степени тяжести.

В мировой автоспортивной истории ни до 11 июня 1955 года, ни после не было аварий с таким количеством погибших и раненых, и именно после этой аварии стали ежегодно совершенствоваться стандарты безопасности. Это может показаться диким, но в 55 году гонщики не знали, что такое ремни безопасности, что стоило Левегу (и не только ему) жизни.

А зрители тогда вообще могли находиться в нескольких метрах от несущихся на огромной скорости машин. Самым распространенным видом «отбойников» в 50-е годы были…. тюки с соломой или несколько старых покрышек. Неудивительно, что едва ли не каждая гонка той эпохи могла закончиться трагедией — и нередко заканчивалась.

Гонка Париж - Мадрид, 1903 год

Так, в 1903 году на улицах Версаля была организована необычная гонка. Долгое время не удавалось получить разрешение на проведение такого мероприятия на общественных пространствах города. Однако местные жители, администрации населенных пунктов и производители машин оказались очень настойчивы. И гонка все же состоялась.

Она стартовала в Версале, где вступили в поединок в общей сложности 215 автомобилей и 59 мотоциклов. Французские газеты были взволнованы и освещали гонку с большим энтузиазмом. Она была представлена как крупнейшая с момента изобретения автомобиля, и более 100 000 человек смогли добраться до Версаля в 2 часа ночи, чтобы посмотреть на старт. Первые сто километров гоночной трассы были переполнены зрителями, а железнодорожные станции были забиты людьми, пытавшимися добраться до Версаля.

-2

Зрители, не понимавшие опасности, исходящей от мчавшихся со скоростями до 140 км/час автомобилей, стояли группами на проезжей части. Порой даже перебегали с одной стороны дороги на другую перед самым носом приближающейся машины. В результате за первый же день соревнований погибло несколько зрителей и гонщиков в том числе один из основателей фирмы Renault — Марсель Рено.

В целом, половина машин разбилась или сошла с дистанции, и по меньшей мере восемь человек считались погибшими и более 100 ранеными.

Французское правительство распорядилось остановить «кровавый фарс». Гонка была отменена в день ее начала. Все машины были опечатаны и поездами отправлены по домам.

Самые масштабные аварии

Если предыдущее соревнование является, практически, рекордсменом по количеству машин, принявших в нем участие. То следующие гонки стали лидерами по количеству столкнувшихся автомобилей.

В 1960 году на мероприятии “Daytona 500” случилась крупнейшая авария в истории NASCAR. Она произошла отчасти потому, что трасса Дейтона намного больше и быстрее, чем привыкли гонять до этого участники кубка. На трассе было 68 машин, 37 из них столкнулись в конце первого круга. 8 гонщиков оказались в больнице, но, к счастью, обошлось без летальных исходов. После той аварии Nascar пересмотрели правила и сократили количество автомобилей на треке до 43-х.

-3

А вот рекордом “Формулы-1” по количеству машин, участвовавших в столкновении, стал кубок “Гран-при Италии”, 1978 года. Тогда в самом начале гонки стартер потушил красные огни светофора еще до того, как все машины успели выстроиться на стартовой решетке, что в итоге привело к столкновению в общей сложности 11 машин. Lotus шведского гонщика Ронни Петерсена врезался в соседний болид, улетел в отбойник и, не выдержав лобового удара, вспыхнул. Гонщика удалось вытащить, но на следующий день он скончался в больнице.

Гонка, конечно же, была остановлена красным флагом — у организаторов ушёл примерно час на то, чтобы эвакуировать все автомобили. В те времена все команды Формулы-1 имели право использовать запасные машины, но всё равно на повторный старт не смогли выйти сразу три пилота. Представляем, как же досадно проиграть гонку, так и не успев в ней поучаствовать.

«Инди-500»

Нечто похожее произошло и в 1964 году. «500 миль Индианаполиса» является самой популярной гонкой в Северной Америке и одной из трех самых престижных в мире наряду с «Гран-при Монако» и «24 часа Ле-Мана».

Дэйв Макдональд в тот год дебютировал на «Инди-500» в качестве пилота «Форда». Нет, это была не первая гонка спортсмена. Начав с дрэг-рейсинга, калифорниец сел за руль спорткара еще в 1960-м, гонял на «Корветах», принёс дебютные победы каждой из первый трёх моделей «Кобра», финишировал в дебютной «Дейтоне 500» десятым. В его четырехлетней гоночной карьере он успел поучаствовать в 115 гонках с 47 победами и 69 лучшими тремя концами. Карьера Макдональда набирала обороты.

-4

Однако абсолютному триумфу так и не удалось случится. Из-за отказа тормозной системы болид Дэйва врезался в бетонное ограждение. Огромное облако черного дыма, образовавшееся из-за возгорания автомобиля, заволокло большой участок трассы и лишило многих участников видимости. Что привело к массовому столкновению - не менее 7-ми машин. Организаторам впервые в истории “Индианаполис-500” пришлось остановить гонку. В результате страшной аварии пять гонщиков получили различные травмы, еще двое, включая самого Дэйва Макдональда, погибли.

Эта трагическая гонка снова показала, что требования безопасности должны быть пересмотрены.

Огонь на трассе

Вообще, возгорание автомобилей на трассе - не редкость. Известно как минимум 2 похожих случая.

В 1976 году на кубке “Гран-при Германии” на втором круге гонки “Феррари” Ники Лауды сорвалась с трассы, ударилась о заграждение и вылетела обратно, где в нее врезался ехавший следом Бретт Лунгер. Оба болида загорелись, Лунгер смог выбраться, а вот Лауда застрял. Остановившиеся гонщики пытались достать коллегу из горящей машины, но им удалось это не сразу. И в результате сильнейших ожог головы и лица, а также отравления угарным газом, Лауда впал в кому. Врачи сомневались, что он выживет. Но случилось чудо - он выжил и даже спустя 6 недель после аварии снова вернулся в гонки, где проиграл чемпионский титул Джеймсу Ханту с разницей всего в одно очко.

-5

В 1973 году на кубке “Гран-при Голландии” на 8-круге гонки на “Марче” Роджера Уильямсона случился прокол. После чего на скорости под 300 км/ч машина врезалась в заградительный барьер, который сработал как подкидная доска, вышвырнув перевернувшуюся машину обратно на трассу. Автомобиль загорелся, водитель оказался зажат в кабине. Один из гонщиков, Дэйв Пёрли, остановился и попытался помочь коллеге, перевернув автомобиль. Маршалы же, имевшие в руках огнетушители, опасаясь взрыва бензобака, в это время стояли в отдалении, даже не пытаясь спасти Уильямсона. На помощь Пёрли рванулись зрители, и маршалы, вместо того чтобы спасать застрявшего в горящей машине пилота, начали отгонять толпу от трассы. Все это время Уильямсон был жив, и Пёрли, в одиночку пытавшийся потушить пожар, слышал, как тот умолял ему помочь. Но вскоре крики прекратились. Уильямсон умер не от ожогов или каких-то других травм, а от асфиксии и отравления продуктами горения.

Смерть от огнетушителя

Но не только огонь может стать виновником трагедии. Том Прайс - единственный гонщик из Уэльса, когда-либо побеждавший в Формуле-1, погиб во время Гран-при Южной Африки 1977 года, сбив сотрудника пожарной службы, перебегавшего трассу с огнетушителем.

-6

Произошло это так: машина другого гонщика загорелась и двое пожарных с огнетушителями без согласования попытались приблизиться к трассе, чтобы погасить огонь. И одного из них и сбил Том Прайс, так как гонка не была остановлена, машины неслись на огромной скорости. 19-летний пожарный скончался от удара на месте, а огнетушитель, который он нес, попал Прайсу прямо в голову и убил его. Машина Прайса с мертвым водителем за рулем продолжила движение по трассе и остановилась, врезавшись в ворота въезда для машин скорой помощи.

Автомобили группы Б

Расскажем вам немного об автомобилях группы Б. Это, пожалуй, самое экстремальное явление в истории гонок. Разве могут быть не экстремальными болиды массой в 900 кг, которые на гравии разгонялись до сотни за 2 секунды? Созданная в 1982 году, Группа Б значительно повысила популярность ралли, положила начало крупным победам Audi в спорте и стала кульминацией спортивной карьеры некоторых талантливых гонщиков. Но она не могла просуществовать долгое время по определению.

-7

Первой крупной трагедией группы Б стала авария на ралли Португалии в 1986 году. В одном из поворотов неопытный пилот Йоахим Сантос, который впервые участвовал в гонках на болиде такой мощности, не справился с управлением и врезался в толпу зрителей. Как минимум 3 человека погибли, еще 10 получили тяжелые увечья.

Однако главной причиной полной ликвидации группы Б стал ужасный инцидент, произошедший чуть позже аварии Сантоса, в том же 1986 году. Один из самых талантливых пилотов ралли своего времени, Тойвонен говорил в интервью, что Lancia Delta S4 — слишком быстрый болид, чтобы быть безопасным. И действительно, по своим характеристикам Delta S4 была самой быстрой машиной среди самых быстрых машин планеты на тот момент, поэтому авария с тяжелыми последствиями на узких горных дорогах без заграждений была лишь вопросом времени. Так и получилось. Съемок этого участка этапа нет, но, по одной из версий, пилот не справился с управлением. Из-за этого машина на повороте сорвалась в пропасть, врезалась в дерево и загорелась.Возможно, экипаж погиб от сильного удара, но огонь пылал еще 20 минут, пока машину не обнаружили спасатели. Если бы эта гонка проводилась сегодня, если бы авария произошла на людном и оборудованном участке дороги, то пожар бы потушили за секунды. Но в те годы инфраструктура трассы оставляла желать лучшего, а организаторы были попросту не готовы к таким ситуациям, поэтому и произошло то, что произошло. Гибель Тойвонена и Кресто заставила немедленно запретить опасные для пилотов и зрителей машины группы Б.

Гибель трехкратного чемпиона

Бразилец Айртон Сенна - трехкратный чемпион мира по гонкам “Формулы-1” 1 мая 1994 года участвовал в очередном соревновании.

За день до гонки в квалификации погиб пилот, австриец Роланд Ратценбергер. Но гонку все равно не отменили, посчитав это недостаточным основанием. Итак, соревнование началось. Уже на втором круге в результате столкновения двух других пилотов появилась необходимость выпустить на трассу автомобиль безопасности, снижавший скорость гонщиков, чтобы дать возможность службам трассы убрать разбросанные по дорожному полотну обломки автомобилей.

-8

Гонка была продолжена на шестом круге, а уже на седьмом автомобиль Айртона Сенны на всей скорости вылетел с трассы, протаранив ограждения. Гонка была приостановлена, а тело мужчины, не подающего признаков жизни на вертолете транспортировали в госпиталь. Там, что мозг Айртона уже мертв и на выход из комы нет никаких шансов. Было принято решение отключить его тело от средств, искусственно поддерживающих в нем жизнь.

С тех пор это самая известная авария в автоспорте. Таковой она остается еще и потому, что до нынешнего момента во всей истории остается слишком много неизвестного. Главная загадка — причина аварии. По одной версии не выдержали перегретые шины, по другой — отказали системы управления автомобилем, по третьей — пилот не выдержал нагрузок и упал в обморок.

Неизвестно и когда наступила смерть мужчины, на трассе, по пути в госпиталь, или уже в больнице. Сходятся все лишь в одном — в причине смерти, которую повлек за собой удар в голову элементом подвески.

Конечно, после этого требования безопасности снова были ужесточены. Более того, теперь каждый автомобиль был обязан проходить краш-тест перед гонкой.

В наши дни

Но кажется, этих мер все еще недостаточно для обеспечения полной безопасности на данных спортивных мероприятиях.

Гран-при Японии 2014 года проходил под проливным дождем. На 42 круге гонки разбился пилот Адриан Сутиль. На 43 круге - Жюль Бьянки не справился с управлением и врезался в другой автомобиль. В погрузчик, эвакуировавший машину Сутиля. Комиссия установила, что в момент столкновения "700-килограммового болида с 6,5-тонным краном" машина Формулы-1 имела скорость 126 километров в час. В FIA назвали "неправильным в корне" утверждение некоторых экспертов, что подобная авария может оставить шансы на положительный исход.

По некоторым данным, француз отвлекся и не заметил перед собой препятствие. По другим - нажал одновременно на педали газа и тормоза для активации системы FailSafe, которая снижает обороты двигателя. Однако из-за конструктивных особенностей болида Marussia эта система не сработала. Некоторые эксперты и вовсе считают, что причиной трагедии стали мокрая трасса и темное время суток. Правды мы не узнаем. Ясно лишь то, что автогонки - все еще смертельно опасный вид спорта, несмотря на все предпринятые меры. Ведь через девять месяцев после аварии Бьянки скончался от полученных на соревновании травм в больнице во Франции.

Заключение

Автогонки - действительно опасный спорт. За всю историю соревнований по этой дисциплине произошло немало страшных аварий. Мы осветили лишь некоторые, самые запоминающиеся из них. Спасибо за просмотр!

Еще больше удивительных фактов и историй смотрите в наших видео: https://dzen.ru/readysteadygo?tab=longs