Ровно 15 лет назад, в октябре 2008-го, я проехался на мотовозе погрузочно-транспортном МПТ4. Кто не знает — вот этот скромный труженик:
А с изолированной вышкой для обслуживания контактной сети он называется АДМ1:
В статье о дизеле Д6 я уже вскользь показывал МПТ4 и МПТ6, в частности, раскрыл, что на них стоит дизель ЯМЗ-238 — как на КрАЗах, некоторых Уралах и седельных МАЗах.
Заглянем в кабину?
Две чёрные ручки перед пультом сидят на общем валу, это управление оборотами дизеля, то есть «газ» при езде. Однако на мотовозе стоит кран, он электрический, если работать краном — то для частоты тока 50 герц нужны 800 оборотов дизеля в минуту.
Не знаю, было ли какое приспособление с завода, но на этой машине рукоятку подпирали дощечкой, чтобы обороты стояли около 800 (у ЯМЗ-238 холостые обороты — 500 ... 600). Почему частота тока генератора жёстко зависит от оборотов — в статье «ТЭД-8»:
Задняя часть кабины:
Правый край пульта — манометры тормозов, управление пуском дизеля и гидропередачей, фонарями и прожекторами:
Середина пульта — здесь манометры и термометры дизеля и гидропередачи, управление освещением и краном:
Да, передача у МПТ4 — примерно как у ТГК2, что показан в той же статье по Д6: колёсные пары приводятся от дизеля через гидромеханическую коробку и карданные валы.
Левая часть пульта, здесь самое интересное — приборы генератора, питающего кран:
Помимо приборов переменного тока есть и приборы постоянного — для контроля работы специального генератора постоянного тока, питающего магнит. В комплект некоторых МПТ, в том числе и этого, входит электромагнит М-22 грузоподъёмностью 250 кг, очень удобный для погрузки рассыпных грузов наподобие болтов и гаек.
Также здесь указатель опрокидывающего момента, самый левый, с «Мопр %» на шкале. Этот прибор входит в комплект ограничителя грузоподъёмности, который в зависимости от положения стрелы и нагрузки на канат (она замеряется на конце стрелы) рассчитывает предельную нагрузку крана.
Сейчас ставятся более современные ограничители нагрузки ОНК-140 и ОНК-160, но это машина выпуска то ли конца девяностых, то ли начала нулевых, это видно и по старому «электронному скоростемеру» — просто КЛУБ, ещё даже не КЛУБ-У:
Этот прибор безопасности, старый вариант комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ), снят с производства в 2000 году, но я его встречал на новых ТЭП70 выпуска 2004 года — видимо, старые запасы лежали на складах до потолка.
Вот так изнутри выглядит незаметная, но очень важная для ЖД машина — эдакая КМУ на железнодорожном ходу. Небольшое видео из поездки — «Станция Новоотрадная с цветными ТЭМ2 из кабины МПТ4»:
https://dzen.ru/video/watch/65357ae52d68cc144f5f719b
Чтобы оставаться на связи при проблемах с подпиской или с самим Дзеном, предлагаю подписаться на наш Телеграм-канал «Всё, что движется», там публикуются несколько авторов Дзена на тему транспорта: