РЕЛИГИЯ
Итак, получается, что похудология по всем признакам – далеко не сложившаяся наука. Она ещё только ищет себя в науке и медицине. Избыточный полиморфизм мнений и разобщённость базовых теорий лишь подтверждают это. А существующий арсенал средств и методов воздействия хоть и позволяет на какое-то время стимулировать липолиз* и уменьшить количество жировых отложений, - при оценке долговременных эффектов пока не даёт возможности трактовать их как результат. По крайней мере, в том смысловом значении, как это принято в классической медицине.
* - Липолиз – в строгом смысле метаболический процесс ращепления сложных жиров на составляющие жирные кислоты и глицерол под воздействием комплекса особых ферментов (липаз). Дальнейшую фрагментацию жирных кислот до углекислого газа и воды через реакцию окисления часто выделяют в отдельный биохимический механизм.
Чтобы не усложнять обсуждение «похудательных» тем и каждый раз не прибегать к дополнительным уточнениям, условимся данный термин трактовать в более широком значении – как процесс фрагментации и ферментативного расщепления жиров вплоть до исходных продуктов.
Почему же тогда миллионы страждущих голодают и «срываются», «сбрасывают» и снова набирают, платят, верят, проклинают и опять идут, пробуют, мечтают, сбиваются в общины и социальные сети, радуются и разочаровываются, вновь и вновь проходя по этой бесконечной спирали борьбы с самим собой? Почему практически каждый, кто работает в этом бизнесе, рекламирует свои методы как эффективный способ «похудеть навсегда», но закон трёх пятёрок, как и прежде, остаётся незыблемым итогом почти всех отдалённых результатов?
Так может быть похудология – это такой специфический ответ на запросы нашего, страдающего от лишних килокалорий, общества? Где главный посыл – в наделении всех страждущих её величеством НАДЕЖДОЙ? То есть это своеобразная религия, основанная на общей вере, страдании и восприятии чьих-то мыслей в качестве некой объединяющей путеводной нити? Когда поступками людей движет мечта и осознание реальности исцеления? И искренняя убежденность в том, что для победы главное – найти своего кумира, Гуру, Мессию, который, взяв за руку, приведет к заветной цели? И нужно просто, доверившись ему, терпеливо и настойчиво исполнять основные заповеди?
Если это так, становится понятным, почему одни страждущие с достойным лучшего применения фанатизмом вдруг начинают питаться как хищники, другие всеми силами стремятся полюбить «зеленый лист». Кто-то активно перепрограммирует психику, а кто-то носит волшебную серьгу. Кто-то занимается сыроедением, кто-то скрупулёзно подсчитывает калории и ведёт дневники, а кто-то горстями пьёт «похудательные» таблетки. Кто-то пропадает в тренажерном зале, а кто-то ищет свой пищевой генетический код…
Если похудология – это вера, люди вправе верить во всё, что захотят. А их пастыри уже не обязаны беспокоиться о том, как с научной точки зрения объяснить низкую результативность метода или ставящие в тупик любого физиолога рекомендации типа: «по средам и пятницам вам необходимо исключить все продукты, имеющие бордовый либо фиолетовый цвет» или «ваша полнота связана с психологической самозащитой женского организма от нескромных взглядов мужчин».
В подобной интерпретации значительно легче понять, почему, например, сомнительные способы похудения без доказанных полезных эффектов вдруг обретают миллионы поклонников, или в чем смысл существования примерно 4 000 различных диет, известных в мире. Смущает лишь то, что для поборников истинной веры слишком уж нестабилен состав многочисленных конфессий. Сторонники разных направлений с удивительной лёгкостью меняют кумиров, перебегая из одной иепархии в другую, и успевая за годы похудательной жизни опробовать десятки разных диет и методик!
Снова и снова они испытывают на собственном здоровье различные, патогенетически не связанные друг с другом методы: от мясоедства до вегетарианства, от голодания до явного злоупотребления отдельными продуктами, от травмирующего антицеллюлитного массажа и психологического кодирования до липосакции и резекции желудка. А окружающим остаётся лишь удивляться тому, с каким энтузиазмом, усердием и верой, некая, ещё совсем недавно фанатичная сторонница религии №127, вдруг начинает радикально перестраивать свою жизнь и как молитву повторять догматы религии №549!
СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Я не буду больше занимать внимание читателя обсуждением целей и мотиваций. Ведь смысл этой книги не в поиске символических ответов на риторические вопросы. Да и тема, на самом деле, куда серьёзнее. То, что человечество переживает масштабную социальную проблему, грозящую в обозримом будущем превратиться в главное препятствие для поддержания здоровья популяции, – пожалуй, ни у кого уже не вызывает сомнений.
Если 30 лет назад избыточный вес имело не более 10% населения Земли, то сегодня в мире живет около 2 млрд человек (23%) с избыточной массой тела, а более 700 млн (8%) страдает ожирением различной степени. В Индии избыточную массу тела и ожирение выявляют у 20% населения, в Китае – 30%, в Южной Корее, странах Восточной Европы и России – 40-45%, в Новой Зеландии и некоторых Скандинавских странах – 50%, в Великобритании – 65%, а в США – 80%.
Необходимо отметить, что сегодня уже существует определённый, концептуально и методологически обоснованный ответ, способный вселить надежду и дать радость вновь побыть стройным. Он явно нуждается в новых прорывных технологиях и программных решениях. А значит, уже не столько в частной инициативе и симптоматических подходах, сколько в глубинной проработке и широкой координации усилий. То есть в серьёзной государственной поддержке и контроле над ситуацией на основе масштабных фундаментальных исследований и долговременных системных мероприятий.
Но пока ничего подобного нет и в помине. Предложения на рынке «похудательных услуг» зависят в основном от надежд и личной убеждённости потребителей, а не от внешней государственной экспертизы и анализа статистики отдалённых результатов. И это вполне закономерно. Ведь, как я уже отметил, данная сфера не входит в зону прямой ответственности государства. А пациенты коммерческих клиник и центров не обладают достаточными знаниями для оценки рекомендаций и научной обоснованности методик. То есть в строгом смысле не являются компетентными потребителями. Поэтому их консультанты невольно выступают сразу в двух лицах: и как эксперты, определяющие потребности пациента, и как сторона, эти потребности удовлетворяющая. Согласитесь, есть над чем задуматься!
Природа не любит пустоты. Можно, конечно, критиковать тех, кто, предлагая сомнительные услуги, научился успешно преобразовывать чужой жир в собственные доходы. А также разрозненные научные школы и талантливых энтузиастов-одиночек, которые, опираясь на личный опыт, ищут пути решения проблемы. Пусть они порой делают это не совсем корректно с практической точки зрения и убедительно с научной. Пусть иногда выдают временную ответную реакцию за конечный результат и путают причину со следствием. Пусть вместо широкой огласки полезных находок скрывают нюансы от конкурентов и не показывают реальную статистику отдалённых результатов. Какие ресурсы – такое и предложение.
Всё равно им нужно сказать спасибо! Потому, что они уже помогли многим. И потому, что иначе у нас не было бы даже того, что есть сейчас – примеров увлекательной бескомпромиссной борьбы и ярких побед, вселяющих надежду!
Что ж, получается, что похудология – это и наука, и бизнес, и вера, и чья-то боль, и чья-то надежда, и чьё-то ремесло. Повторяю, эта отрасль знаний пока ещё развивается во многом стихийно. И остаётся своеобразным общим местом, где присутствует всё: от высочайшего профессионализма и искреннего стремления помочь, до откровенной глупости и мошенничества. А низкая результативность доказывает лишь то, что действенных методов решения этой важной социальной проблемы пока, к сожалению, не найдено!
Слишком быстрым оказалось влияние неблагоприятных цивилизационных факторов на здоровье. И общество пока не готово адекватно реагировать на стремительный рост числа страдающих от избыточного веса людей.
Не уверен, что моя книга может стать каким-то прорывом в решении проблемы. Но как врач и учёный с солидным клиническим опытом, считаю, что для выхода из стагнации очень важно было бы снова вернуть современную похудологию в русло классической физиологии и медицины. Усилить в ней дух «клиницизма» и комплексности в изучении причинно-следственных связей, диагностике регуляторных и обменных нарушений и методах их коррекции. И поставить фильтр на проникновение в эту сферу чьих-то непроверенных мнений, надуманных гипотез и бытовых интерпретаций.
(продолжение следует)