Найти тему

«Целью Азербайджана является не просто этническая чистка Арцаха, а оккупация Армении» - Лен Уикс

Азербайджан совершил этническую чистку против группы армян, в то время как мир хранил молчание. Бывший главный прокурор Международного уголовного суда Луис Морено Окампо сообщил, что блокада со стороны Баку бывшего Нагорного Карабаха (Арцаха) признана Международным судом незаконной, поскольку соответствует статье II (с) Конвенции о геноциде: «Умышленное создание группе условий жизни, рассчитанных на полное или частичное ее физическое уничтожение», пишет Лен Уикс в своей статье на портале Providence.

«Почему людей должно волновать это? Помимо причинения страданий невинным армянам Арцаха, этот вопиющий акт также существенно подорвал так называемый «международный порядок, основанный на правилах» и подтолкнул диктаторов к использованию силы для разрешения политических конфликтов. Теперь Кавказ может столкнуться с региональной войной, в которую втянутся Россия, Турция, Иран и Израиль.

-2

Авторитарный азербайджанский режим, вторгшийся в Армению в 2021 и 2022 годах и незаконно удерживающий армянских военнопленных, совершавший садистские военные преступления, такие как обезглавливание и бомбардировки церквей, а также насаждающий спонсируемый государством расизм против армян, пытается оправдать свои действия. Он ошибочно изображает людей, подвергшихся голодной блокаде и военному нападению 19 сентября 2023 года, как «добровольно покинувших земли», на которых они жили тысячи лет.

-3

До сих пор Азербайджану удавалось контролировать эту ситуацию, используя такие инструменты, как печально известную схему взяточничества политиков и средств массовой информации, чтобы избежать пристального внимания Запада к тому факту, что он является союзником России, и даже помогает России избежать санкций путем продажи российского газа. Баку называет армян «сепаратистами» и «повстанцами». Даже западные СМИ используют неуместные термины, чтобы описать Арцах как «отколовшийся» или «сепаратистский». Это несправедливость, поскольку стремление Арцаха к демократии и свободе от нарушений прав человека со стороны Азербайджана не было сепаратизмом.

Первая Республика Армения была основана в 1918 году во время распада Российской империи. Арцах был частью преимущественно христианской нации Армении, которая была признана де-юре суверенным государством великими державами в 1920 году. В отличие от Армении, Азербайджанская Демократическая Республика в 1918-20 годах не была признана суверенной (даже Османской империей, ни Лигой Наций). Будучи самопровозглашенным де-факто образованием без признанной территории, Баку не имел юридических претензий к Армении или Арцаху.

После незаконного советского вторжения в суверенную Армению в конце 1920 года, в 1921 году Сталин передал Арцах, населенный на 95% армянами, из Армянской Советской Социалистической Республики (ССР) в состав Азербайджанской ССР в качестве автономной области. И это несмотря на то, что 30 ноября 1920 года Азербайджанская ССР уже признала Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань частью Советской Армении! Политика Сталина «разделяй и властвуй» с тех пор стала причиной конфликта между Арменией и Азербайджаном.

Во время правления Сталина он игнорировал многочисленные погромы и массовые убийства на расистской основе, в том числе резню в Шуши в 1920 году, устроенную азербайджанцами в эпоху геноцида армян, в результате которой погибли 20 000 армян, и этническую чистку этого арцахского города. Поэтому давняя настороженность Армении по отношению к своему восточному соседу понятна.

Однако есть два критических момента относительно того, почему решение Сталина передать Арцах Советскому Азербайджану не имеет отношения к суверенному статусу Арцаха:

Азербайджанская ССР была всего лишь несуверенной провинцией Советского Союза и как таковая не имела права претендовать на территорию под Вестфальским суверенитетом (без правления другой стороны);

Сам Азербайджан не претендовал на какие-либо суверенные права периода Азербайджанской ССР; вместо этого 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики на основе непризнанной и несуверенной Азербайджанской Демократической Республики 1918-20 годов!

Впервые Азербайджан стал суверенным государством де-юре, способным претендовать на международно признанную «территориальную целостность», 26 декабря 1991 года, после распада Советского Союза. Согласно Уставу ООН, «территориальная целостность» актуальна только в случае внешних угроз, таких как вторжение, и не противоречит правам людей на самоопределение. Это был поворотный момент в истории, спустя три года после того, как Нагорный Карабах юридически отделился от Азербайджанской ССР путем официального референдума. Это также произошло на референдуме 1991 года (явка избирателей 82,1%) в поддержку декларации независимости Арцаха (и Шаумяновского района) от самого СССР 2 сентября 1991 года в соответствии с Законом о выходе СССР (статьи 3 и 5).

Когда 26 декабря 1991 года Советский Союз и его законы были признаны недействительными на территории бывшей Азербайджанской ССР возникли два юридических лица. Оба имели право «чистого листа» под суверенитетом Вестфалии в соответствии с Конвенцией Монтевидео. Таким образом, территория и люди, которых контролировал каждый из них, были жизненно важным аспектом перед последним шагом для суверенитета – международным признанием.

К сожалению, несмотря на поддержку Европейским парламентом 7 июля 1988 года воссоединения Арцаха с Арменией из-за продолжающихся погромов и массовых убийств против армян, Запад проигнорировал статью 1 международного права МПГПП о самоопределении, которую он с тех пор предоставил многим другим странам.

Это можно объяснить только западным невежеством или корыстной геополитикой, поскольку не может быть никакой логической причины отказывать демократическому народу Арцаха в его правах по международному праву, одновременно признавая другие, такие как Черногория (признанная Турцией и Азербайджаном), Южный Судан (признанная Турцией и Азербайджаном), Южный Судан (признанный Азербайджаном), а также Косово и Тимор-Лешти (признаны Турцией).

За исключением Черногории, это все случаи «сепаратизма» со стороны еще существовавшего материнского суверенного государства. Как уже отмечалось, Арцах не является примером сепаратизма, поскольку материнское государство (СССР) уже не существовало, когда он пытался воссоединиться с Арменией. Таким образом, Арцах имел точно такие же права на провозглашение независимости, как и Азербайджан, согласно соответствующим бывшим советским и международным законам.

Конечно, Азербайджан хотел бы, чтобы все поверили, что если государство является суверенным, то никаких изменений в его международно признанных границах быть не может. Если бы это было так, то Азербайджана бы не существовало, поскольку он был частью суверенной Персидской империи (ныне Иран). Некоторые могут также предположить, что, поскольку границы бывшего Нагорного Карабаха находились в пределах границ Азербайджана, то он должен быть частью территории Баку, но они, очевидно, никогда не видели карты суверенного Лесото!

Более того, когда постсоветские лидеры согласились с преамбулой (необязательной) Алма-Атинского протокола от 21 декабря 1991 года, в которой признавалась «…территориальная целостность друг друга и нерушимость существующих границ», «существующие границы» должны были по определению включать законно установленные границы Арцаха!

Неспособность мира признать Арцах в 1991 году и принять меры в соответствии с международной нормой «Обязанность по защите» (R2P) привела непосредственно к Первой Арцахской войне. Десятки тысяч людей напрасно погибли после вторжения в Баку, которому помогал Советский Союз в первые годы войны. Азербайджан совершил множество военных преступлений и распространял дезинформацию во время этой войны.

Резолюции Совета Безопасности ООН не касались статуса Нагорного Карабаха и даже не определяли размеры соответствующей территории, поскольку Совет Безопасности ООН поручил Минской группе ОБСЕ способствовать мирному урегулированию конфликта на этой официально спорной территории. Азербайджан неоднократно игнорировал свои обязательства по этим резолюциям и прекращению огня 1994 года, включая прекращение блокады, что делало их практически ненужными. Кажется, ничего не изменилось. В то время власти Нагорного Карабаха официально подписали все соглашения о прекращении огня, что означает, что Азербайджан де-факто признал Арцах, что являлось ключевым шагом к суверенитету.

Президент Азербайджана Алиев согласился на создание Лачинского коридора, обеспечивающего беспрепятственный доступ в обоих направлениях в рамках соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве России 9 ноября 2020 года. Однако российские «миротворцы» фактически стали тюремщиками, поддерживая геноцидную блокаду Азербайджана, не вмешиваясь, чтобы обеспечить соблюдение Баку своих обязательств. Беженцы, опрошенные автором, подтвердили, что Россию уведомили за день о вторжении Азербайджана 19 сентября 2023 года, в то время как Кремль дезинформировал мир, заявив, что его проинформировали всего за несколько минут.

Глубокую обеспокоенность вызывают утверждения о возможных массовых казнях мирных жителей азербайджанской армией в четырех деревнях 19 сентября 2023 года, свидетелями которых могли стать российские миротворцы. Сообщается, что русские  (миротворцы) были убиты по причинам, которые Кремль преуменьшает. Эти обвинения в военных преступлениях должны быть расследованы независимым органом.

Целью Азербайджана является не просто этническая чистка Арцаха, а оккупация Армении. Власти Азербайджана открыто заявляли об этом на протяжении десятилетий. Например, в 2005 году мэр Баку на встрече с немецкими чиновниками заявил: «Наша цель – полное уничтожение армян. Вы, нацисты, уже уничтожали евреев в 1930-х и 40-х годах, да? Вы должны быть в состоянии понять нас. В 2004 году представитель министра обороны Азербайджана заявил: «В ближайшие 25 лет на Южном Кавказе не будет государства Армения». Президент Алиев также постоянно заявлял о своих намерениях геноцида против армян.

Арцахская война 2020 года имела серьезные геополитические последствия и повлияла на региональную стабильность, привлекая даже сирийских наемников, перевезенных Турцией. Воодушевленный своей победой в 2020 году, Азербайджан теперь стремится военными средствами создать  коридор через южную Армению, что может привести к региональной войне, поскольку это перекроет жизненно важный торговый путь для Индии и Ирана.

Заявление неизбранной власти Арцаха о том, что Арцах прекратит свое существование 1 января 2024 года, было сделано под давлением, без демократической воли его народа, и поэтому является незаконным. У Арцаха были более веские юридические основания для признания независимости, чем у сепаратистских примеров, таких как Косово. Однако циничное молчание международного сообщества о геноциде посредством голода в течение почти десяти месяцев, за которым последовала этническая чистка арцахских армян, и его молчаливая поддержка геноцидной диктатуры Азербайджана за его нефть и газ, а также передачу российского газа в Европу, являются свидетельством провал «международного порядка». Даже ООН и Ватикан стыдливо молчали.

Провал в мире принципа R2P также позволил Кремлю снова относиться к армянам как к пешкам в своих геополитических играх. В ответ Армения ратифицировала Римскую конвенцию, согласно которой был создан Международный уголовный суд, предъявивший обвинение президенту России Владимиру Путину. Понятно, что Россия больше не является союзником Армении; на самом деле, совсем наоборот.

Как «лидер свободного мира» Соединенные Штаты позорно не смогли добиться большего успеха, чем Кремль. Они финансировали Азербайджан для поддержки прокси-войны с Ираном, в то время как сменявшие друг друга президентские администрации представляли эти действия Конгрессу как предотвращение терроризма, чтобы оправдать отказ от статьи 907, открывая дверь для прямой помощи США Азербайджану. Соединенные Штаты и их союзники теперь должны защитить Армению от последствий своих действий, которые фактически поддержали этнические чистки и вынудили наивное армянское правительство покинуть армян Арцаха.

Санкции типа Магнитского должны быть наложены на азербайджанских чиновников, ответственных за организацию военных преступлений и геноцида против армян, чтобы сигнализировать о неприемлемости этнических чисток. Юристы с международным опытом должны немедленно заняться расследованием и судебным преследованием азербайджанского диктатора Алиева за совершение геноцида в Международном уголовном суде.

Чтобы исправить серьезную несправедливость, совершенную в отношении армян Арцаха, цивилизованный мир должен сначала признать их огромные человеческие жертвы, экономическую жизнеспособность и невосполнимое культурное наследие. Подобные преступления требуют существенной компенсации и пути к восстановлению.

Азербайджан представляет собой коррумпированную и нестабильную диктатуру, которая угнетает собственный народ и потенциально находится под угрозой со стороны как Ирана, так и России, при этом Россия потеряла влияние в регионе из-за турецкого проникновения на Южный Кавказ. Арцах выполнил все юридические положения о международном признании. Поэтому народ Арцаха никогда не должен оставлять надежду вернуться на свою древнюю родину в качестве свободного и независимого государства с международными миротворцами, если позволит возможность, путем создания правительства в изгнании. Запад должен восстановить доверие к международному порядку, признав вопиющую ошибку, допустив незаконную аннексию Азербайджаном Нагорного Карабаха. В противном случае мир окажется на пропасти глобального конфликта, где действует закон джунглей.

ИСТОЧНИК: https://news.am/rus/news/787928.html