С 1 декабря КНР вводит контроль над экспортом графита — этот материал критически важен для производства аккумуляторов и не только.
Где применяется графит?
Графит — это минерал, представляющий одну из форм углерода. Материал отличается высокой электропроводностью, удельной теплоёмкостью и термостойкостью. Графит можно добывать или синтезировать — например, нагреванием смеси кокса и пека.
Экспортные ограничения касаются природного пластинчатого и чистого искусственного графита, а также изготовленных из них изделий. Поднебесная обеспечивает 67% мировых поставок природного графита. Financial Times подсчитала, что в тройку основных потребителей китайской продукции из графита входят США (импорт на 745 млн долларов с января по сентябрь 2023 года), Южная Корея ($589 млн) и Польша ($424 млн).
Потребность в материале постоянно растёт. Если в 2021-м мировой рынок графита оценивался в 14,8 млрд долларов, то к 2028-му может достигнуть 25,7 млрд.
В основном спрос подстёгивается развитием рынка электроавтомобилей. Ведь графит активно используется как важная часть анода в литий-ионных аккумуляторах. Батарее в гибридном автомобиле нужно до 10 килограмм графита, а в полностью электрическом — до 70 кг. Ситуация ещё тревожнее с учётом того, что Китай изготавливает около 90% графитовых анодов в мире.
Минерал важен не только для индустрии аккумуляторов. Графит используется как замедлитель нейтронов в ядерных реакторах, для тепловой защиты космических аппаратов и производства твёрдых смазочных материалов, как стержень для карандашей и даже для получения синтетических алмазов.
Ждём роста цен на электрокары и электронику?
Экспортный контроль не равен запрету. Теперь компании, которые хотят вывезти графит из КНР, должны запросить лицензию. Однако новые правила создают неопределённость для потребителей продукции и требуют передачи властям коммерческой информации.
Цены на графит с начала года упали на 30%, но введённые ограничения могут вернуть котировки на восходящую траекторию, говорит аналитик Argus Томас Кавана. Обычно у производителей есть запасы материалов, так что на конечных ценах электромобилей, смартфонов и ноутбуков изменения отразятся не сразу.
Вся индустрия автомобильных аккумуляторов зависит от анодов, и почти все они производятся в Китае. Остальные страны смогут заместить продукцию, но это не произойдёт в одночасье.
Росс Грегори партнёр консалтинговой компании New Electric Partners
Про торговую войну Китая и США
В последние годы Пекин и Вашингтон активно обмениваются ограничениями в области торговли. В Штатах надеются подорвать стремления азиатского конкурента в создании производства микроэлектроники последнего поколения.
Ограничения на графит аналогичны тем, что действуют с 1 августа в отношении галлия и германия — ещё двух важных материалов для индустрии электроники. А экспортный контроль по графиту анонсировали всего через несколько дней после того, как администрация президента США Джозефа Байдена ужесточила требования по экспорту в Поднебесную передовых чипов для искусственного интеллекта.