Здравствуйте дорогие читатели сегодня мы рассмотрим с вами организацию как некоторое явление.
Существуют различные трактовки термина «организация».
Организация — это одно из самых древних общественных образований на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей. Организацию можно рассматривать как процесс и как явление. Термин “организация” происходит от лат. organize — сообща, стройный вид, устраиваю.
Как процессорганизация — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация — это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур.
Организация - это:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления. Отметим, что организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур. Любая организация характеризуется следующими основными элементами (рис. 1).
Основными признаками организации является:
1. Наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены, является главным признаком организации.
2. Обособленность организации, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.
3. Соблюдение принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему, с учетом конкретных обстоятельств, реализовывать внешние команды.
4. Наличие внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство.
5.Организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.
6. Наличие внутренней среды организации – совокупность форм и процессов, придающих последней конкретное, присущее только ей лицо.
Общие черты для всех организаций
1.Наличие хотя бы одного человека
2.Наличие хотя бы одной цели направленной на удовлетворение потребностей ли интересов человека и общества
3.Поулчение прибавочного продукта в различных формах
Приба́вочный проду́кт — это часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого продукта.
Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства. Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.
Материальные ресурсы - все виды ресурсов, имеющих материальную природу: как предметы, так и средства труда( здания, машины, оборудование, сырье)
Финансовые ресурсы - представляют собой совокупность денежных средств, которые формируются из собственных, заемных и привлеченных источников.
Трудовые ресурсы - это персонал организации. Являются активной составной частью ресурсов организации и ориентированы на ведущую роль в производственном процессе. Создают продукцию, работы, услуги.
Природные ресурсы - земельные, водные, лесные, минеральные, биологические ресурсы.
Информационные ресурсы - совокупность данных и знаний об организации и среде в которой она функционирует
Основные ресурсы организации
1. Здания и оборудование
2. Потенциал работников
3. Технология
4. Материалы
5. Информация
Факторы производства - это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.
Самая главная их особенность состоит в том, что ресурсы и факторы производства ограничены. Ограничены, прежде всего, в том смысле, что их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Факт ограниченности ресурсов является принципиальным для возникновения и развития экономики. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. К ним относятся труд, капитал, земля, предпринимательская способность.
Труд - это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определенную квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время - это главный ресурс любой экономической системы. (В данном случае термин "труд" используется в узком смысле, в смысле рабочая сила. В более широком смысле труд означает целесообразную, осознанную деятельность людей по созданию продуктов и услуг, или процесс использования рабочей силы.)
Капитал - это все то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком. В процессе производства созданные человеком средства труда используются для преобразования предметов труда, то есть сырья, полезных ископаемых. Средства труда в физической форме называют реальным капиталом. Реальный капитал является экономическим ресурсом, фактором производства. Денежный капитал - это всего лишь сумма денег, необходимая для приобретения реального капитала.
Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства. Это обобщающий термин, включающий в себя все материальные ресурсы.
Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень важен для экономики. Ограниченность ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей еще называют редкостью. Редкость ресурсов не позволяет производить все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы.
Основные элементы организации
-Технический потенциал
-Научный потенциал
-Микроклимат в коллективе
-Кадровый потенциал
-Производительность
-Отношение к внешней среде
-Заинтересованность
-Имидж
Значения представленных элементов определяют потенциал предприятия, его способность к деятельности.
Каждая организация имеет свое предназначение - миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия — понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).
Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает: предлагаемые продукты или услуги; место и роль в системе рыночных отношений; цели организации (выживание, рост, доходность); технологию (процессы, инновации); философию (базовые взгляды, ценности, мотивации); внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания); внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом). Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей — выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т. д.
Классификация организаций. Для эффективного управления организацией важно знать, какое место занимает она в системе аналогичных объектов, существует ли ниша, которую занимает организация, и как определить те организации, которые сравнимы с управляемым объектом по тем или иным параметрам, чтобы использовать их опыт. Эти и другие вопросы идентификации бизнеса напрямую связаны с классификацией организаций, их группировкой по тем или иным признакам.
В управленческой литературе приведено несколько способов классификации организаций. В некоторых случаях классификация осуществляется без основательной критериальной базы, что приводит к неясностям и путанице при идентификации организаций и отнесению к тому или иному классу (группе). В соответствии с проведенным обобщением все разнообразие организаций подразделяется на классы или виды, каждый из которых объединяет организации, однородные по тому или иному критерию.
Классификация организаций в экономике
Критерий формализации (принцип построения и функционирования организаций):
-Формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы.
-Неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
Критерий формы собственности: частные; государственные и муниципальные; иные.
Критерий численности занятых, объем продаж и стоимость активов: крупные, средние, малые.
Критерий участия в различных секторах производства (по виду и характеру хозяйственной деятельности):
-Организации отраслей первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного, рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.
-Организации отраслей вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.
-Организации отраслей третичного цикла, организации и предприятия которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, транспортные предприятия, образовательные учреждения, туристские агентства, розничная торговля и др.
-Организации и институты четвертого сектора экономики, которые занимаются такой прогрессивной и быстроразвивающейся сферой человеческой деятельности, как информационные технологии. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении сложными системами.
Критерий отношения к прибыли:
-Коммерческие, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
-Некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Критерий принадлежности к основным структурным элементам общества: государственные организации; организации гражданского общества (коммерческие и некоммерческие).
Критерий сферы и масштаба деятельности: национальные, иностранные, смешанные, международные коммерческие организации
Предприятие существует в определённой среде.
Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы.
Внешняя среда - факторы, которые находятся вне организации и влияют на результаты её деятельности.
Внешняя среда делится на два блока: среда косвенного воздействия и среда прямого воздействия.
Среда прямого воздействия - факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.
Среда косвенного воздействия. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации: состояние экономики, политика, НТП, социальные факторы, международные события
Внутренние переменные – это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, это состав и взаимосвязи сложной системы организации. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
1) Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа. Цель определяет направление движения. У предприятия могут быть разные цели, но независимо от вида фирмы её главными общими целями будут направленные на выживание, прибыль, перспективы.
2) Задача – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач.
3) Структура – внутреннее устройство предприятия , характеризующееся составом подразделений и системой связи, подчиненностью и взаимодействием между ними. Она построена в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
4)Технология – это средство преобразования сырья (будь то люди, информация или физические материалы) в искомые продукты и услуги.
5) Люди (персонал) – по важности на первом месте. Цели организации достигаются через труд людей. Для успешного руководства надо знать, чем определяется поведение отдельных людей и в группах.