Андрей Иванович Иванов (1776-1846) был "сыном неизвестных родителей". В Академию художеств был принят в 1782 году из московского Воспитательного дома. На казенном содержании провел Андрей Иванов в Академии много лет. Полный курс занятий в ней состоял из пяти "возрастов" - пяти трехлетий. Он переходил из "возраста" в "возраст", получая медали за рисунки с натурщиков и за композиции. От своего основного учителя Г.И.Угрюмова он усвоил крепкую и продуманную систему профессионального академического мастерства. Андрей Иванов был продолжателем Угрюмова в создании картин, говорящих о судьбе родины, о подвиге ради её свободы, о героях. Как бы ни казались сейчас условны произведения Андрея Иванова, они были в свое время новаторскими.
Окончив Академию, Иванов не покинул её и был оставлен при ней. Он продолжал работать над изображением человеческого тела, используя для его передачи разнообразные приемы рисования: применял "итальянский" карандаш, уголь и мел на тонированной бумаге или красную сангину на белой или желтовато-зеленоватой бумаге. Такая техника позволяла достигать живописной выразительности рисунка и передавать объёмы человекой фигуры.
Среди рисунков Иванова имеются натурщики, изображенные в быстром движении или сильно склонившимися, опирающиеся на палку, или с тяжестью на плече и т.д.
В решении сложных задач Иванов показал себя незаурядным мастером. Он не терял чувства жизни, его рисунки свидетельствуют о вполне ощутимой реалистической тенденции.
Поэтому прежде всего жизненности, творческому отношению к натуре учил Андрей Иванов своих замечательных учеников - сына Александра Иванова и Карла Брюллова.
В декабре 1798 года Андрей Иванов был назначен обучать рисованию учеников Академии.
Звание академика он получил в сентябре 1803 года за картину "Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая". А.Н.Савинов отмечал, что художник умело распределил несколько фигур, связав их воедино действием, что они нарисованы уверенно и правильно. Фигуры написаны в ясном распределении света и теней. Чётко освещенные, они совершенно определенно отделяются от темного фона зелени. Картина имела для Иванова значение своеобразного опыта: речь идёт о способности художника по-новому - ясно, понятно и четко передать свой замысел.
Мастерство Иванова вскоре получило новое признание в Академии художеств. В 1806 году он был признан адъюнкт-профессором.
В первые годы XIX века в Петербурге в сложившееся "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" вошли молодые прогрессивные писатели, учёные, художники. А.А.Писарев указывал, что задачей художников является воспитание зрителей, а их произведения должны укреплять дух народный. Андрей Иванов вступил в "Вольное общество" одним из первых. Он стремился внести новое в свою работу и как художник и как педагог.
С этой оживленной деятельностью Иванова хорошо согласуется тот образ, который мы встречаем в его автопортрете. На нас смотрит лицо молодого человека с быстрым взглядом, с чуть улыбающимися полными губами. Слегка нахмуренные брови придают лицу сосредоточенность, выражение внимательности. В руке художник держит рейсфедер с зажатым в нем мелком. Иванов подчеркивает в портрете энергию, волю и очень скромно намечает очертания академического мундира. Он не пытается идеализировать свое лицо, придать ему внешнее благообразие.
Несколько иначе выглядит портрет жены Иванова, парный к автопортрету, которую он изобразил в виде весталки, в белом покрывале, и в изображении которой подчеркнул некоторую сентиментальность.
К наиболее значительным произведениям Иванова принадлежит картина "Смерть Пелопида". Этой картиной он дорожил, обещал оставить её на память знаменитому сыну Александру Иванову. Картина полна взволнованного драматизма. На первом плане раненый воин срывает с себя повязки, не желая пережить любимого полководца. Стенают в отчаянии воины, стоящие возле тела умершего Пелопида. Переживания воинов переданы пока ещё только жестикуляцией. Иванов ещё не умел выразить многообразия психологического мира человека.
Другая картина "Подвиг молодого киевлянина" написана в 1810 году и была приобретена для Эрмитажа. Сюжет был заимствован Ивановым из летописи Нестора, в которой сообщается о том, что в 963 году "приидоша печенеги на русскую землю". В 968 году, когда киевские войска под руководством воеводы Претича находились в походе, печенеги осадили Киев. Ему угрожала гибель. Тогда юноша простого рода вызвался известить Претича об опасности. Переодевшись и выдавая себя за печенега, делая вид, что он потерял коня во время купания, юноша шел с уздечкой в руках через лагерь врагов. Узнанный ими, он успел всё же добежать до Днепра, переплыть его и достичь своего войска. Если в XVIII веке героями исторических картин были князья, то начало XIX века - новая эпоха в развитии страны - позволило художнику избрать героем исторической картины неродовитого юношу, имя которого неизвестно. Иванов не идеализирует юношу. Его мускулистое тело в сильном движении изображено с большим знанием живой человеческой фигуры. Лицо юноши привлекательно внутренним волнением, героическим воодушевлением.
Один из современников вспоминал о содержании искусства в годы Отечественной войны 1812-1813 годов:
"...все помышления и чувствования наших соотечественников обращены были на поприще войны и славы".
Картина Андрея Иванова "Единоборство Мстислава Удалого с Редедею" несла в себе большое патриотическое содержание. Она легко воспринималась благодаря строгости и ясности композиции. Князь Мстислав Удалой в единоборстве с косожским князем Редедею поражает его перед вражеским войском и этим кладет начало изгнанию напавших на русские земли косогов. В картине показано торжество юного князя, показано воодушевление русских воинов, бросающихся на неприятеля. Над головой Мстислава летит крылатая фигура Славы, венчающая победителя лавровым венком. За эту работу Андрей Иванов получил звание профессора живописи.
Иванов показал себя хорошо чувствующим красоту цвета, его живую выразительность.
Произведения Андрея Иванова относятся к особо ценной части наследия русской исторической живописи начала XIX столетия.
Иванов писал также и многочисленные образа для различных церквей, чем занимались почти все художники первой половины XIX века. Выполнение различных заказов было неизбежным, художник не имел иных средств, кроме зарабатываемых своим трудом. Некоторые средства ему приносила педагогическая работа. Он преподавал и в частных домах.
Известно, что одна из блестящих женщин первой половины XIX века, Зинаида Волконская, была его ученицей. В самой Академии художеств он имел много учеников и уделял им много времени.
Известен факт, что Иванов приобрел картину молодого Карла Брюллова "Нарцисс" на свои скромные средства в тот момент, когда профессора Академии подвергли резкой критике новшества, внесенные молодым художником в эту картину.
В 1821 году Иванов был назначен старшим профессором исторической живописи вместо своего учителя Угрюмова, занимался теоретическими обоснованиями творчества. Это в сильной степени сказалось в переписке с его знаменитым сыном Александром Андреевичем Ивановым, в которой отец подробно сообщал сыну свои соображения.
В 1830-х годах Иванов пережил серьезное потрясение. Он выставил в Академии картину "Смерть генерала Кульнева" (картина утеряна; критика того времени писала "...выражено с правдоподобием... взглянув на него, почти нельзя не вздрогнуть"). Из-за интриг в Академии, обострившихся отношений с членами Академии, Николай I заранее принявший решение, "нашёл" в этой картине
"недостатки, доказывающие что Иванов не может с пользою быть при классе исторической живописи в Академии, повелел подать ему просьбу об увольнении..."
Одновременно царь уведомил Академию, что он вводит собственную цензуру для академических выставок.
Александр Иванов, находившийся в это время в Италии, болезненно воспринял изгнание отца из Академии. Он писал:
"Благодарность не существует. Отцу моему я одолжен жизнью и искусством моим, которое мне внушено как высокое ремесло. Я хворал нервически в Риме по случаю падения отца".
Среди своих неприятностей Андрей Иванов сам утешался тем, что его служение родине было не напрасным. Он писал о картине Брюллова "Гибель Помпеи":
"Приятно для всякого русского видеть в сем произведении свое собственное и гордиться оным, а мне тем более, что он по званию ученика, находился в моих руках".
Художник, педагог, общественный деятель, он мог бы написать интересные и ценные для истории русской культуры мемуары. Но на предложение сына он ответил:
"Что касается до твоей просьбы, чтобы я написал реестр всех учеников моих, месторождение, младенчество и все подвиги моей жизни, то сего сделать не могу, отчасти и потому, что это будет бесполезно".
Источники: А.Н.Савинов "Андрей Иванович Иванов", издательство "Искусство", Москва, 1954
Фотографии: Википедия, Art-catalog
🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.