Найти тему

Аркадий Стругацкий: крупным планом

Журнал "Советская библиография", 1988г.
Журнал "Советская библиография", 1988г.

В разгар перестройки, в конце 80-х и 90-е гг. журнал «Советская библиография» радовал любителей жанра фантастиковедческими публикациями, в том числе посвящёнными ведущим авторам, как советским так и зарубежным. Вёл эту работу в журнале известный критик Владимир Гопман. В 1988 году в рубрике Крупным планом появляется интервью Аркадия Стругацкого под идейным заголовком "Фантастика учит гражданственности". Мы представляем наиболее интересные на наш взгляд мысли А. Н. Стругацкого о фантастике и творчестве, высказанные в беседе с В.Л. Гопманом.

О фантастике 60-х:

— На развитие фантастики в нашей стране в то время повлиял... выход в свет великолепной коммунистической утопии Ефремова «Туманность Андромеды». Удивительное было время!

На смену убогой фантастике «ближнего прицела», не выходившей за рамки научно-художественного очерка и воспевавшей технические свершения недалекого будущего, пришла фантастика широких социальных и философских обобщений. В прошлое уходило время, когда фантаст, осмелившийся писать о космосе, обвинялся в космополитизме, в отрыве от жизни и идеологически вредном блуждании в межпланетных просторах.

О положении советской НФ в 70-е годы.

... кто-то передал на Запад «Гадких лебедей», и повесть вышла в «Посеве»... И хотя мы выступили в 1972 году в «Литературной газете» с протестом, все равно были занесены в «черный список и сами наши имена для многих издателей стали жупелом.

— Для фантастики настали плохие времена — буквально погребальным колоколом прозвучал уход с поста заведующего редакцией фантастики издательства «Молодая гвардия» Сергея Георгиевича Жемайтиса, прекрасного работника, фронтовика, человека в высшей степени порядочного. «Ушли» его крайне оперативно, на его место сел Ю. Медведев, занимавшийся до этого фантастикой в журнале «Техника—молодежи». Новая «метла» быстро вымела всех неугодных сотрудников Жемайтиса — и прежде всего Беллу Григорьевну Клюеву и Светлану Николаевну Михайлову, блестящих, умных редакторов, людей, труду и самоотверженности которых советская фантастика во многом обязана своим взлетом в 60-е годы.

А.Н. Стругацкий. Фото опубликовано в журнале "Советская библиография", №3, 1988г.
А.Н. Стругацкий. Фото опубликовано в журнале "Советская библиография", №3, 1988г.

О творчестве:

— Читать фантастику мы с братом любили с детства. А писать — точнее, не писать, а рисовать нечто вроде комиксов, — я стал лет с восьми. Профессиональная работа в фантастике для меня с Борисом Натановичем началась с... пари. Году в 1958-м, когда мы как-то весьма язвительно прошлись по поводу одной крайне слабой фантастической книжки, нас подзадорили: критиковать-де просто, а вот попробовали бы сами. Мы попробовали — и получилась повесть «Страна багровых туч».

— Нас не интересует иная художественная форма, мы считаем, что именно фантастика способна наиболее полно воплотить волнующие нас проблемы, которые тревожат и наших сограждан. Другое дело, что НФ сейчас занимаются люди, зачастую не понимающие специфику и законы жанра, думающие, что достаточно нафантазировать побольше да позабористее. Но научная фантастика — это пушка, из которой нельзя палить по воробьям.

— ... не нужен нам инопланетный разум сам по себе и никогда не был нужен. Когда у нас появляется нечто внеземное, то лишь для того, чтобы показать читателю: нечего надеяться на них. Неважно, есть они или нет, надеяться нужно всегда только на самих себя. А то кое-кто до сих пор не может ходить без каких-нибудь костылей — обязательно нужна вера в кого-то, раз уж, дескать, не в черта с рогами, так в летающую тарелку, Бермудский треугольник или что-то еще в таком же роде.

Недоговоренность, недосказанность необходимы литературе, как воздух. Читатель должен получать пищу для самостоятельных размышлений, мы стремимся заставить его думать, стать нашим соавтором, работать с нами.

Про фантастику конца 80-х:

До недавнего времени совет по приключенческой и научно-фантастической литературе СП СССР возглавлял А. П. Кешоков. Автор романов на историко-революционную тему, своеобразных стихов, Алим Пшемахович фантастику не знал и не интересовался ею. А потому и проблемы ее были ему чужды.

Наша беда — в предельно скудном «ассортименте» названий и авторов. Фантастики у нас издается не то чтобы мало, а нищенски мало. Два десятка оригинальных книг для страны с такой читательской аудиторией, с таким интересом к жанру — все равно, что полушка на паперти нищему. Раз создан — искусственно создан! — дефицит изданий фантастики, то, как в случае со всяким дефицитом, открывается необозримое поле для различных махинаций. Выход книги часто зависит не от таланта автора, а от его связей и знакомств. А сильные фантасты у нас есть, и дай бог каждой национальной фантастике иметь таких авторов (пойдем по алфавиту): К. Булычев, Е. Войскунский, С. Гансовский, Г. Гуревич, В. Колупаев, В. Крапивин, О. Ларионова, В. Михайлов, В. Савченко, С. Снегов, А. Шалимов, В. Шефнер. Это я назвал писателей только старшего поколения — среди них, увы, нет недавно скончавшегося Дмитрия Биленкина.

— Я убежден, что по фантастике должно выходить как можно больше пособий — самых разных. Ведь справочных, библиографических изданий по фантастике, не считая книги Б. В. Ляпунова и нескольких тощеньких указателей, изданных малыми тиражами, практически нет. Вышел недавно указатель «Мир глазами фантастов», солидно изданный, большим тиражом, с красивой картинкой на обложке, а под ней... Повторюсь: нет у нас никаких справочных изданий по фантастике, а они совершенно необходимы широкому читателю, а не только для развития критики, теории, которые, кстати сказать, находятся сейчас в личиночном состоянии.

Специализированного журнала фантастики у нас нет, и хотя «Уральский следопыт» делает огромное дело, печатая фантастику, все же он не в силах заниматься еще и критико-библиографическим изучением жанра. Было бы хорошо, если бы «Советская библиография» взяла на себя эти функции.

Фэнтези
6588 интересуются