Найти тему
Вячеслав Малежик

МАЛЬЧОНКА: он умел гранить алмазы, спел ВИАшный хард-рок и помог возвращению Ободзинского...

Валерий Белянин… Очень своеобразный, яркий человек и музыкант, с которым судьба меня свела в ВИА «Пламя». Написал первое предложение и задумался… А насколько связаны два понятия: яркий, своеобразный человек и яркий, своеобразный музыкант? Поразмышляв, я решил, что понятия «прямопропорциональны». И об этом мои наблюдении. Действительно, музыкант в пении и игре на инструменте отражает свою душу и, если артист интересен в жизни, то и в музыкальном воплощении его будет слушать тоже любопытно. А что же наш Валера?

Валерий Белянин
Валерий Белянин

Он был, когда пришёл в ансамбль, немного моложе ребят, составлявших костяк «Пламени», и поэтому был жаден до жизни, до успеха. Природа щедро одарила его всякими человеческими качествами и порой можно было дивиться как в хорошем музыканте может жить к примеру неплохой художник, замечательно, что называется одним росчерком пера, рисующий очень точные карикатуры (всегда очень добрые) на членов ансамбля. Так вот, после долгих пыток Мальчонка, а это имя практически сразу к нему прилипло, сообщил, что дед его очень прилично рисовал, и практически художественная стилистика журнала «Крокодил» была дедом и придумана.

Шарж на меня
Шарж на меня
Автопортрет
Автопортрет

Когда Валерчик был маленьким, дедушка сумел вложить в него азы рисования и в частности умение подмечать в людях наиболее характерные черты, которые и делали рисунок одновременно смешным и похожим на оригинал.

Валерчик живописит
Валерчик живописит

Бабушка нашего героя тоже была не хухры-мухры, а каких-то благородных кровей. И вот однажды, а мы гуляли с Валерой в центре города, он пригласил меня отобедать к своей бабушке. Ей было далеко за восемьдесят и, тем не менее, она поразила меня остротой ума, умением сервировать стол и вести светскую беседу. Чем нас потчевали я и не припомню, но помню антикварный шик посуды и мебели. Любопытно, что отмеченная мною пыль и паутина в углах комнаты Валеркиной бабушки, была мной воспринята как пыль на бутылках выдержанного вина в дорогущем подвале какого-либо знаменитого винзавода. Полный впечатлений я уходил с Валерой от его антикварной родственницы, и он тогда мне рассказал, что именно она убедила его родителей отдать внука учиться ювелирному мастерству.

- Валер, а почему не на дантиста? - с ехидством спросил я.
- Так в нас еврейской крови-то совсем нет, - очень серьезно ответил Мальчонка.

Но смех смехом, а Валера потом (а мы какое-то время жили на гастролях в одном номере) мне вечерами рассказывал практически детективные истории из жизни предприятия, занимающегося доведением до ума алмазов. Мы вечерами в деталях разбирали пошагово, как можно вынести с фабрики алмаз, да что там алмаз, бриллиант.

- Валер, а ты бы мог в литературе братьев Вайнеров подвинуть, - говорил полувосхищенно я.
- Которого? Старшего или младшего?
- Да обоих сразу.
- Не, не буду, они слишком тяжелые.

Но шутки шутками, а Валера, когда мы были на гастролях в Чехословакии, давал очень квалифицированные советы артистам, которые желали привезти жёнам изделия из граната. А в Афгане… А там была целая россыпь полудрагоценных камней и Валерик был и экскурсоводом, и лучшим другом семьи и остальное по списку. Все покупки, сделанные в компании с Беляниным, были стопроцентно одобрены нашими жёнами в Москве.

С Валерой Беляниным на сцене, Киров 4 марта 1981
С Валерой Беляниным на сцене, Киров 4 марта 1981

Валерик был немного моложе нас и, обладая весьма благообразной внешностью, все же был несколько рыхловат. Хотя были на это объективные причины - у него была проблема с левой ногой, после полученной детской травмы, поэтому заниматься физкультурой и держать тело в нужном тонусе было ему проблематично. Но это не мешало ему быть одним из первых в разных мальчишеских затеях. Футбол… Стоило затеять игру, а в «Пламени» прилично играли Шачнев, Колоколов, Редько, Марик Рудинштейн, да и я был в те годы неплох, Валерик был первым на площадке. Он был одержим игрой, и его физическая проблема ярко о себе заявляла, но не уменьшала азарт Белянина. В футболе про «одноногих» футболистов говорят, что вторая нога у него создана для ходьбы. Так вот Мальчонка правой ногой действовал как шпагой, порой вытаскивая правой ногой мяч, находящийся левее левой ноги. Это было настолько непривычно и неожиданно, что я, к примеру, не понимая алгоритм его действий, предпочитал не опекать его, когда он размашисто шёл в атаку.

А музыка? Тут он был орёл! Ученик знаменитого Георгия Виноградова. Обладая красивым тенором, он пел практически все верхние голоса в ансамблевых песнях. Учтите, он был жаден до пения и при распределении Березиным ролей в нашем очередном шлягере, Валера был безумно похож на Федю (помните «Операцию Ы» и распределение кандидатов на работу в вытрезвителе) и во время раздумий Сергея Владимировича успевал несколько раз выкрикнуть: «Я, я, я». Поэтому, Мальчонка был практически главным элементом нашего концерта. А ведь он смастерил и как солист очень яркие песни: «Скорпион», «Осень», «Краснотал». Короче, выдерни Валеру из концерта тех времён, индивидуальность «Пламени» сильно бы пострадала. Но Валера не злоупотреблял этим.

Репетиция ВИА "Пламя": Юра Редько, Юра Петерсон, Валера Белянин, Слава Малежик
Репетиция ВИА "Пламя": Юра Редько, Юра Петерсон, Валера Белянин, Слава Малежик

Более того, Березин часто публично пугал его отлучением от ансамбля за те или иные проступки и Валера поджимал хвост. А проступки (и, в первую очередь, традиционная любовь русских к горячительным напиткам) присутствовала. Мальчонка побаивался шефа и, как я понимаю, Березину даже было в какой-то степени выгодно, что Валера балуется с горячительным, имея рычаги управления Беляниным. Но при всем при этом Мальчонка всегда на концертах был в порядке, и зритель не догадывался о нюансах сложных отношений нашего шефа с одним из коренных нашей вокальной группы.

А вообще Белянин прошёл хорошую виашную школу в ансамбле «Акварели» и поэтому успех песен, упомянутых мной легко объясним. Но однажды Шеф задумал сделать рок-спектакль в стиле «Yes» или «Pink Floyd». Березин был в поиске, и нашёл новую идею, придумав музыкальный спектакль на стихи именитых поэтов, под названием «Кинематограф». И он, требовал от меня, да и от остальных участников ансамбля нового звука, новых эмоций. Правда, этот поиск начался еще с пластинки "Время пик"... И Валера в этих поисках преуспел. Он здорово спел в рок-н-ролле Березинскую песню на слова Юрия Левитанского «Монолог» («Каждый выбирает для себя») и совсем на тот момент странно-новые «Квадратный человек» и «Не поговорили», составив нам с Петерсоном ансамбль. Он чисто и тактично спел верхний голос.

Валера не любил рассказывать о своей доакварельной музыкальной деятельности, но я, однажды в его исполнении услышав песню Коли Желтовского «Льняные волосы», понял, что все не так просто...

А Коля (Кока) Желтовский был клавишником популярного московского рок-н-ролльного ансамбля из МГИМО (международных отношений) «Миражи» (не путать с последующим диско-ансамблем). И я спросил:

- Валер, а почему ты не пробуешь придумывать песни? У тебя бы здорово получилось.

Он как-то ловко ушёл от ответа. И при мне Валера так и не показал своих сочинений, хотя, судя по всему, он их уже тайком ото всех писал. А вскоре я ушёл из «Пламени» и не очень интересовался, что там происходит, хотя бы потому, что моих одногруппников оставалось там все меньше. Мои дела продвигались неплохо, и я со своей группой «Саквояж» колесил по стране, не сильно вникая в коллизии ВИА «Пламя». И вскоре последние «могикане», в том числе и Валерий Белянин покинули наш тёплый и уютный ансамбль, который погряз в поиске новых песен, лиц и солистов. Сказать, что у них здорово получалось, не скажу, а тем временем Мальчонка придумал новую программу на радио, а ещё изо всех сил (а по-другому он не умел) помогал Ободзинскому совершить ренессанс. А еще Ободзинский спел песню Валеры Белянина «Последние астры» и включил ее в один из своих альбомов.

Но Валерик-таки выпустил свою сольную пластинку на "Мелодии" в 1991 году. Более того, он попросил меня написать к ней вступительное слово, на что я охотно откликнулся.

-7
Мне очень приятно, что старая вокально-инструментальная гвардия всё ярче заявляет о себе. То ли времена изменились, то ли надоело быть пушечным мясом... А может, и то и другое... Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Ирина Шачнева, Валерий Шаповалов, а теперь Валерий Белянин выпускают свои пластинки. Путь этих артистов к вершине был долог, и тем приятнее успех сегодня. Валерий Белянин... Человек, с которым я бок о бок проработал в «Пламени» 8 лет и съел не один пуд соли в долгих гастролях. Он был коренным в упряжке «Пламени» и зачастую вытаскивал концерт, когда партнеры были без голоса, в одиночку. Приходят письма на радио с просьбой исполнить «что-нибудь из Белянина», концерты с афишей «Валерий Белянин» собирают все больше зрителей. Но это только начало, а мотет быть, продолжение длинного пути. Пожелаем же ему удачи!
В. МАЛЕЖИК

Позже Валера записал еще несколько альбомов, в которых выступил не только как певец, но и как композитор и автор слов.

Время шло и Белянин резво шагал с ним в ногу... С появлением интернета, он сделал свою страничку и канал на Ютубе, где размещал свои видеоклипы, которые сам монтировал. А делать он это умел мастерски! С его уходом страничка пропала, а канал передали "Пламени", и он до сих пор пополняется. На нем, кстати, больше 120 тыс. подписчиков.

Мы, ветераны «Пламени», в те годы встречались крайне редко, а, чтобы попеть и поговорить за жизнь такого и вовсе не было. Однажды Валера пригласил меня к себе в эфир. Было приятно встретиться, поболтать в эфире, понимая друг друга с полуслова. Порадовало, что он знал мой репертуар и был ко мне в высшей степени благожелательно настроен. Валера был в хорошей певческой форме, и мы спели в эфире двухголосую песню без аккомпанемента.

Спасибо, Валерка! Спасибо, Мальчонка! Как жаль, что ты так рано ушел от нас. Таких как ты нет на этом свете. Пусть пухом будет тебе земля.