Валерий Белянин… Очень своеобразный, яркий человек и музыкант, с которым судьба меня свела в ВИА «Пламя». Написал первое предложение и задумался… А насколько связаны два понятия: яркий, своеобразный человек и яркий, своеобразный музыкант? Поразмышляв, я решил, что понятия «прямопропорциональны». И об этом мои наблюдении. Действительно, музыкант в пении и игре на инструменте отражает свою душу и, если артист интересен в жизни, то и в музыкальном воплощении его будет слушать тоже любопытно. А что же наш Валера?
Он был, когда пришёл в ансамбль, немного моложе ребят, составлявших костяк «Пламени», и поэтому был жаден до жизни, до успеха. Природа щедро одарила его всякими человеческими качествами и порой можно было дивиться как в хорошем музыканте может жить к примеру неплохой художник, замечательно, что называется одним росчерком пера, рисующий очень точные карикатуры (всегда очень добрые) на членов ансамбля. Так вот, после долгих пыток Мальчонка, а это имя практически сразу к нему прилипло, сообщил, что дед его очень прилично рисовал, и практически художественная стилистика журнала «Крокодил» была дедом и придумана.
Когда Валерчик был маленьким, дедушка сумел вложить в него азы рисования и в частности умение подмечать в людях наиболее характерные черты, которые и делали рисунок одновременно смешным и похожим на оригинал.
Бабушка нашего героя тоже была не хухры-мухры, а каких-то благородных кровей. И вот однажды, а мы гуляли с Валерой в центре города, он пригласил меня отобедать к своей бабушке. Ей было далеко за восемьдесят и, тем не менее, она поразила меня остротой ума, умением сервировать стол и вести светскую беседу. Чем нас потчевали я и не припомню, но помню антикварный шик посуды и мебели. Любопытно, что отмеченная мною пыль и паутина в углах комнаты Валеркиной бабушки, была мной воспринята как пыль на бутылках выдержанного вина в дорогущем подвале какого-либо знаменитого винзавода. Полный впечатлений я уходил с Валерой от его антикварной родственницы, и он тогда мне рассказал, что именно она убедила его родителей отдать внука учиться ювелирному мастерству.
- Валер, а почему не на дантиста? - с ехидством спросил я.
- Так в нас еврейской крови-то совсем нет, - очень серьезно ответил Мальчонка.
Но смех смехом, а Валера потом (а мы какое-то время жили на гастролях в одном номере) мне вечерами рассказывал практически детективные истории из жизни предприятия, занимающегося доведением до ума алмазов. Мы вечерами в деталях разбирали пошагово, как можно вынести с фабрики алмаз, да что там алмаз, бриллиант.
- Валер, а ты бы мог в литературе братьев Вайнеров подвинуть, - говорил полувосхищенно я.
- Которого? Старшего или младшего?
- Да обоих сразу.
- Не, не буду, они слишком тяжелые.
Но шутки шутками, а Валера, когда мы были на гастролях в Чехословакии, давал очень квалифицированные советы артистам, которые желали привезти жёнам изделия из граната. А в Афгане… А там была целая россыпь полудрагоценных камней и Валерик был и экскурсоводом, и лучшим другом семьи и остальное по списку. Все покупки, сделанные в компании с Беляниным, были стопроцентно одобрены нашими жёнами в Москве.
Валерик был немного моложе нас и, обладая весьма благообразной внешностью, все же был несколько рыхловат. Хотя были на это объективные причины - у него была проблема с левой ногой, после полученной детской травмы, поэтому заниматься физкультурой и держать тело в нужном тонусе было ему проблематично. Но это не мешало ему быть одним из первых в разных мальчишеских затеях. Футбол… Стоило затеять игру, а в «Пламени» прилично играли Шачнев, Колоколов, Редько, Марик Рудинштейн, да и я был в те годы неплох, Валерик был первым на площадке. Он был одержим игрой, и его физическая проблема ярко о себе заявляла, но не уменьшала азарт Белянина. В футболе про «одноногих» футболистов говорят, что вторая нога у него создана для ходьбы. Так вот Мальчонка правой ногой действовал как шпагой, порой вытаскивая правой ногой мяч, находящийся левее левой ноги. Это было настолько непривычно и неожиданно, что я, к примеру, не понимая алгоритм его действий, предпочитал не опекать его, когда он размашисто шёл в атаку.
А музыка? Тут он был орёл! Ученик знаменитого Георгия Виноградова. Обладая красивым тенором, он пел практически все верхние голоса в ансамблевых песнях. Учтите, он был жаден до пения и при распределении Березиным ролей в нашем очередном шлягере, Валера был безумно похож на Федю (помните «Операцию Ы» и распределение кандидатов на работу в вытрезвителе) и во время раздумий Сергея Владимировича успевал несколько раз выкрикнуть: «Я, я, я». Поэтому, Мальчонка был практически главным элементом нашего концерта. А ведь он смастерил и как солист очень яркие песни: «Скорпион», «Осень», «Краснотал». Короче, выдерни Валеру из концерта тех времён, индивидуальность «Пламени» сильно бы пострадала. Но Валера не злоупотреблял этим.
Более того, Березин часто публично пугал его отлучением от ансамбля за те или иные проступки и Валера поджимал хвост. А проступки (и, в первую очередь, традиционная любовь русских к горячительным напиткам) присутствовала. Мальчонка побаивался шефа и, как я понимаю, Березину даже было в какой-то степени выгодно, что Валера балуется с горячительным, имея рычаги управления Беляниным. Но при всем при этом Мальчонка всегда на концертах был в порядке, и зритель не догадывался о нюансах сложных отношений нашего шефа с одним из коренных нашей вокальной группы.
А вообще Белянин прошёл хорошую виашную школу в ансамбле «Акварели» и поэтому успех песен, упомянутых мной легко объясним. Но однажды Шеф задумал сделать рок-спектакль в стиле «Yes» или «Pink Floyd». Березин был в поиске, и нашёл новую идею, придумав музыкальный спектакль на стихи именитых поэтов, под названием «Кинематограф». И он, требовал от меня, да и от остальных участников ансамбля нового звука, новых эмоций. Правда, этот поиск начался еще с пластинки "Время пик"... И Валера в этих поисках преуспел. Он здорово спел в рок-н-ролле Березинскую песню на слова Юрия Левитанского «Монолог» («Каждый выбирает для себя») и совсем на тот момент странно-новые «Квадратный человек» и «Не поговорили», составив нам с Петерсоном ансамбль. Он чисто и тактично спел верхний голос.
Валера не любил рассказывать о своей доакварельной музыкальной деятельности, но я, однажды в его исполнении услышав песню Коли Желтовского «Льняные волосы», понял, что все не так просто...
А Коля (Кока) Желтовский был клавишником популярного московского рок-н-ролльного ансамбля из МГИМО (международных отношений) «Миражи» (не путать с последующим диско-ансамблем). И я спросил:
- Валер, а почему ты не пробуешь придумывать песни? У тебя бы здорово получилось.
Он как-то ловко ушёл от ответа. И при мне Валера так и не показал своих сочинений, хотя, судя по всему, он их уже тайком ото всех писал. А вскоре я ушёл из «Пламени» и не очень интересовался, что там происходит, хотя бы потому, что моих одногруппников оставалось там все меньше. Мои дела продвигались неплохо, и я со своей группой «Саквояж» колесил по стране, не сильно вникая в коллизии ВИА «Пламя». И вскоре последние «могикане», в том числе и Валерий Белянин покинули наш тёплый и уютный ансамбль, который погряз в поиске новых песен, лиц и солистов. Сказать, что у них здорово получалось, не скажу, а тем временем Мальчонка придумал новую программу на радио, а ещё изо всех сил (а по-другому он не умел) помогал Ободзинскому совершить ренессанс. А еще Ободзинский спел песню Валеры Белянина «Последние астры» и включил ее в один из своих альбомов.
Но Валерик-таки выпустил свою сольную пластинку на "Мелодии" в 1991 году. Более того, он попросил меня написать к ней вступительное слово, на что я охотно откликнулся.
Мне очень приятно, что старая вокально-инструментальная гвардия всё ярче заявляет о себе. То ли времена изменились, то ли надоело быть пушечным мясом... А может, и то и другое... Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Ирина Шачнева, Валерий Шаповалов, а теперь Валерий Белянин выпускают свои пластинки. Путь этих артистов к вершине был долог, и тем приятнее успех сегодня. Валерий Белянин... Человек, с которым я бок о бок проработал в «Пламени» 8 лет и съел не один пуд соли в долгих гастролях. Он был коренным в упряжке «Пламени» и зачастую вытаскивал концерт, когда партнеры были без голоса, в одиночку. Приходят письма на радио с просьбой исполнить «что-нибудь из Белянина», концерты с афишей «Валерий Белянин» собирают все больше зрителей. Но это только начало, а мотет быть, продолжение длинного пути. Пожелаем же ему удачи!
В. МАЛЕЖИК
Позже Валера записал еще несколько альбомов, в которых выступил не только как певец, но и как композитор и автор слов.
Время шло и Белянин резво шагал с ним в ногу... С появлением интернета, он сделал свою страничку и канал на Ютубе, где размещал свои видеоклипы, которые сам монтировал. А делать он это умел мастерски! С его уходом страничка пропала, а канал передали "Пламени", и он до сих пор пополняется. На нем, кстати, больше 120 тыс. подписчиков.
Мы, ветераны «Пламени», в те годы встречались крайне редко, а, чтобы попеть и поговорить за жизнь такого и вовсе не было. Однажды Валера пригласил меня к себе в эфир. Было приятно встретиться, поболтать в эфире, понимая друг друга с полуслова. Порадовало, что он знал мой репертуар и был ко мне в высшей степени благожелательно настроен. Валера был в хорошей певческой форме, и мы спели в эфире двухголосую песню без аккомпанемента.
Спасибо, Валерка! Спасибо, Мальчонка! Как жаль, что ты так рано ушел от нас. Таких как ты нет на этом свете. Пусть пухом будет тебе земля.