Чем занимались пещерные люди до того, как у них появился язык? Как они обрабатывали события дня в своем сознании? Они ворчали, но что происходило у них на уме? Насколько вдумчиво они относились к событиям, которые переживали?
Нам нужен язык, чтобы выражать наши мысли и общаться друг с другом. Мы используем его в устной и письменной форме. Но нужно ли нам это, чтобы думать самостоятельно? Давайте рассмотрим это.
Была известная история о мальчике, который вырос среди волков и так и не выучил ни одного языка. Итак, как же эти мысли возникали в его голове? Думал ли он так же, как мы? Если да, то каким образом? Как он облекал свои мысли в фразы? Был ли какой-то другой способ, которым он обрабатывал свои мысли?
Как мы думаем о наших повседневных делах? Неужели мы просто рассматриваем вещи без слов? Вы когда-нибудь замечали за собой, что делаете это? Я имею в виду обработку чувства, представления или концепта без слов!
Ну, может быть, с несколькими словами, но без полностью сформированных предложений. Например, представьте, что вы думаете о том, чтобы отправиться за покупками в поисках новой пары обуви. Для воплощения идеи необходима только концепция. Вы же не говорите себе: “Я пойду по магазинам и куплю пару туфель”. Правда?
Вы можете обдумать только идею “обувь” в своей голове и, возможно, дополнительную идею “магазин”, и это все, что необходимо.
Пещерные люди, вероятно, делали то же самое, но еще проще — без слов - просто представляя концепцию в процессе мышления.
Как язык помогает нам думать?
Широкое мышление, включающее когнитивные размышления, требует определенного владения языком. Именно это отличает людей от других животных. Мы можем анализировать и интерпретировать окружающую среду, и мы делаем это со словами и предложениями на структурированном языке.
Язык необходим для развития широких концепций и абстрактного мышления, к которым люди привыкли в процессе эволюции. Разговорный язык предоставляет набор правил, которые помогают нам организовывать наши мысли и придавать им логический смысл.
Однако базовое мышление не обязательно включает структуру предложений в нашем сознании. У нас все еще есть какая-то форма "внутреннего голоса", который мы используем для самоосознания окружающего нас мира и применения нашего мышления к тому, что мы намерены делать с этим миром.
Каково это - не иметь языка для мышления?
Это заставляет меня задуматься о людях с экстремальным аутизмом, у которых нет речи. Как они думают? Какие мысли у них в головах?
Давайте снова рассмотрим аналогию с пещерными людьми — период нашей эволюции, когда у нас еще не было разговорного языка.
У них были свои пять чувств. Через эти чувства у них была связь со своим миром. Однако у них не было языка, чтобы выразить, что они чувствовали по поводу вещей, наблюдаемых при взаимодействии с другими.
Так как же они выражали свои чувства в уме только ради того, чтобы быть в курсе повседневных событий?
Используя свое зрительное восприятие, они, возможно, имели представление об окружающем их визуальном мире. Но это просто визуальные образы? Возможно, также цвет и запах:
- Мышление путем выражения мыслей с помощью цветов.
- Думать, размышляя о том, как на нас влияют запахи.
Возможно, это все, что делали пещерные люди, чтобы выражать свои мысли в голове.
А как насчет музыки?
Разве это не форма выражения без языка? Вы могли бы сказать, что музыка - это тоже форма мышления.
А как насчет чисел?
Введение чисел в язык произошло гораздо позже. Когда у пещерных людей еще не было чисел, они могли мыслить только ограниченными числовыми терминами. Такими, как "один" или "много". Ничего промежуточного.
В Бразилии все еще существует племя, известное как племя пираха, в языке которого есть только такие термины, как “мало” и “много”. Значит, они не могли мыслить в терминах количества предметов.1
Язык может создавать двусмысленность
По моему собственному мнению, я считаю, что большинство разговорных языков несовершенны. Многие слова имеют определенную степень расплывчатости, что допускает двусмысленность.
Однажды я был свидетелем разговора двух людей и заметил, что ни один из них не понимал, что имеет в виду другой. У них обоих было свое мнение о том, что передавал другой. Однако каждый из них упустил суть, которую пытался донести другой.
У некоторых людей всё таки есть желание донести мысль. Эти люди приложат дополнительные усилия, учитывая двусмысленность языка, чтобы избежать недопонимания.
Эти же люди, будучи слушателями, будут прилагать усилия, чтобы понять говорящего. Когда они уловят фразу, которую можно понимать двояко, они зададут говорящему вопрос: “Что вы имели в виду под этим?” Или они могут повторить утверждение своими словами и спросить, была ли это правильная интерпретация.
Двусмысленность языка может легко привести к ошибочному мышлению. Вероятно, именно поэтому многие из нас обнаруживают, что жизнь сложилась не так, как мы планировали, когда были моложе.
Думать быстро и медленно
Мышление без слов может принести пользу. Это может позволить нам думать быстрее.
Осознавали ли вы когда-нибудь, что размышляете о чем-то, на самом деле не облекая свои мысли в полноценные предложения? Возможно, вы мыслили абстрактно, как в примере, который я привел ранее о покупке пары обуви.
Абстрактное мышление - это то, на что способны люди. Это быстрый способ обдумывать идеи, используя символы, которые их представляют. Мы можем быстро мыслить без языка, используя абстрактные мысли.
Учитывайте чувства, которые мы испытываем по поводу жизненного опыта. Мы можем интерпретировать чувства и эмоции быстрее, чем думать об этом с помощью структурированных предложений.
Когда мы думаем словами, мы замедляем себя. Однако у языка тоже есть свои преимущества. В нем есть место для всего.
Мышление на иностранном языке может улучшить образ мышления
В арабском языке для обозначения верблюда существует более 40 слов.
В английском языке у нас есть только одно слово для обозначения верблюда, и мы добавляем перед ним прилагательное для описания вида верблюда. Верблюд мужского пола, верблюдица женского пола, старая или молодая, и так далее.
Арабский язык разбивает это на отдельные слова, чтобы описать верблюдов по конкретным признакам, таким как возраст, окрас, количество горбов, пол и статус размножения.
Эта прямая ссылка на различные виды верблюдов помогает общаться, поскольку верблюды необходимы для выживания в арабском мире. Я бы сказал, что это полезно и для улучшения когнитивного мышления.
У нас есть похожий пример в западном мире. У нас есть много разных слов для обозначения различных видов птиц. Каждое слово относится к определенной птице, такой как сойка, голубка, малиновка, дятел, колибри, попугай, воробей, сова, ястреб и т.д.
Английский и испанский языки - это два примера, где мы используем описательное слово (прилагательное), чтобы лучше определить предмет (существительное).
В английском прилагательное стоит перед существительным, но это распространено не во всех языках. В испанском, например, прилагательное стоит после существительного. По-английски можно было бы сказать: “Джули - моя любимая кузина”. Но по-испански это было бы “Джули - это твоя прима фаворита” или “Джули - моя любимая кузина”.
Возможно, вы начинаете понимать, что когда кто-то изучает новый язык, его образ мышления также может измениться. Различные методы, с помощью которых языки накладывают ограничения или включают более благоприятные прямые ссылки, могут помочь как в мышлении, так и в общении.2
Некоторые животные общаются вообще другими способами, которые не требуют структурированного языка. Например:
- Муравьи общаются с помощью обоняния, используя феромоны в качестве химических сигналов.
- Пчелы общаются с помощью танца. Они используют движение, чтобы описать направление, в котором они нашли пищу.
Сознательные мысли и чувства не требуют слов
Для того, чтобы обращать внимание на то, что происходит вокруг нас, или на наше поведение, необязательно нужны слова. В основном это мозговая активность.
Различные области мозга запускаются в зависимости от того, что происходит. Мы действительно можем испытывать чувства и эмоции, которые возникают в результате этой мозговой активности.
Мысли в форме слов могут и не требоваться для того, чтобы испытывать чувства.
Эти мысли, связанные с чувствами, могли возникнуть в вашем мозгу бессознательно. Вам не нужно было использовать реальные слова или структурированные предложения. Слова не всегда требуются для описания приятных или неприятных эмоций.
Абстрактное мышление
Абстрактное мышление выходит за рамки конкретных мыслей. Оно позволяет визуализировать идеи, выходящие за рамки очевидного. Вундеркинды, которые могут умножать большие числа в уме, вероятно, используют абстрактные методы мышления.
Вы поймете, что делаете это, когда поймаете себя на том, что интерпретируете окружающие вас вещи в форме репрезентации, а не интерпретируете их буквально. Мышление с помощью представлений может быть достигнуто намного быстрее, потому что не тратится время на то, чтобы выразить это словами.
Моральные суждения могут быть вынесены с помощью "чувств’, а не разговоров с самим собой в виде предложений.
Возможно, некоторые люди идут по жизни с маленьким воображаемым человеком на плече, который говорит им, как себя вести:
- “Я не должен воровать”.
- "Я должен дать этому человеку презумпцию невиновности".
- "Мне лучше встать с постели, иначе я опоздаю".
Если вы обнаруживаете, что принимаете быстрые решения, которые не требуют особых умственных рассуждений, то вы, вероятно, мыслите абстрактно и не лингвистически.
Наш родной язык определяет то, как мы думаем
Два лингвиста, Эдвард Сапир (1884-1939) и Бенджамин Уорф (1897-1941), обнародовали интересную теорию. Известная как гипотеза Сапира-Уорфа, они утверждают, что способ мышления людей сильно зависит от их родных языков.
Одна из их гипотез известна как лингвистическая относительность. Слова языка определяют, как мы думаем.
Люди могут мыслить в терминах концепций. Поэтому слова не всегда необходимы. У человека может быть концепция идеи. Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль, которую вы еще не превратили в слова?
Бенджамин Уорф указывает, что слова навешивают ярлык на идею, и это влияет на наше мышление о ней. Возможно, пещерные люди были ограничены в способе мышления, поскольку у них не было полностью развитого языка.