Психология жизни. Так поступают настоящие взрослые.
Очень часто в жизни и не только в общении с детьми мы ведем себя с позиции диктатора: навязываем свое, запрещаем, заставляем, критикуем. А спустя какое-то время удивляемся— нам ничего не рассказывают, не делятся, помогают из-под палки или идут во всем наперекор. Запретить просто, а объяснить и проконтролировать намного сложнее.
Когда мы учим ребенка, анализировать свои поступки и отвечать за них, мы многому учимся сами. А дать ребенку умение и право выбирать- это уже высший пилотаж.
К пониманию этих прописных истин, приходила, благодаря своим сыновьям. И сегодня хочу поделиться двумя историями из нашей жизни.
История первая.
Замечательный отдых в Севастополе-море, фрукты, детские площадки, парки, музеи, походы в катакомбы с опытным сопровождающим и спонтанная экскурсия в Ялту.
Мальчикам на тот момент было 6 лет и 3,5 года. Приехали на автобусе, выслушали ознакомительную лекцию и оказались на набережной, погуляли, сфотографировались с удавом, как же без этого и загрустили. Скучно и душно. До оплаченного автобуса гулять еще 4 часа. Сама не веря в то, что это исполнимо, "толкаю речь".
- Ребята, мы можем взять такси сейчас и уехать в Севастополь. Но, денег у нас не много и вы потом три дня ничего не хотите, в смысле "мороженки-пироженки", карусели, только море и фрукты. Или ждем автобус и приезжаем домой вечером.
— Что выбираете?
— Такси!
Удивительное было потом. День-тишина. Плаваем, гуляем, кормим залетевшую на огонек летучую мышь.
Второй день тоже тихо. Мышь выпустили.
Третий день, никого не ловим, не выпускаем, просто гуляем, купаемся. И снова никаких просьб о мороженном и каруселях.
И только на четвертый утром: " Мама, а хотеть уже можно?" Столько лет прошло, до сих пор горжусь их выдержкой в той ситуации.
История вторая
Младший сын учился в десятом классе. В начале года приходит домой из школы и говорит: «Мама, тебя вызывают на педсовет».
Законный вопрос:
-Что случилось?
-Завуч обозвала мальчика матом, я нагрубил ей.
-Ты понимаешь, что хамить взрослым людям неправильно, как, впрочем, и вообще хамить.
-Понимаю, но она первая при всех обозвала пацана.
В кратком пересказе дальнейшие события. Педсовет. Требование принести извинения завучу. Ответное требование, при классе извиниться перед мальчиком, которого обозвали. Отказ. Исключение из французской гимназии. Успешное окончание вечерней школы.
Сейчас моему сыну 34 года. У него два сына подростка и маленькая дочка.
— Жалеет ли он, что тогда выбрал тот вариант событий?
— Нет.
— Легко ли мне было позволить ему сделать этот выбор?
— Нет.
Но мой внутренний взрослый в тот момент победил заботливого родителя, твердящего «нельзя выбрасывать годы в престижной школе, надо извиниться, он тебе даже не друг, не тебя обидели». И маленького ребенка победил, который считал, что «учителя всегда правы, высовываться не хорошо и страшно».
Сейчас я понимаю, что все сложилось к лучшему. Как, впрочем, и все в этой жизни происходит к лучшему. Но это будет уже другая история.
Подписывайтесь, делитесь уроками, которые взяли от детей.
Это очень интересно.