Марат Файзуллин, в музыкальном мире Марат Татурас (Taturas) - композитор, широко известный и в нашей республике, и далеко за её пределами. Общественный и музыкальный деятель, он имеет множество званий, одно перечисление которых заняло бы массу времени. Кроме того, является членом многих организаций, продюсером, руководителем и творческим вдохновителем различных коллективов. Давно работая в кинематографе, он стал автором музыки к 150-ти игровым, документальным, теле- и анимационным фильмам. Также Марат - основатель и руководитель музыкальных лейблов и интернет-издательств «Aera records», «Afarin records», студии «Cinemusic Уфа». Руководитель Центра творческих инициатив «Арт Вектор». Член Союза кинематографистов России, член правления Союза кинематографистов Республики Башкортостан, член молодежной секции Союза композиторов России и многих других. Несмотря на молодость, в этом году он отмечает 25-летие творческой деятельности.
Прожив более пятнадцати лет в Москве, последние годы основную часть времени он живет и работает в родном городе Уфе. И делает огромную работу по популяризации и продвижению башкирской народной музыки. Причем, использует для этого все средства: от аутентичных инструментов до самых современных технологий. В столице Башкортостана композитор выступает с самыми разными программами. Так, 8 января в Малом зале ГКЗ «Башкортостан» прошел мультимедийный концерт «Сказки о маме». Это совместный проект московских студий «Sirin Cinema» и студии «Cinemusic». Он создан на основе музыки Марата Файзуллина к фильмам режиссера Софьи Горленко «Атлантида Русского Севера» и «Сказки о маме». Партнерами концерта выступили Союз кинематографистов Республики Башкортостан, Собор русских Башкортостана, Представительство в Республике Башкортостан Ассамблеи народов Евразии.
Что же это за сказки? Режиссёр фильма Софья Горленко рассказывала, что слово «мама» является аллегорией родной земли. А героем фильма стал реальный житель северной деревни Лекшмозера Архангельской области Василий Попов. По сюжету, он отправляется к месту, где раньше находился его родовой дом, встречая по пути русалок и лешачих, и прочих коренных обитателей этих земель. Авторы назвали картину документальной сказкой и русской медитацией. Для придания особой атмосферы в программе были задействованы ансамбль солистов, многочисленные этнические инструменты, электроника и видеопроекции. Чтецом выступила теле- и радиоведущая, автор многих медиапроектов Айгуль Кантюкова.
С помощью редких инструментов Марату Файзуллину удалось создать сказочную, мистическую атмосферу: «Несколько месяцев мы искали только состояние и звучание. Пробовали разные инструменты, приёмы, музыкантов, студии. Для меня это было погружение длиною в целый год! Мистику и глубину с ходу «не сделаешь», это надо прожить, изложить, выстрадать. Именно так получается суровое звучание трипа вглубь неизведанных забытых миров».
Для создания таких атмосферных произведений у Марата Раисовича есть все предпосылки, ведь он владеет более чем пятнадцатью музыкальными инструментами. Как исполнитель, Марат Файзуллин выступает на сцене с 1998 года. Композиции в исполнении Татураса (этим никнеймом он пользуется с 2003 года) имеют высокие рейтинги на стрим-площадках и регулярно входят в сборники ведущих музыкальных интернет-издательств. Особой популярностью пользуются композиции на основе башкирских народных мелодий, например, такие как макси-синглы «Карабай» и «Ой, тола, тола». М.Р. Файзуллин является основателем и одним из организаторов первой башкирской музыкальной Премии в области электронной музыки «BIEMA».
С 2006 года Марат Файзуллин является бессменным художественным руководителем этно-группы «Haua». В разные годы в работе коллектива принимали участие такие музыканты как Азат Бикчурин, Роберт Юлдашев, Миндигафур Зайнетдинов, Зилия и Юлия Бахтиевы, Илюся Кашапова, Камиль Шахмухаметов, Асия Сафина (Москва), Басем Аль - Ашкар (Палестина) и др. Группой записаны три альбома, она приняла участие более чем в 30-ти музыкальных фестивалях во многих регионах России. В 2016 году стала номинантом I Премии «Russian World Music Awards».
Ещё одно детище Татураса - группа «Handuhas», основанная в 2017 году. Группа уже выпустила несколько клипов и два альбома, один из которых – «Голос в Ледяной пещере» является уникальным, поскольку был записан в Аскинской пещере. В нём звучат башкирские народные песни в условиях природной акустики. Группа выступает не только на республиканских сценах, но и представляет Башкортостан за рубежом. В 2021 году группа «Handuhas» приняла участие в международной выставке «Есть еще одна возможность» (Стамбул, Турция).
Мало того, Марат Файзуллин в 2012 году стал основателем и художественным руководителем ансамбля современной музыки «Aura». В репертуаре коллектива - произведения современных российских и башкирских композиторов: Николая Попова, Булата Исламова, Марата Файзуллина. Ансамбль «Aura» выступает на концертных площадках Уфы, Екатеринбурга, Москвы. На открытии музея Полярников им. Альбанова в Уфе ансамбль исполнил симфонический цикл «Пейзажи Арктики». Цикл примечателен тем, что был написан композитором непосредственно во время арктической экспедиции МАКЭ в 2009 году.
Театралы помнят созданные Маратом Файзуллиным яркие музыкальные работы, такие как музыка к спектаклям «Любовь и ненависть» в Национальном молодежном театре РБ им. М. Карима (режиссер Р. Хакимов), «Гульбустан» в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури (режиссер А. Абушахманов). Кстати, спектакль «Гульбустан» вошёл в лонглист премии "Золотая маска» в 2020г. Недавно, в 2022 году, состоялась премьера спектакля «Два кота» Башкирского государственного театра кукол (режиссер С. Штырляева).
Музыку М.Р. Файзуллина отличает образность, актуальное звучание и неизменный национальный башкирский колорит. Все это проявляется в таких произведениях, как поэма для симфонического оркестра, сводного хора, курая и электроники «Кочевники», пьеса для симфонического оркестра «Буреляр», обработка башкирской народной песни для курая и симфонического оркестра «Таштугай». В 2022-м на открытии памятника Герою России Минигали Шаймуратову прозвучала масштабная вокально – симфоническая композиция по мотивам мелодии З. Исмагилова «Шаймуратов генерал».
Народные башкирские мотивы и мелодии звучат в музыке Марата Файзуллина к сценическим проектам, среди которых: открытие торжественного концерта к 100 - летию Республики Башкортостан, открытие Фольклориады, открытие музейного комплекса «Шульган Таш», гимн международного фестиваля искусств «Сердце Евразии».
Им написаны оригинальные композиции, переложения и аранжировки для многих творческих коллективов и исполнителей Республики Башкортостан: Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, групп «Караван сарай», «Буреляр», «SPLASH», «Via Chappa».
Будучи основателем первого башкирского музыкального интернет- издания «Afarin records», Марат привлёк к сотрудничеству такие коллективы и исполнителей как Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан, группы «Йатаган», «Handuhas», Аратур Гайсаров, Зилия Бахтиева.
Ещё одно направление творчества – перформансы. Создавая цельные художественно - звуковые полотна, Татурас сотрудничает с художниками Ансаром Галиным, Рушаниёй Бадретдиновой, Нелли Акчуриной.
Марат Файзуллин как композитор входит в творческие команды больших федеральных проектов Института развития интернета (ИРИ): скоро на платформе «Премьер» выходит сериал из 15 документальных фильмов «Россия. Ближнее будущее». Заканчивает работу над первым фильмом из серии «Неизвестные герои» под названием «Чамкуров Чамкур. Начинается работа над проектом об истории участия России в Олимпийских играх «Люди и Игры».
Занимаясь разработками IT-проектов в киноиндустрии, Марат Файзуллин со своей командой стал создателем интернет сервиса «Звуки. Музыка» и победителем I Питчинга региональных стартапов Союза кинематографистов Российской Федерации.
В настоящий же момент композитор находится в творческой командировке в Калмыкии, где Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты» готовит большой спектакль по мотивам калмыцкой народной сказки «Медноволосая девушка». «Мы начали очень интересную работу над спектаклем по мотивам калмыцкой народной сказки. Петр Тимофеевич (создатель и руководитель коллектива, Герой Калмыкии, заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Надбитов – прим.автора) преобразовал её в настоящее драматическое произведение. Вырос двухактный балет с этническими корнями», - рассказал Марат Файзуллин. Он также отметил, что это будет «эпическая сказка в современном, ярком звучании, которая сможет конкурировать с большим кино».
А что касается самых свежих музыкальных новостей, то 10 января этого года состоялся совместный с Зилией Бахтиевой релиз сингла «Karabay» – обработка композитором башкирской народной мелодии в современном звучании organic house. В очередной раз этот незаурядный человек сделал невозможное: привнеся свой яркий творческий стиль в народную сокровищницу, соединил аутентичную музыку с современностью.
Элла Молочковецкая, фото Айрата Нугуманова.
На фото:
1. Концерт «Сказки о маме» 8 января 2023 года, Малый зал ГКЗ «Башкортостан». Марат Файзуллин, этнические инструменты.
2. Концерт «Сказки о маме» 8 января 2023 года, Малый зал ГКЗ «Башкортостан». Марат Файзуллин, этнические инструменты, электроника.
3. Концерт «Сказки о маме» 8 января 2023 года, Малый зал ГКЗ «Башкортостан». Камерный ансамбль «Cinemusic», Композитор Марат Файзуллин (крайний справа).
4. Концерт «Сказки о маме» 8 января 2023 года, Малый зал ГКЗ «Башкортостан». Марат Файзуллин, Айгуль Кантюкова.
Марат Татурас. От древнего к современному
8 минут
25 прочтений
20 октября 2023