- Так, девушки, все помнят, что мы сегодня готовим овощное рагу? - наша преподаватель кулинарии улыбаясь прошла на кафедру.
- Ира и Кира режут картошку, Юля морковь, Оля и Галя чистят тыкву. Маша, а ты делаешь соус. Всё понятно?
- Понятно, - хором отозвались мои сокурсницы, а я не двинулась с места.
- Юлия Николаевна, мне не понятно.
- Мария, помидоры надо припустить, протереть и украсить специями. Понятно?
- Украсить специями? Нет, наверное я тупая, - сокрушенно бубня под нос, я опустила голову.
- Так, а ну-ка, стоп. Юлия Николаевна развернулась на каблуках и плавной походкой подошла ко мне.
- Посмотри на меня. Ты не тупая. Запомни раз и навсегда - человек не обязан всё знать. Если ты меня не поняла, это не говорит, что ты тупая, это значит я тебе плохо объяснила. Давай ещё раз.
-Берешь 4 помидора, надрезаешь сверху крест-накрест и ошпариваешь кипятком. Она подняла бровь и я кивнула
- Ясно!
Потом очищаешь помидоры от кожуры и режешь дольками. Кладешь на сковороду и не добавляя воды, нагреваешь на медленном огне до мягкого состояния.
- Ясно!
Потом протираешь от семян через сито, добавляешь мелко нарубленный чеснок, базилик и щепотку черного перца.
Моё лицо растянулось в широкой улыбке -
- Ясно! Я всё поняла! Я не тупая!
- Пойми, - Юлия Николаевна подошла ещё ближе и положила руку на плечо. Я это всё уже знаю наизусть и иногда мне кажется, что и другие всё знают. И просто надо ещё раз подробно рассказать.
Этот совет я вспоминала потом очень много раз. И поняла почему мне так нравилось заниматься с двоечниками. Я часто слышала те же расстроенные слова от своих учеников - “Марь Михайловна, наверное я тупой, я не понимаю!”
Но я уже знала как потом изменится взгляд этого мальчишки, когда я в третий раз постараюсь объяснить ему то, что непонятно, но другими словами. Спокойно, ты не обязан всё понимать с первого раза. Возможно, я тебе неправильно объяснила.
“Ого! Оказывается химия это так просто!”
А у меня просто крылья вырастали от этой фразы.
Мария Лаптева