Найти тему
В кино с Варварой

«Отелло» Сергея Юткевича: визуально роскошная экранизация Шекспира, где показана трагедия слепой ревности и утраты доверия

До сих пор Отелло в массовом сознании является синонимом безрассудного ревнивца.

А вот в советской экранизации шекспировского произведения 1955г, которую с блеском осуществил режиссер Сергей Юткевич, все несколько иначе. Глубже и сложнее.

Фото из открытых источников интернет. Otello.jpg Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет. Otello.jpg Кадр из фильма «Отелло»

Дело в том, что Юткевич считал, что трагедия отважного и неукротимого мавра не в том, что он ревнив до беспредельности, а в том, что утратил веру в людей.

Потому и в фильме «Отелло» режиссер стремился показать не только «трагедию любви и мести», но и, главным образом, «трагедию веры, трагедию доверия и предательства». Отсюда и концепция этой киноленты. Отсюда и подтекст актёрской игры.

Фото из открытых источников интернет.8.01.2_Кадры_из_фильма_Отелло_с_Бондарчуком.jpg Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет.8.01.2_Кадры_из_фильма_Отелло_с_Бондарчуком.jpg Кадр из фильма «Отелло»

По мысли режиссера, Отелло душит отчаянно любимую им Дездемону не по причине ущемленного мужского самолюбия, а потому что она, как он считает, разрушила в нем веру, уничтожила его преданность и доверие. И руки на себя накладывает страстный мавр, когда переполняет чашу терпения последняя капля: как меч на голову, обрушивается прозрение о вероломстве Яго, которого Отелло считал сподвижником и другом….

Конечно, каждый трактует бессмертный сюжет по-своему. Мне кажется, есть в истории об Отелло и Дездемоне как раз и то, и другое. И ревность, и утрата доверия…

Фото из открытых источников интернет.9147152fdf2c8943a683cf9b1ca7b22c.jpeg  Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет.9147152fdf2c8943a683cf9b1ca7b22c.jpeg Кадр из фильма «Отелло»

Кстати, для того, чтобы лучше проникнуться духом шекспировского творения, с абсолютной точностью войти в образ, перед началом съёмок Сергей Юткевич устроил всем актером шестинедельный (!) подготовительный период. Режиссёр и актёры ежедневно читали пьесу, обсуждали самые важные моменты, репетировали.

Фото из открытых источников интернет.8.01.7_Кадры_из_фильма_Отелло_с_Бондарчуком.jpgКадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет.8.01.7_Кадры_из_фильма_Отелло_с_Бондарчуком.jpgКадр из фильма «Отелло»

А для того, чтобы актёры буквально влились в атмосферу трагедии Шекспира, режиссер использовал совершенно непривычный для съемок любого фильма метод. «Отелло» снимали последовательно, в соответствии с событиями пьесы, а не вразнобой, как бывает обычно. Такое строгое следование логике пьесы очень помогло актёрам настроиться на роли и глубже понять поведение персонажей.

Фото из открытых источников интернет.image-w1280.webp Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет.image-w1280.webp Кадр из фильма «Отелло»

Сегодня, спустя почти 70 лет, фильм «Отелло», возможно, выглядит несколько нарочито, пафосно и театрально.

Но, может, в этом и есть его неповторимая прелесть?

Во всяком случае, в визуальной красоте этому фильму не откажешь. И в этом, бесспорно, заслуга и режиссера, и оператора.

Для создания яркого южного мира Венеции, Кипра было приложено максимум творческой фантазии и находчивости. Ведь компьютерной-то графики тогда не было…

Фото из открытых источников интернет8.01.1_Кадры_из_фильма_Отелло_с_Бондарчуком.jpg Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет8.01.1_Кадры_из_фильма_Отелло_с_Бондарчуком.jpg Кадр из фильма «Отелло»

Например, Сергей Юткевич в сотрудничестве с оператором Евгением Андриканисом беспрестанно экспериментировали с цветом, который должен был подчеркнуть смысловую нагрузку фильма, создать нужное настроение. Большинство фонов, павильонных и натурных, выбраны в нейтральной гамме, чтобы подчеркнуть цвета костюмов и декораций на первом плане. Так, алый цвет сопровождает Отелло, а ближе к концу уже и Дездемону как явный намёк на кровавую трагедию. А в самом начале сюжета Дездемона окружена белым цветом, символизирующем невинность. Нередко мелькает чёрный, говорящий о том, что история мрачна и темна. Все это, вроде бы нюансы, но они создают настроение и влияют на зрительское восприятие.

Фото из открытых источников интернет. 4985-original.jpegКадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет. 4985-original.jpegКадр из фильма «Отелло»

Большое значение для создания общего колорита эпохи Ренессанса имеют великолепные костюмы, детали грима.

Многие иронизируют по сей день насчет черного грима Бондарчука, который несмотря на мастерство гримеров, все же не скрывал его европейский облик. Однако этот грим выполняет, скорее, экспрессивную функцию. Неспроста в фильме так много планов, где крупно показаны глаза Бондарчука, – дикие, страстные, исполненные то гнева, то неизбывной боли, то жажды мести. Особо выразительные на фоне черной кожи.

Фото из открытых источников интернет.a5f10fbd19f01d5dc9cda9ccb53fcb94_XL.jpg  Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет.a5f10fbd19f01d5dc9cda9ccb53fcb94_XL.jpg Кадр из фильма «Отелло»

Столь же тщательно подошёл Сергей Юткевич к выбору натуры. Снимали «Отелло» в Крыму, в Одесской области. Особая история случилась с созданием эпизода на Лестнице гигантов в Венеции. Ее снимали …. на Химкинском водохранилище. И получилось вполне убедительно.

Фото из открытых источников интернет.609914.jpg  Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет.609914.jpg Кадр из фильма «Отелло»

Что уж говорить об актерах. Все они замечательны.

На главную роль Юткевич пригласил самого именитого тогда, в середине 50-х, молодого актера – Сергея Бондарчука, уже в то время имевшего высший титул в советском кино – «Народный артист СССР».

Фото из открытых источников интернет.5_0be331ce06ca3400f734898a776e3637_1459969401.jpgКадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет.5_0be331ce06ca3400f734898a776e3637_1459969401.jpgКадр из фильма «Отелло»

А вот Дездемоной стала актриса тогда еще безвестная. Студентку Школы-студии МХАТ Ирину Скобцеву ассистенты режиссера приметили на студенческой театральной постановке. Скобцева опыта съемки в кино не имела. Но, несмотря на неопытность или даже благодаря ей, Скобцева прекрасно вписалась в фильм. Ведь ей и надо было воплотить на экране наивную, доверчивую, распахнутую навстречу жизни девушку.

Фото из открытых источников интернетfmt_96_324_10.webpКадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернетfmt_96_324_10.webpКадр из фильма «Отелло»

Кстати, именно на съемках «Отелло» и завязались романтические отношения Скобцевой и Бондарчука, впоследствии воплотившиеся в крепкий долгий семейный союз….

Фото из открытых источников интернет.original-2.jpg  Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет.original-2.jpg Кадр из фильма «Отелло»

Многие утверждали, что, если бы не реальная страсть, связывавшая актеров в жизни, то образы Отелло и Дездемоны не получились бы такими живыми, искренними и выразительными.

А сам Бондарчук позже шутил, что сначала задушил свою будущую супругу, а потом женился на ней.

Фото из открытых источников интернет1650520503_42-vsegda-pomnim-com-p-roza-otello-foto-44.jpg Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет1650520503_42-vsegda-pomnim-com-p-roza-otello-foto-44.jpg Кадр из фильма «Отелло»

Хороши артисты, воплотившие и другие образы в этой шекспировской истории: Владимир Сошальский, Евгений Весник, Антонина Максимова.

Фото из открытых источников интернетscale_1200-4_ready84-131.jpgКадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернетscale_1200-4_ready84-131.jpgКадр из фильма «Отелло»

Особенно выделяется Андрей Попов, сыгравший главного злодея – Яго. Между прочим, Попов –весьма разноплановый актер. И шекспировского трагедийного героя сыграл он так, что раз и навсегда запомнился. И комедийные роли были ему по плечу (вспомнить хоть папеньку-сквалыгу из «Сватовства гусара»).

Фото из открытых источников интернетVC6qbSgqDkE.jpg  Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернетVC6qbSgqDkE.jpg Кадр из фильма «Отелло»

«Отелло» Юткевича оценили у нас в стране: фильм посмотрели более 24 миллиона.

А в 1956 году советский «Отелло» был удостоен приза за «Лучшую режиссуру» на Каннском кинофестивале. А также после получил Золотую медаль на международном кинофестивале в Дамаске.

Фото из открытых источников интернет2021.03.15-1615819758.2218_qjtd9t-betk.jpg Кадр из фильма «Отелло»
Фото из открытых источников интернет2021.03.15-1615819758.2218_qjtd9t-betk.jpg Кадр из фильма «Отелло»

А что вы думаете об этом, дорогие читатели?

Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки