Наблюдаю за всеми нашими собаками-отказниками, которые попали к нам уже во взрослом и «сознательном» возрасте, не могу не признать, что до конца тот образ жизни, которая ведет костяк стаи, воспитанный в Святополе с детства, так и не принимают. В том плане, чтобы им самим было максимально комфортно.
Живут эти собаки единственными в своей семье, спят на диванах (почему-то наблюдаю это у многих отказников, хотя я лично (прежде всего из-за аллергии) категорически против собак на спальных поверхностях), попрошайничают у стола… А у нас оказываются уже не единственными и неповторимыми любимчиками. То есть любимцами, конечно, но среди прочих. А это уже совсем по-другому, когда внимание, которое раньше всецело принадлежало тебе, приходится с кем-то делить. И если Ирга, Черника, Тира и некоторые другие наши «аборигены» изначально привыкли жить в собачьем сообществе, то другим приходится привыкать. И хотя собаки по своей природе – животные стайные, детство, проведенное только с людьми, воспитание и среда, в которой они росли, значат очень и очень многое при формировании поведения и мозга.
И мало того, что ты не единственный любимец! Еще и с другими сородичами приходится налаживать отношения, соблюдать их границы… А это тоже ой как непросто! Думаю, что не намного проще, чем нам, людям, выстраивать отношения друг с другом. А может, и сложнее (мы, знаете ли, не рвем друг другу уши, если что-то раздражает. По крайней мере чаще всего).
Плюс не сразу переходит перестройка и к жизни на улице (пусть и с будками с сеном), хотя собаки вроде как северные…
В общем, много всяких сложностей. И дружеские связи у таких собак в стае особо не возникают, как я погляжу. Хоть и спят они в общих кучках вместе с другими собаками (пару раз даже ворчуна Пирата за этим замечала!), но все равно, мне лично кажется, что это не их идеальная жизнь.
И размышляя на днях обо всем об этом (а к данным мыслям меня привели наблюдения за Герой), я подумала о Тилли. Да, она попала к нам не в 3 года, как многие другие, а раньше. Но уже и не совсем щенком, как Кекс, Бублик или Аля. Я бы сказала, что, скорее, подростком. И что? Собака, по моему мнению, прекрасно вписалась в нашу жизнь (для нее прежде всего).
Не хотите со мной играть? Ок, не вопрос! Буду участвовать в каждой драке, если у вас принято так «развлекаться».
Бегать в упряжке? Круто! Сброшу излишки энергии?
Учить команды? Тоже классно: напрягу извилины.
Домой забрали, где нельзя все разбирать на молекулы? Буду расслабляться и спать.
Нельзя прикусывать? Буду землю рыть.
В общем, Тилли прекрасно адаптировались, причем во многом сделала это сама. И живет, как мне кажется, абсолютно счастливо. Хотя с ней особо никто и не играет (потому что слишком «буйная» и реактивная даже для наших рабочих хаски).
Адаптируется и Кекс ко всем тем вызовам, что я ему предлагаю (библиотеки, общественный транспорт, длинные маршруты, в том числе и по населенным пунктам, где много «диких» людей, страшных машин и чрезмерно возбудимых и невоспитанных собак). И тоже, мне кажется, счастлив. Дома надо быть спокойным? Ок, релаксирую? Бежать 15км? С тобой, хозяйка, хоть на край света! Быть красавчиком на фотосессии? Буду и им. Лежать рядом с детьми, пока те читают? Круто, меня будут гладить!
И, может, я, конечно, фантазирую, но «гибкость мышления», или адаптивность, если на более простом «эволюционном» уровне (по крайней мере как мне сейчас кажется), связана с жизнелюбием. А чем более прокачена адаптивность к окружающей обстановке, тем более счастлива эта особь. Получается замкнутый круг.
От чего же зависит данная способность? А я считаю теперь, что это тоже навык и его даже можно натренировать? Наверное, от генов (предрасположенности), счастливого детства и, собственно, тренировок. Чем с большим количеством стимулов столкнется животное или человек, чем в большем количестве мест и разных ситуаций побывает, чем с большим количеством других сородичей и существ будет общаться, тем выше будет его адаптивность.
Как-то так…
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !