Раньше в русском языке было такое слово – «кон», то есть рубеж, свод, правила жизни, круг. А ещё – гибель. Слово «конец» – именно от корня «кон», ибо за чертой кона – смерть. Кон – это неписаные правила поведения в общине, которые передавались из поколения в поколения путём воспитания, образования и обучения промыслу. Его сердцевиной считалось сбережение памяти рода, унаследование потомками заповедей предков. Именно так: кон есть свод исторической памяти, «поле родовой святости», выражение духовного начала общины.
Изучение истории своей малой родины, мне думается, как раз и начинается с уважения к нашим истокам и отеческим заветам. По сути, это и есть принятие их на «своей территории совести», врастание в их суть, возвращение к своим корням, к точке мира и спокойствия. Всем этим, собственно, и занимается краеведение. Весь ХХ век мы жили за чертой, которую проложили шторма революций. Но сегодня уже ясно осознаём, что история при этом быть не перестаёт. И сегодня наш рассказ – об ещё одной странице ржевской летописи.
ЦЕРКОВЬ НА ТРОИЦКОМ ВЗВОЗЕ
Район современных улиц Садовая, Большевистская, Верещагина, Пионерская, Степанченко и далее в сторону района Опоки издавна считался тверской (питерской) стороной. В отличие, например, от правобережья Волги, которое традиционно относилось к московским владениям. До событий 1917 года всех жителей этой окраины Ржева собирала под своим кровом Троицкая церковь. В народе храм называли Екатерининским, ведь один из его приделов был освящён в честь святой великомученицы Екатерины. Как тут не вспомнить народные легенды про след в истории Ржева, в том числе при строительстве этого храма, который оставила императрица Екатерина II (1729-1796).
Троицкая (Екатерининская) церковь находилась на Троицком взвозе. Теперь это улица Чайковского, где располагается Дворец культуры. Улицу Большевистская прежде именовали Екатерининской, поскольку она начиналась как раз у Троицкой церкви. Улица Пионерская называлась 1-я Троицкая, ул. Садовая носила название 2-я Троицкая. А от современной проходной «Электромеханики» начинался живописный Троицкий парк.
Когда-то здесь, на другой стороне от Троицкого храма, действовали ещё две церкви: Всех святых (1805 год) и Варвары Великомученицы (1875). Последняя частично сохранилась и сейчас, а после войны в церкви обустроили сапоговаляльный цех горпромкомбината (так называемая «ракетка»), где семейство Колларов изготавливало пиротехнику. При церквях располагалось Всехсвятское городское кладбище. Здесь, в частности, был похоронен первый городской голова Терентий Волосков. Сейчас на месте кладбища находится магазин «Светофор».
Троицкая церковь в документах на 1720 год значится как деревянное строение. Но уже к 1770-му храм упоминается уже с приделами св. вмц. Екатерины и святителя Петра. Позже, в 1775 году, в ходе административной реформы Екатерины II, был образован Ржевский уезд. Он вошёл в состав Тверского наместничества из земель бывшей Тверской провинции Новгородской губернии, ранее относившихся к Ингерманландской губернии. В связи с этим, думается, назрела необходимость создания некоего «документа в камне», который увековечил бы это событие.
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ
Большой Троицкий храм и колокольня были построены тщанием вдовы подполковника Тулубьева – Евгении Николаевны – в 1790 году. Семья Тулубьевых происходила из древнего дворянского рода, известного с XV века. Целая династия военных мореходов Тулубьевых составила славу Российского флота.
Каменное строение на высоком волжском берегу было весьма внушительным. Церковь имела центральный престол во имя Святой Живоначальной Троицы и два деревянных придела – святого пророка Илии и святой великомученицы Екатерины. Прихожанами церкви являлись как городские жители, так и сельское население из деревень Желудьево (Опоки) и Кошелево. При этом в местечке Тетерино, где тогда находился судоходный причал (ныне – стадион «Горизонт»), от Троицкой церкви была построена деревянная часовня, где первоначально находилась чудотворная икона святого пророка Илии.
В 1826 году стараниями настоятеля церкви протоиерея Алексея Новгородского и купца Аврамия Мыльникова к Троицкой церкви был пристроен каменный придел святой великомученицы Екатерины. Рядом находились деревянный церковный дом, где жила семья священника, сторожка и кладбище. А общая площадь церковной земли составляла порядка 600 кв. саженей. Из документов в тверском архиве сохранились метрики с 1781 года, исповедальные ведомости – с 1829-го.
Долгое время (1835-1857 годы) старостой церкви был купец Иван Латышев, который жил неподалёку, в районе Тетерина. При нём, в 1849-м, было получено разрешение Тверской духовной консистории об отведении земли под кладбище за территорией храма, где нашли свой последний приют представители духовенства и именитые горожане. На 1864 год приход церкви составлял 143 двора.
Почти всю первую половину XIX века в церкви служил протоиерей Алексей Новгородский, затем почти три десятка лет – иерей Пётр Синёв (1822-1881), выходец из священнического рода. В 80-х г.г. XIX века священниками в церкви были Пётр Исполатов и Михаил Раевский, позже – Алексей Вишняков. С начала 90-х годов священником в Троицкой (Екатерининской) церкви служил Сергей Зверев. Ко всему прочему он состоял законоучителем в земских училищах, в том числе в женской и мужской прогимназиях Ржева.
На 1910 год священником церкви был назначен Сергей Жданов, кроме того, он является штатным членом педагогического Совета при уездном епархиальном училище. Через 4 года его сменил Сергий Воинов (1860 – после 1914). На 1914 год при храме числились 872 прихожанина (433 мужчины и 439 женщины). Сведений по истории Троицкой церкви после 1916 года, увы, найти не удалось. Известно лишь, что она была закрыта в 30-е годы, пострадала во время войны, а окончательно была разрушена в 1956 году. Через пять лет на её месте построили Дворец культуры ПО «Электромеханика»...
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО...
Тем не менее, сохранились документы, подтверждающие: деятельность Троицкого (Екатерининского) храма активно поддерживали жители Ржева – через добровольные пожертвования. Так, значительные средства в обустройство храма внесла его прихожанка Пелагея Озерова (вторая половина XIX века). Род Озеровых известен в Верхневолжье с XV века (их родовое имение располагалось в с. Борки Зубцовского уезда). Пелагея Евграфовна являлась прямой родственницей драматурга Владислава Озерова (1769-1816). Усадьбы сестёр Пелагеи, Настасьи и Прасковьи (на 1858 г.) находилась в деревнях Клешнево, Захарово и Воробьёво Ржевского уезда.
В церковных книгах остались сведения о том, что значительные благотворительные взносы на содержание церкви делал дворянин Виктор Худяков. Имение Виктора Ивановича располагалось в с. Михирёво. Его брат Александр, отставной губернский секретарь, некогда крупный тверской чиновник, в 1885-1889 годы жил в Ржеве и тоже был прихожанином Троицкой церкви.
На 1880 год временной прихожанкой Троицкой церкви стала и Елизавета Курлова. В 1866-м, согласно документам церкви, ей выдали здесь метрическое свидетельство. За алтарём храма она и была упокоена. Семья Курловых проживала в Ржеве, а их сельская усадьба находилась в местечке Малахово Ржевского уезда. Увы, на сегодня от имения остался только пруд.
Современная улица Чапаева (бывшая Ново-Опокская) в своё время была частью деревни Апоки (Опоки), полностью уничтоженной во время войны. Ещё раньше, до революции, по ней проходила дорога в имение Курловых. И как тут не вспомнить, что некогда Опоки (принадлежал Тверскому княжеству) располагались на месте древнего города-поселения, позже ставшего окраиной Ржева. Само название – «Опока» – происходит от наименования кремнистой микропористой осадочной породы, кою наверняка видели на волжских берегах местные жители.
ИЗ РОДА КУРЛОВЫХ
В августе 1902 года на кладбище Троицкой церкви был упокоен генерал от инфантерии Григорий Курлов (1823-1902). Ржевские старожилы вспоминали, что ещё до войны захоронение Григория Никаноровича находилось в хорошем состоянии. Мы не знаем, были ли живы на тот момент его прямые родственники, но, например, известно, что один из представителей рода Курловых – Пётр Семёнович – работал мастером-наставником и преподавал на кузнечном отделении ремесленных курсов Ржева (был принят на работу 1 апреля 1919 года).
Отцу Григория, генерал-майору флота Никанору Курлову (1792-1852), 27 октября 1861 года пожаловали диплом на потомственное дворянское достоинство. Его средний брат, генерал-лейтенант Аркадий Курлов (1829-1888) – герой Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, был награждён орденами Святого Станислава 2-й степени (1864 год) и Святой Анны 2-й степени (1868). 10 октября 1878 года ему была пожалована золотая сабля с надписью «За храбрость».
Сын Георгия Курлова, младшего брата Григория Никаноровича, упокоенного в Ржеве, Михаил (1859-1932), был ректором Томского университета и известным врачом-терапевтом. Сын самого Григория Никаноровича, Павел (1860-1923), стал выдающимся военным и государственным деятелем, служил киевским и минский губернатором, товарищем министра внутренних дел, главноначальствующим отдельного корпуса жандармов. Дослужился до звания генерал-лейтенанта. В эмиграции написал воспоминания «Гибель императорской России».
В заключение – только одно: как мало мы ещё знаем о своей малой родине, о прошлом нашего родного Ржева! Сколько ещё исторических тайников только предстоит открыть! И сделать это надо обязательно.
На снимках: «Церковь Екатерины Мученицы на Троицкой горе. 1790 год» (рисунок Н.Д. Чудовского, главного архитектора г. Ржева в 50-е годы прошлого столетия); мужская гимназия и Троицкая (Екатерининская) церковь (начало ХХ века); Григорий Никанорович Курлов; Михаил Георгиевич Курлов.
Ольга КУЗЬМИНА.