Erid: LjN8KQYiZ
–20% на любую книгу из каталога + книга из специальной полки в подарок! Активируйте промокод dzenfriends20 по ссылке.
По официальным документам первые ссыльные в Сибири появились в XVI веке. Ими были жители Углича, которые учинили самосуд над окружением младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах. 50 бунтарей отправились «за Урал-Камень» строить Пелымский острог. После этого по их следам пошли тысячи других приговорённых переселенцев. С тех пор при оглашении приговора штрафы, телесные наказания и плаху на Руси стали всё чаще заменять сибирские просторы.
Как развивался маршрут сосланных в Сибирь, по каким правилам он выстраивался и через что проходили приговорённые – расскажем в этой статье.
Организация «этапа»
Ссылка считалась бессрочным наказанием, вернуться домой могли лишь богатые аристократы и знать. Остальные мало-помалу пускали корни и обживали новый дом, стараясь ужиться с местным населением. В 1681 году, захватив Забайкалье, русские ссыльные протоптали знаменитый «кандальный тракт» до Иркутска, который составлял семь тысяч вёрст и имел небольшие ответвления.
Если с середины до конца XVIII века по этому маршруту проходило в среднем около двух тысяч человек, то после наполеоновской войны – уже восемь тысяч. При Александре II, заслужившем прозвища Освободитель и Вешатель, эта цифра составляла 15 тысяч в год. Кстати, при Петре I количество сибирских ссыльных ненадолго сократилось, заключённые нужны были царю для проведения каналов и строительства, также их использовали в качестве галерных гребцов.
Организовывался «этап» в первые века крайне плохо: не было финансирования и согласованности действий. Ссыльные питались за свой счёт или просили милостыню. Это приводило к массовой гибели от недоедания и болезней. В народе ссылка воспринималась как смертный приговор. К месту назначения могла дойти лишь половина кандальников. Прохождение нескольких климатических зон пешком могло составлять от восьми месяцев до двух лет.
Сначала ссылаемых накапливали (в XVIII веке в Самаре или Калуге), затем им рвали ноздри, клеймили и с наступлением сухого времени года отправляли в сторону Урала. Закованные в ручные и ножные кандалы, они делились на группы, которые соединялись общей цепью. Самые опасные преступники шли в «колодах», иногда в железных ошейниках, менее опасные – в простых кандалах. По Оке и Волге колодники добирались до Казани, а оттуда – по Каме до Перми. Дальше арестанты пешком шли до Верхотурского острога, а от него переправлялись по сибирским рекам в Тобольск. Если местом отбывания наказания был Иркутск или Нерчинск, то путь пролегал через Томск.
Реформирование «кандальной практики»
Первые послабления заключённым появились при Елизавете Петровне. В 1754 году она велела «вырезать ноздри» только мужчинам, поскольку считала, что женщины не способны к бегству на таких отдалённых территориях. Однако даже после этого смертность арестантов была очень высока. В начале XIX столетия Михаил Сперанский попытался реформировать систему «этапа». Это была вынужденная мера, поскольку армии, воюющей с Наполеоном, нужны были солдаты.
Прежние конвоиры отправились служить Отечеству, а их место заняли «служилые башкиры и мещеряки». Но эта инициатива не имела успеха: сочувствующие арестантам башкиры подкармливали их, нарочно затягивали «этап», помогали в побеге, а затем докладывали начальству, что, дескать, «беглые» померли в дороге. После этих нарушений миссию по сопровождению колодников переложили на сибирских «городовых казаков». Лишь после Отечественной войны 1812 года были сформированы специальные «этапные команды» из солдат и офицеров. Тогда же арестантам перестали изуверски травмировать носы.
В двадцатых годах Сперанский разработал уставы о ссыльных и сформировал единую систему «этапа». По документам ссылка закрепилась в двух видах: «в отдалённые места», коими были Восточная Сибирь и Забайкалье, и «в места не столь отдалённые» – это Урал, Западная Сибирь и Кавказ. Сперанский разработал и образцы обязательных документов. Так, к примеру, в «статейных списках», которые в обязательном порядке делались в двух экземплярах (один для Тобольского приказа, другой для конвоиров), указывались имена, характеристики, описания внешности, сведения о совершённом преступлении и полагаемом за это наказании.
Устав Сперанского жёстко регламентировал меры наказания во время «этапа» для ссыльных. За мелкое хулиганство полагались «лёгкие телесные наказания», за бунт и попытку побега – тяжёлые, в исключительных случаях (при нападении на конвоира) разрешалось применять оружие. До реформы Сперанского арестанты, независимо от пола и возраста, шли в цепях. По нескольку недель связанные друг с другом мужчины и женщины вынуждены были не только идти вместе, но ночевать, справлять нужду и прочее. Законотворец Сперанский гуманизировал «кандальную практику». Каторжанкам перестали заковывать ноги, вес кандалов ограничили до двух с половиной килограммов. Когда обручи стали обшивать кожей, чтобы не травмировать заключённых, те подались в бегство.
Через два года появилась новая методика: «шнур» или «пруток Дибича». Он представлял из себя стальной штырь, на который надевалось десять наручников с узниками. В такой «вязанке» они шли до следующего острога. Чтобы усложнить жизнь беглым, с 1830 года арестантам стали наполовину брить голову, опасных преступников клеймили, оставляя метки на лбу и щеках.
Коррупция и произвол
Все нововведения законотворцев касались пересылки арестантов, но не уберегали последних от взяточничества и произвола на местах. Коррупция и беззаконие процветали на «этапе». Известно, что тюремщики вымогали у арестантов деньги. За две копейки они готовы были не пристёгивать ссыльного к «пруту Дибича». Богатые арестанты могли купить у конвоиров не только алкоголь и вкусную еду, но и ночь любви с понравившейся каторжанкой. Но самых симпатичных девушек солдаты забирали себе. Когда слухи об этих бесчинствах дошли до столицы, в Сибирь была отправлена проверка.
Полковник корпуса жандармов Александр Маслов был потрясён, увидев размах коррупции и безответственности в системе этапирования. Выяснилось, что деньги, предназначенные для строительства тюрем для ссыльных, расхищались. Чиновники принуждали крестьян бесплатно трудиться, и те, само собой, в ответ всё делали сикось-накось. Маслов писал в своём докладе:
«Не встретил ни одного этапа, выстроенного с надлежащей прочностью, и они уже начали приходить в разрушение. Печи сложены из необожженного кирпича, развалились… Крыши деланы из сырого тёса, рассохлись, дождь льёт прямо на арестантов. Из такого сырого леса сложены и стены тюрем, всё покоробилось, и стропила погнулись».
Технический прогресс
Во второй половине XIX века были отменены телесные наказания для женщин и клеймение ссыльных. Наконец появились повозки: зимой арестантов перевозили на санях, а летом – в телегах. Было разработано 42 перехода-этапа, путь до конечной точки теперь составлял 59 дней. Узникам полагалось ежедневное продовольствие. В период правления Александра II система этапирования съедала большую долю бюджета государства.
Нижний Новгород превратился в важнейший перевалочный пункт. Туда со всей страны свозились ссыльные. Весной город звенел от кандалов. После вскрытия рек арестантские партии загружались на баржи и отправлялись в Пермь. Оттуда они перебрасывались в Екатеринбург, затем дальше – в Сибирь: ссыльные ехали на телегах, каторжане шли пешком. Иркутск также был важной точкой «кандального тракта». После него дорога распадалась на два направления: одни колодники отправлялись за Байкал, на Нерчинские казённые заводы и рудники, другие, более опасные, – в Якутию.
С развитием технического прогресса к телегам и саням добавились «арестантские поезда» из восьми вагонов. Мало-помалу пешее движение по главному Сибирскому тракту теряло свою актуальность, этапы стали закрываться. После 1897 года арестанты из центральной России переправлялись в Сибирь только по железной дороге. В 1910 году в систему был введён «столыпинский» вагон. Он состоял из несколько помещений, предназначенных для конвоиров и арестантов. Последних снабжали «сухой пищей». На остановках в Челябинске, Красноярске и Иркутске ссыльных кормили горячей пищей, осматривали фельдшеры.
К сожалению, после революции с приходом новой власти история ссылки не прекратилась, а получила новый виток развития.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!
Реклама. ООО «ЛитРес», ИНН 7719571260