Найти в Дзене

Геологические причины распутицы. Почему весенняя хуже осенней, и как с этим бороться своими силами

Оглавление

Дороги – одна из известных российских проблем. И не важно, федеральные они или местного разлива, проблемы есть на всех уровнях. Крупными дорогами пусть занимаются соответствующие службы, здесь же речь пойдет о грунтовках, и как сделать так, чтобы сезонно не тонуть в грязи.

Суть проблемы

Проблема проезда по грунтовым дорогам случается там, где они раскисают. Такими свойствами обладают исключительно глинистые грунты, поэтому сосредоточимся на них. Ранее в статье про глины я описывал причины возникновения особенных свойств, присущих только им (ссылка в конце статьи). Ключевое – это пластичность.

Эта дорога вполне проезжая, пока сухо. Потом без полного привода заезжать не стоит...
Эта дорога вполне проезжая, пока сухо. Потом без полного привода заезжать не стоит...

Суглинки и глины очень плохо пропускают воду, но хорошо ее задерживают в своих мелких порах. Как только влаги становится много, верхняя часть геологического разреза, сложенного глинистыми грунтами, насыщается ею полностью. Глина, которая летом была твердой или полутвердой, становится мягкопластичной, иногда текучепластичной, а то и текучей.

Летние дожди могут быть обильными, но кратковременными. Основная часть воды стекает по рельефу в водотоки и водоемы. Осенью характер дождей меняется, они становятся длительными, пусть и не всегда сильными. Это приводит к тому, что вода успевает впитаться, и получается, что дороги наши раскисают.

Почему весной хуже, чем осенью

Весной обычно распутица сильнее. Кто застревал на внедорожниках, знают это на своей шкуре. Причина кроется в морозном пучении, точнее, в самом процессе многократного промерзания и оттаивания. Чем больше таких циклов, тем сильнее разрушаются связи между глинистыми частицами, поры становятся крупнее. В итоге в таких порах воды помещается больше.

Типичная распутица. В моей деревне немного не так, но суть не меняется. Фото из интернета
Типичная распутица. В моей деревне немного не так, но суть не меняется. Фото из интернета

Кроме того, пока грунт замерзший, он не пропускает воду, которая стремится испариться. При замерзании к фронту промерзания вода мигрирует особенно интенсивно. Получается, что весной при таянии снега мы имеем воду с поверхности (от снега) и ту, что не смогла испариться зимой. В итоге в грунте оказывается воды намного больше, чем осенью и на большую глубину.

За лето поры сжимаются, происходит частичная усадка (уменьшение объема при высыхании), поэтому осенью раскисает не настолько глубоко. В своей деревне там, куда я смело еду осенью в любую погоду, весной я даже пытаться не стану – слишком долго бежать за трактором.

Что делать с дорогами

Понятно, что длинные дороги привести в порядок своими силами крайне затруднительно, если вы не олигарх. А вот подъезд к своему участку метров на 50-100 осилить вполне можно. Есть два основных варианта формирования грунтовой дороги: геотекстиль и щебень или очень много щебня. Можно, конечно, использовать дорожные плиты, но под них придется хорошо готовить основание.

Вариант с большим количеством щебня применяют, но это прошлый век. Да, можно снять почвенный слой, засыпать щебнем, пройтись катком, снова засыпать… Щебня уйдет много, через некоторое время придется снова подсыпать. Все дело в том, что текучий грунт забивает поры между кусками щебня. Через некоторое время под нагрузкой щебень расползается, уходит вглубь, поэтому процедура требует повторения.

Вариант с геотекстилем менее затратен. Он не дает щебню уйти в грунт. Само собой, что для дороги нужен материал с большой плотностью, т.к. он должен не порваться под нагрузкой.

Не люблю брать картинки из интернета, но эта очень в тему. Спасибо сайту https://stroy-vibor.ru/
Не люблю брать картинки из интернета, но эта очень в тему. Спасибо сайту https://stroy-vibor.ru/

Суть работы геотекстиля в первом приближении можно сравнить с гатью на болоте. Он частично распределяет нагрузку по большей площади. Его применение позволяет использовать слой щебня небольшой толщины, который долго не потребует досыпки. До укладки материала нужно снять почвенный слой, и желательно уплотнить верхний слой грунта, вкатав в него небольшой слой щебня или бетонного боя.

Статьи по теме: