Мы подводим итог Златоустовскому учению об оставлении грехов человеку, о том, каким образом нам разобраться с грехами своими. С теми грехами, которые не дают нам быть счастливыми.
Которые не дают нам ни семейного, ни общественного, ни, так сказать, общенародного счастья, то есть, которые пожирают нас.
Это аборты, блуды, измены, воровство, зависть, празднословие, пьянство, обжорство, нехранение постов, нарушение всех правил человеческого общежития, нарушение правил движения по дорогам.
Сколько трупов, понимаешь, из-за лихачей этих, будь они неладны, сколько всякой беды из-за нарушения элементарного! Вот.
Это всё грехи. Грехи сжирают человека.
То есть гордый мешает всем жить, завистливый травит всех, как ехидна, злопамятный вспомнит тебе то, что было 20 лет назад, он ужалит тебя с той же степенью боли, как будто это вчера совершилось.
То есть неверный, развратный вечно угрожает чести твоей, чести ближних твоих, здоровью и чести детей твоих. То есть, в общем, если бы не грехи, все было бы по-другому, но мы болеем грехами, нужно разобраться с ними.
Вот у меня пять пальцев на руке. Как Иоанн Златоуст говорит, что надо разобраться с грехами пятью способами, пятью лекарствами.
Значит нужно назвать Богу грехи свои, признаться в них, потому что мы грешники, потом нужно прощать ближних, потому что они не лучше и не хуже нас, а нужно заручиться прощением их, чтобы Бог простил нам, то есть оставил мне, как я оставил.
Нужно усердно молиться Богу, потому что молитва – это ключ ко всем милостям. Молитва – это золотой ключ.
Сказка "Золотой ключик" – это жизнь человеческая. И молитва – это и есть тот самый золотой ключик. А двери, которые нужно им открыть, это двери милосердия Божьего.
Потом необходимо милостыню употребить и не все тратить на себя. Не все на себя намазывать, накрашивать, напяливать, пожирать, одевать и на пятую точку это все направлять, чтобы мне было хорошо, тепло, комфортно и уютно.
Нужно раскрыть глаза свои, понять, что есть люди нуждающиеся.
У тебя есть, условно говоря, сто тысяч рублей. Это неплохие деньги, если вдруг они у тебя есть. Так ты их располовинь, дай пятьдесят кому-то. Так не в одни руки отдай, например, а дай их в пять рук по десять.
Этому, этому, этому, этому, этому, этому, этому, чтобы он поехал учиться, потому что он сирота, этому, чтобы он мог поехать на отдых, потому что он один, например, воспитывает ребенка, у него жена умерла.
Надо разделять потоки, разделять, потому что нельзя все в кишку утрамбовать в свою. И карман треснет, если все в него пихать. Значит нужно разделять заработанное. Туда, туда, туда, туда. Вот тебе четыре.
Ну а пятый совет, наконец, это смирение. Потому что, как говорит Авва Дорофей, мы строим душевный дом. Основание никто же не может иное положить, кроме положенного, которое есть Господь Иисус Христос.
Основание духовного дома – это Христос, это камень краеугольный, избранный, честный, положенный в Сионе, верующий в него не постыдится.
На этом камне, на этом фундаменте нужно строить. Смотри, как строишь: из камня или драгоценных металлов, таких как золото или серебро, или из дерева, сена, соломы, потому что огонь испытает дело каждого. У некоторого дело сгорит, у некоторого дело останется, это уже Павел пишет.
Но если мы строим из камней, то мы должны промазывать камни, потому что просто из камней строить, это глупец только будет делать. Даже самый далекий от строительства человек понимает, что ничего не получится. Ну, построишь, но толкни, оно упадет.
А как же?
А нужно связывать стены и промазывать кирпичи, нужно какое-то связующее вещество, то есть нужен цемент, известка, цементный раствор с разными долями песка и цемента, значит, что-то нужно.
Когда делали Храм Христа Спасителя, то заливали сочленение между известняковыми плитами жидким свинцом. То есть там не было ни цемента, ни другого раствора, а вот свинец спаивал.
Поэтому когда большевики там дырку лупили, чтобы динамит заложить, они упрели дырку лупить, потому что все было сделано с любовью и на тысячелетия, и не удержалось, потому что народ согрешил, обезумел, отказался от Бога в массе своей, так или иначе, мытьём или катанием.
Ну ладно, так вот, мы строим дом, чем кирпичи промажем? Чем промажем кирпичи?
Смирением, потому что если мы не будем смиряться, то наши добрые дела будут похожи на стену, выкладываемую из кирпичей, не промазанных цементом. То есть не будет сочленения, кирпич с кирпичом держаться не будет.
И ты вроде бы там сделал, то сделал, туда пошел, это сделал. Но, все-таки, ты не смиряешься, ты гордишься, ты считаешь себя лучше всех, ты не имеешь того духа, когда бы ты сказал:
"Господи, прости мне, я самый плохой на этой земле, по крайней мере, не очень хороший, мягко говоря. Боже, милости, буде мне грешником".
Вот это 18 глава Евангелия от Луки, притча о мотыле и фарисее. То есть
"Прости меня, Боже, милости, буде мне грешником".
То есть как бы ты высоко ни залез, смиряйся. Ты был прорабом, как пел Высоцкий, помните? А после прораба до министра дорастешь.
Значит, смиряйся. Будучи прорабом, будучи министром, будучи замминистром, будучи членом правительства, будучи академиком Российской академии наук, будучи нобелевским лауреатом, будучи президентом какой-нибудь суверенной державы, смиряйся.
Смиряйся. Будучи владельцем большой сети какой-нибудь, агрохолдинга, например, или торговой фирмы, которая торгует какими-то дорогими машинами и таскает их, например, из Сингапура через Москву в Лондон и дальше.
Какая разница?
Это всё железяки, это всё мусор, это всё мелочь, это пыль, это важно, конечно, но это пыль, пыль важна, но она исчезнет. Смиряйся, кем бы ты ни был, епископом, священником, патриархом, катехизатором, благовестником, кем бы ты ни был, смиряйся.
И это есть верный способ распрощаться со всеми своими грехами, потому что написано, повторяю, 18 глава Евангелия от Луки, что "вышел мытарь оправдан из храма Божия паче онаго".
То есть фарисей не имел чем каяться, он просто гордился. На самом деле он был чист, был ритуально чист.
Наверное, он гнушался идти к блудницам, он гнушался есть запрещенное, он ни одного дня не проводил без ритуальных омовений, он молился Богу длительно, раз 5-6-7 в день. Как Давид говорил Богу много разных слов, и читал, и изучал, запоминал, и постигал, то есть он был ритуально чист, но он был горд.
А это плохо. А тот имел сокрушение сердечное. Он жил в этой грязи житейской. Но он бил себя в грудь и говорил:
"Прости меня".
И получил прощение. То есть он вышел из храма Божьего, оправданный паче онаго. Итак, если подвести некую такую калькуляцию, то есть Златоуст предлагает нам по числу пяти пальцев на руках, вот так гляньте на свою пятерню, значит так, признайся Богу во грехах, то есть подводим итоги.
Ты первый признайся, а не тогда, когда Он тебе скажет:
"А ну-ка, иди сюда, гордец".
Тогда уже поздно говорить:
"Господи, я смиряюсь".
Или другой вариант. Иди-ка сюда, блудник, ну-ка, иди сюда, ну-ка, я сейчас представлю "перед лицем твоим грехи твоя". Есть такой псалом, 49-й, и там говорится:
"Представлю перед лицом твоим грехи твои".
Это же ужасно. Это Бог возьмет просто, как вот бывает, вот вызовут тебя на наследстве, в картотеке покопаются, потом папку достанут, раскроют, развяжут и вытащат фотографию:
"Это вы? Вы. О, видите, а мы вас зафиксировали. Что вы там делаете на фотографии"?
Отвечаете:
"Ой, мне стыдно сказать".
А ему говорят:
"Ну вот, а мы знаем".
И вот, говорит:
"Представлю перед лицом твоим грехи твои".
Так вот, если ты дождешься, что Бог тебе сам скажет об этом, тебе конец. А если ты сам первый скажешь Ему:
"Господи, прости меня, я вор. Я в кассу залез общую. Господи, прости меня, я завистник. Я завидую всем, у кого получается лучше меня. Господи, прости меня, я блудник. Я слежу за каждой юбкой взглядом, так сказать, смотрю, провожаю каждую юбку и мечтаю непонятно о чем".
И так далее, и так далее.
Вот признайся Богу, значит, вот тебе первый пальчик, вот на пятерню свою смотрите, признайся Богу в грехах твоих, прости ближних. Они такие же, как ты.
Чего ты осуждаешь его в том, что он сам виноват? Тот толстый, а ты что, худой что ли? Тот в храм не ходит, ты что ли сильно молишься?
А тот жену бьет, а ты что, великий такой семьянин что ли? А тот - то, а тот - то, а тот - там, а тот - сям. Забудь про это, перестань смотреть на чужие грехи, и даже когда тебя лично обидели, прости человека, как написано в молитве "Отче Наш". Оставь мне долги мои, как и я оставляй должникам моим, тогда ты точно будешь прощен.
Потом молись усердно Богу и к молитве относись не как к словам, а как к твердому камню, как к горячему хлебу. Молитва – это камень в собаку, в дьявола, это теплый хлеб для нуждающегося в еде.
Молитва – это не слова, это еда и камень, это нож, это меч, это елей, это лекарство, это свет, это зажженная лампада среди ночи.
Молитва - это великое дело.
Надо учиться молиться всю жизнь. Молись, употреби милостыню, загладь не правдой своей, а добрыми делами. Потому что много наших грехов, мы даже все не знаем, на всякий случай закроем то, что не знаем или то, что знаем, то, от чего сильно душа болит, добрыми делами.
Вот детки болеют, вот мамы плачут, вот люди работают, понимаешь, им тяжело, они нуждаются в какой-то помощи, вот еще что-нибудь такое, ищите и помогайте.
Ну, и наконец, не гордись, потому что когда ты все это сделаешь, ты уже скажешь:
"Опа, ничего себе, вот это я дал, вот это я вырос, всех простил, всем помог, еще молиться научился. И вообще, по-моему, я самый лучший".
Вот тебе притча о мытаре и фарисее. Ты встал впереди и сказал:
"Спасибо тебе, Господи, что я не такой, как все люди: прелюбодеи, хищники, неправедники".
То есть на пути всех добродетелей нас ожидают гордыня. И тогда ты вроде бы уже почти ангел, а тут раз, и ты уже дьявол. Дьявол же тоже был ангелом.
Значит, чтобы этого не случилось, огради себя смирением, то есть огради свой душевный град, белыми стенами, как красивая Москва ограждается белокаменными стенами, начиная от князя Даниила и далее от Дмитрия Донского, Даниил еще не мог себе позволить белых стен, от Дмитрия Донского скорее, да.
Оградись белыми стенами смирения. Думай о себе, что ты просто человек, который из капли семени родился, невесть как вырос, получил смышление, начал как-то разбираться. Глядишь, там уже конец жизни маячится. С другом я вчера сидел, ныне жизни зрю предел. Господи, помилуй!
То есть скоро умирать на самом деле. Так или иначе, умирать-то скоро. Поэтому не гордись, но бойся. Вот так ты и попрощаешься с грехами своими. Все это очень просто, но, конечно, очень трудно.
Друзья мои, я желаю вам, чтобы вы так просто, как я об этом просто говорю, чтобы вы так же просто это и усвоили. Но чтобы сложную науку исполнения на деле этих вещей, о которых мы так просто говорим, чтобы вы прошли деятельно и опытно, и приобрели силу и мудрость так, чтобы вам дожить до старости, и чтобы в старости вы были аксакалами, чтобы к вам приходили молодые и спрашивали:
"Дедушка, вот подрались мы с парнем на улице, как мне поступить"?
И ты ему скажешь:
"А за что вы дрались? А кто кого победил? А не били ли вы друг друга исподтишка сзади или ниже пояса? А что он сказал тебе? Ты знаешь, ничего страшного здесь, скажи ему: "Вот тебе моя рука. Побили морды друг друга, будем друзьями".
Допустим так. Чтобы к тебе приходили советоваться.
Или пришла к тебе там мадам молодая, говорит:
"Я только год как вышла замуж, дедушка, я влюбилась заново в другого человека".
И ты что сделал? Ты разнес ее в пух и прах. Она говорит:
"Спасибо, я все поняла, все хорошо, я пошла строить свою семью с тем, за кого вышла замуж, а не с тем, на кого положила свой прелюбодейный глаз".
И так далее. То есть советчики нужны людям, не только в лице священников, в лице просто взрослых людей, в лице даже, я бы сказал, старых людей. Седая борода, умные глаза, седая голова и скоро умирать. И чтобы ты сидел и пил чай. А к тебе приходили и спрашивали.
"Дедушка, как поступить? Зовут в Америку учиться. А с другой стороны зовут, например, здесь, на стройке прорабом работать. Что выбрать-то"?
Ты скажешь:
"Расскажи, садись, посиди, попей чаю, расскажи, что там, как. Сейчас разберемся".
К вам будут приходить и спрашивать. Вы до старости доживете тогда, когда будете бороться с грехами, и спрашивать вас о том, как жить, у вас будут только тогда, когда вы опытным образом приобретете познание о том, что такое грех, и как с ним бороться.
И тогда вы, достигший старости, будете самый нужный в мире человек. А мы сегодня страдаем от того, что наши старики никого ничему не учат. Вот так. Невозможно жить в обществе, в котором старики безумствуют наравне с молодыми.
Невыносимо противно жить в мире, в котором старики ничего не знают больше, чем знает молодой какой-нибудь сопливый пацаненок, сидящий в гаджете с утра до вечера.
А настоящее знание о жизни и настоящий источник советов, как избежать греха и достичь праведности, дается тем, кто опытным образом постиг борьбу тяжелую, иногда кровопролитную борьбу с личными грехами.
Поэтому боритесь, чтобы на старости быть небесполезными, ну, в конце концов, чтобы в рай войти.
Вот пять пальцев на руке, пять советов от Иоанна Златоуста. До свидания!
Текст основан на видео с канала "Православная соцсеть Елицы". Читайте еще: