Согласно официальной статистике Москва это не только крупнейший город Европы, но и крупнейший мусульманский город Европы судя по количеству мусульманского населения. Количество верующих, придерживающихся мусульманской веры и проживающих в Москве, составляет абсолютное большинство как в количественном, так и процентом соотношении по сравнению с другими европейскими городами и столицами европейских стран.
Ислам в Москве развивается довольно активно, можно сказать, это город, в котором для мусульман созданы все условия для свободного вероисповедания, чтения намаза, выплаты закята (обязательный мусульманский налог), проповеди религии. Конечно, большое влияние на увеличение мусульманского населения (особенно из среднеазиатских республик) делает довольно мягкая миграционная политика Российской Федерации. Поэтому неудивительно, что число мусульман в столице РФ неуклонно растет, в том числе и за счет новообращенных мусульман из представителей немусульманских народов.
Что говорит статистика?
В 2019 году в интервью новостному изданию «Известия» председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин сказал, что оценивают количество мусульман в городе в районе 3-4 миллиона человек. Даже если возьмём минимальную оценку в 3 млн чел., данная цифра уже значительно превышает количество мусульманского населения в Париже, который в Западной Европе считается самым перенаселённым мусульманами городом, – мусульманское население в нём достигает 1,8 миллиона человек. Если же посчитать процентное соотношение количества мусульман от общего населения, то в Москве процент мусульман составляет 25% от общего населения, что опять-таки серьёзно выше процента мусульман в других городах Европы. Для сравнения: в Марселе и Брюсселе эта цифра составляет 20%, в Бирмингеме, Париже, Гааге, Роттердаме, Антверпене – 15%, в Вене, Берлине, Копенгагене и Лондоне же – 10%)
История ислама в Москве
Если взглянуть в историю, то на территории России было несколько очагов распространения ислама. Впервые ислам проник на территорию России уже в VII веке в период арабских завоеваний, когда арабо-мусульманские войска начали завоевание Кавказа, овладев приграничным Дербентом, который долго оставался опорным пунктом по защите мусульманских земель от вторжений хазар и базой для рейдов мусульманских отрядов против соседей-немусульман.
К северо-западу от него была выстроена система укреплений, в которых были поселены сначала арабские воины из Сирии и Ирака. Они же стали активно проповедовать и насаждать ислам среди населения края, однако горские общины усваивали его медленно и трудно. В Волжской Булгарии (поволжье) ислам был принят в 922 году мирным путем, хотя проникать он стал сюда гораздо раньше.
На землях Москвы же мусульманская вера укоренилась в XIV веке, когда золотоордынские татары, покорившие Русь, сами приняли ислам
и утвердили его в качестве государственной религии при хане Узбеке (1320 г.). Татары стали селиться в Москве, улица Ордынка и Татарская слобода в Замоскворечье тому свидетели. Татарские мурзы также стали переходить на службу к московским князьям и становились родоначальниками знатных фамилий (Годуновы, Юсуповы, Ермоловы, Шереметевы, Державины, Басмановы, Гоголи, Милюковы, Апраксины и так далее - по сути весь цвет русского дворянства, как бы иронично это не звучало).
Известный историк Н.М. Карамзин писал, что «Москва обязана своим величием ханам».
Нельзя также не отметить здесь московские топонимы. Балчуг (от татарского «грязь» или «глинистый»), Арбат (происхождение топонима связывают с арабским словом рабат (рибат) – «караван-сарай, странноприимный дом»), Таганка (от татарского «таган» – подставка под котел, которые изготавливали жившие здесь мастера), Басманный район, где жили чеканщики (от татарского «басма» – «чеканка») и так далее другие – все они свидетельствуют о давнем наличии на территории Москвы мусульманской общины.
На территории Российской империи мусульмане преобладали среди населения традиционно мусульманских регионов (Башкортостан, Татарстан, различные ханства в Средней Азии и княжества на Кавказе). Что же касается столиц (Москва и Санкт-Петербург), то здесь мусульмане оседали редко (главным образом, это происходило по итогу армейской службы, куда призывали башкир татар, но не жителей Кавказа и Средней Азии. Последних стали призывать позже).
До Октябрьской революции община мусульман в Санкт-Петербурге была более многочисленна, чем в Москве (по данным на 1870 год из 668 тыс. человек, живших в столице, 1,7 тыс. человек были мусульманами (90% из них – татары), т. е. 0,25% от общего населения, в то время как из 602 тыс. жителей Москвы к мусульманам относили себя только 1,2 тыс. человек, т.е. 0,2% от общего числа жителей города.
Положение сегодня
После того, как к власти пришли большевики, и столица страны была перенесения в марте 1918 года в Москву, город стал опережать Санкт-Петербург в темпах развития. До недавнего времени мусульмане составляли 2,25% жителей Петербурга, по состоянию на конец 2021 года их число увеличилось до 5,5% (300 тыс. человек), при том, что общее население составляет 5,4 миллионов населения). Соответственно, быстрее стала расти и мусульманская община.
На сегодня в Москве открыто 11 мечетей, причем одна из них, Московская Соборная мечеть в Выползовом переулке, которую так хорошо знали все мусульмане Москвы в советское время, пять лет назад совершено преобразилась после капитального ремонта и реставрации и стала одной из крупнейших мечетей Европы (она вмещает 10 тыс. человек, что немногим меньше Римской мечети (12 тыс. человек), которая, парадоксально, при очень незначительном количестве мусульман в Риме, стала самой большой в Европе (не считая ахмадийской мечети в Лондоне, вмещающей 13 тыс. человек)
И в заключении небольшое наблюдение
Если оказаться в пятницу в районе Большой Татарской улицы в Замоскворечье, будет хорошо понятно, почему Москва считается крупнейшим мусульманским городом Европы. Все 500 метров пути от метро Новокузнецкая до Исторической мечети, и дальше до Радиозавода будут запружены народом так, что негде будет упасть яблоку. Сюда стремятся москвичи-мусульмане всех национальностей. И город Москва на период пятничной молитвы преображается, становясь на несколько часов немного ближе к Мекке…
Если статья была полезна для вас, подписывайтесь на мой канал в Телеграм:
Авторский канал востоковеда про Ближний Восток и не только. Всего понемногу: новости, ссылки на мои и чужие интересные статьи, мысли, фото из поездок. В целом от политики до бизнеса. https://t.me/vo100koved