В 1940 году три видных советских деятеля объединили усилия для того, чтобы восстановить славу российского стеклоделия. 10 января они написали письмо Председателю Совета Народных Комиссаров о том, что существует острая необходимость заняться художественным стеклом. Актуальность проблемы они аргументировали тем, что современное стеклоделие «в подавляющем большинстве случаев грубо копирует образцы буржуазно-мещанского стиля начала двадцатого века». Поэтому авторы письма предложили создать опытную базу, где небольшой штат художников и химиков смог бы производить посуду и предметы утилитарного назначения из стекла для дальнейшего их тиражирования на крупных советских предприятиях.
Кто написал это письмо?
Вера Игнатьевна Мухина (1889 — 1953) — знаменитый советский скульптор,Николай Николаевич Качалов (1883 —1961) — химик, член-корреспондент Академии наук СССР, Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945) — писатель, академик АН СССР.
Вера Игнатьевна Мухина заинтересовалась стеклом как художественным материалом еще в конце 1920-х годов. Экспериментаторский дух уводил ее в разные стороны от традиционных скульптурных материалов — бронзы, мрамора, дерева. Например, легендарные «Рабочий и колхозница» для Всемирной выставки в Париже 1937 года были исполнены из нержавеющей хромоникелевой стали, которую никогда прежде не использовали в качестве материала для монументальной скульптуры. Еще в 1938 году по эскизам В. И. Мухиной на заводе «Красный Гигант» (бывший Николо-Бахметьевский завод) был создан сервиз «Кремлевский» для правительственных приемов. Тема современного декоративно-прикладного стеклоделия очень волновала скульптора.
Николай Николаевич Качалов всю жизнь занимался технологиями производства стекла. Сразу после окончания Горного института в 1911 году работал на Императорском фарфоровом заводе лаборантом, потом его техническим руководителем, в 1920-е годы руководил Ленинградским заводом оптического стекла, в 1930-е годы возглавил кафедру стекла (которую сам и основал) в Ленинградском технологическом институте.
Алексей Николаевич Толстой был страстным любителем материальной культуры, знатоком и собирателем предметов петровской эпохи.
В апреле 1940 года команда получила «добро», и уже летом Наркомат местной промышленности выделил 900 тысяч рублей на строительство экспериментального цеха.
Где?
Местом для организации опытного цеха стала Деминская зеркальная фабрика Ленинградского областного управления местной промышленности. В свое время цеха на Деминской улице (с 1965 года — улица Профессора Качалова) принадлежали Императорскому стеклянному заводу.
Первый этап
Итак, летом 1940 года началась работа. Мухина возглавила художественную часть цеха, непосредственным руководителем работ был ленинградский художник-график Алексей Александрович Успенский. Также в работах принимал участие Николай Андреевич Тырса. Мастеров-стеклоделов приглашали с других производств. Работа шла действительно экспериментальная — художники учились работать со стеклом, опытные мастера обучали молодых. В статье 1941 года в журнале «Архитектура Ленинграда» Николай Качалов поставил целый ряд задач на будущее: провести исследования для создания стекла, пригодного для художественных работ и массового тиражирования, научиться разным методикам обработки стекла, приобрести современное оборудование для производства.
Что делали?
Разрабатывали предметы декоративного и утилитарного назначения — вазы, комплекты посуды. Основными средствами художественной выразительности стали цвет и форма. Графики Н. Тырса и А. Успенский создавали предметы с утонченными силуэтами, а скульптор В. Мухина разрабатывала монументальные по форме и пропорциям предметы.
Н.Н. Качалов писал про Мухину: «Она своим примером показывала всем, что маленькая вещь, дешевая и широкодоступная, проникающая в самые скромные уголки народного быта, если она красива, является не менее важным фактором культурного воздействия на массы, чем воздвигаемые на площадях больших городов монументы или хранящиеся в шкафах музеев уникальные произведения искусства». Несмотря на интенсивную работу по своему основному профилю, москвичка Вера Мухина приезжала в цех за Невской заставой при любой возможности. Небольшой штат художников и мастеров за год произвел больше сотни образцов изделий из стекла. Важнейшим критерием было качество создаваемых предметов. «Никаких скидок на «объективные причины», не делать дряни ни при каких обстоятельствах. Лучше мало, но высококачественно», — говорила Мухина.
В 1941 году были организованы показы стекла в Доме архитектора и в Москве на совещании о прикладном искусстве. Представленные работы очень впечатлили, потому что значительно отличались от посуды, выпускаемой другими заводами.
Война остановила работу экспериментального цеха. Алексей Успенский погиб от снаряда, попавшего в его дом в 1941 году. Николая Тырсу эвакуировали, но в 1942 году он умер от тяжелой болезни.
Все сначала
Вера Мухина и Николай Качалов вновь обратились к В. М. Молотову в октябре 1947 года, уже с новыми задачами, более масштабными: они предлагали перепрофилировать всю зеркальную фабрику под свое производство. Совет Министров СССР 8 января 1948 года выпустил постановление «Об организации производства художественного стекла на Ленинградской зеркальной фабрике МЛП РСФСР». Эта дата считается началом истории Ленинградского завода художественного стекла и сортовой посуды.
От Ленинградского Союза художников на завод в 1948 году были приглашены архитекторы Борис Смирнов и Николай Эйсмонт, живописец Эдуард Криммер, в 1949 году пришла художница по стеклу Екатерина Яновская, следом за ней в штат были приняты выпускники кафедры стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища — Юрий Мунтян, Лидия Смирнова. Коллектив художников рос и укреплялся. Не все остались надолго (например, Э. Криммер перешел в 1951 году на Ленинградский фарфоровый завод), но многие связали свою жизнь с заводом художественного стекла.
На первых этапах работы, когда художников в штате было слишком мало, даже объявляли открытые конкурсы — всем предлагали разрабатывать проекты для массовой, «сортовой» посуды.
Продукция завода в 1950-е годы
Борис Смирнов, пришедший из архитектуры, специалист широкого профиля, начал работать сразу во всех возможных направлениях — ему были интересны мотивы народного стеклоделия, минималистичные, архитектурные разработки форм, традиционные и художественные гранения. В начале своего «стеклянного» пути он стремился исследовать все возможности материала.
Работы Екатерины Яновской и Лидии Смирновой 1950-х годов — яркие, праздничные, уютные. В предметах первой художницы больше народного, а вторая искала вдохновение в природных мотивах. Нарядность предметов декоративно-прикладного искусства казалась важным критерием в тяжелые послевоенные годы.
Традиции европейского стеклоделия «приехали» на завод из Эстонии с молодыми художницами — Лейдой Юрген и Хелле Пыльд. Они научили ленинградских художников забытым технологиям гравировок, созданию (почти) живописных изображений на стекле.
Важным шагом в экспериментальной жизни Ленинградского завода художественного стекла и сортовой посуды стало изобретение сульфидно-цинкового стекла в 1950-е годы. Добавление сульфидов цинка было простым для производства и давало большой диапазон декоративных возможностей. Художники завода разработали множество образцов для массового производства, сульфидные вазы были очень популярными. Технология производства распространилась и на другие производства, поэтому в 1960-е годы на Ленинградском заводе художественного стекла значительно сократили выпуск сульфидного стекла.
Посуда, вазы — хорошо, а что-то посерьезнее?
В монументальных работах художники завода тоже принимали участие — в 1949 году к юбилею И. В. Сталина была создана ваза «Юбилейная» (не сохранилась), в 1954 году — ваза «Дружба». Эти декоративные «сооружения», перегруженные деталями и помпезностью, вполне соответствовали архитектурному стилю «триумф», который распространился в поднесталинскую эпоху. Также на заводе в 1949 году создали макет станции «Автово» с легендарными стеклянными колоннами. Модель продемонстрировала декоративные возможности стекла в архитектурном пространстве. Активное участие в этом эксперименте принимал Николай Качалов.
В 1950-е годы Ленинградский завод художественного стекла был самым большим, самым оснащенным и передовым стекольным производством. Помимо квалифицированных мастеров (которые были и на других заводах), здесь работали художники и ученые. Идея основателей экспериментального цеха — создать производство современного, актуального, красивого и функционального стекла — была реализована именно благодаря этому тандему науки и искусства.
Источники:
Воронов Н. В., Дубова М. М.. Невский хрусталь. М., 1984.
Качалов Н. Н. Стекло. М., 1959.Качалов Н. Н. Художественное стекло и опыт его производства // Архитектура Ленинграда. 1941. № 1.
Мухина В. И. Художественное и литературно-критическое наследие. Т. 1. М., 1960.Огонек. 1953, № 27.Огонек. 1958, № 34
Павлинская А.П. Борис Александрович Смирнов. Л., 1980.
ЦГАЛИ. Ф. 685, оп. 1, д. 104.
ЦГАЛИ. Ф. 235, оп. 1, д. 470.
ЦГАЛИ. Ф. 685, оп. 1, д. 21.
ЦГАЛИ. Ф. 235, оп. 1, д. 464.