Найти в Дзене

Золотая середина: как управлять товарными запасами на складе

Оглавление

Управление товарными запасами оказывает прямое влияние на прибыль предприятия. Если товар заканчивается – это означает приостановку продаж и потерю прибыли. А дефицит продукции, наоборот, связан с замороженными средствами и риском списания товаров из-за истекшего срока годности. Эксперты Multicold рассказывают, как сделать управление товарными запасами эффективным.

Основные этапы

Главная цель управления запасами состоит в том, чтобы поддерживать процесс производства и снижать затраты.

Складским работникам необходимо определить точное количество запасов, установить объем продукции, который необходимо заказать у поставщиков в течение определенного времени. Следующий этап — определить сроки выполнения заказов.

Налаженное управление складскими запасами помогает сократить издержки, возникающие из-за недостатка сырья, а также снизить излишки товаров. Соответственно, снижаются затраты компании на хранения продукции, налогообложение также оптимизируется.

Управление запасами состоит из нескольких этапов:

  • Анализ запасов за предыдущий период помогает определить объем товаров, который необходимо закупить у поставщиков.
  • Указать цели использования товарных запасов. Например, чтобы запустить производство на полную мощность в высокий сезон.
  • При необходимости оптимизировать объемы запасов продукции.

Также важно иметь в виду наличие и загруженность складских помещений, сроки доставки товаров от разных поставщиков, сроки годности и т.д.

Причем в рамках управления запасов важно пройти каждый из этих этапов. Также крайне важно проанализировать производственные процессы.

Оптимизация, выполненная с ошибками, обычно приводит к сбоям в системе работы складских комплексов, претензиям со стороны клиентов, потерями продукции из-за истекшего срока годности.

Дефицит запасов может стать причиной приостановки производства, увеличению налоговых затрат и расходов на хранение.

Чтобы правильно рассчитать объем продукции, необходимо помнить о страховом резерве. Например, если для работы производства необходимо иметь тысячу единиц товара, то на складе должно храниться 1 100 единиц. Разница дает возможность продолжать работу в случае непредвиденных ситуаций, например, когда резко увеличивается спрос. Чтобы удовлетворить потребности покупателей, необходимо иметь страховой резерв.

Чтобы просчитать объем необходимых запасов, важно проанализировать ценовую политику производителя, особенности закупки продукции, а также конкуренцию на рынке.

-2

Как провести анализ данных

Любая оптимизация основана на анализе данных, который состоит из нескольких частей:

  • Анализ спроса. Если посетители магазина покупают ежедневно 50 штук товара, то не имеет смысла в закупках по 100-150 единиц. Проанализировав спрос, можно закупить именно то количество товара, которое необходимо;
  • Расчет страхового запаса. Опять же, стоит просчитать спрос в тот или иной сезон. Например, потребители покупают в сети магазинов 1 000 штук товаров в день, однако в сезон спрос может подняться до 1 300 штук. Можно заложить страховой запас в 300 единиц. Его также можно строить на основе увеличения прибыли.
  • Анализ излишков запаса или дефицита. В ходе анализа можно узнать, закупается ли товар в необходимом объеме. Лучше всего вести анализ в форме отчетности.
  • Оптимизация товарной линейки позволит определить товар со стабильным или хаотичным спросом.

Стратегии управления запасами

Подобных стратегий несколько:

  • Консервативная, когда страховые запасы создаются в больших количествах. Обычно эту стратегию применяют при угрозе сбоев при поступлении продукции или при резком росте спроса;
  • Умеренную стратегию применяют при средней рентабельности предприятия. Товары закупаются на случай сбоев производства;
  • Агрессивный подход предполагает максимальное сокращение запасов. Эту стратегию применяют, когда нужно сократить затраты. Она позволяет свести к минимуму возможные расходы.
-3

Модели управления

Их также бывает несколько. Рассмотрим наиболее распространенные:

  • Модель Уилсона применяется для расчета необходимого объема товаров. Стратегия предполагает минимизацию затрат на запасы и направление этих денег на хранение;
  • Модель ABC предлагает разделять запасы на несколько категорий, они зависят от стоимости товара, объема, частоты пользования. В группу «А» входит дорогостоящая продукция с большим сроком годности. Группа «В» представляет собой запасы, от которых производство зависит меньше. Группа «С» – это товары с невысокой стоимостью, их влияние на финансовый результат минимальное.
  • Модель MRP строится в виде компьютерной системы с графиками и отработкой заказов;
  • Модель установленного уровня предполагает, что новый товар будет закупаться только при достижении определенного объема запасов.

Методов оценки стоимости товаров также несколько:

  1. LIFO предполагает в первую очередь использование тех запасов, которые поступили последними. Этот метод применяется для снижения налога.
  2. FIFO, наоборот, предполагает использование сырья, поступившего ранее.
  3. Метод средней цены. При этой модели стоимость резервов определяется исходя из средней цены в начале производства.
  4. Метод наименьшей цены больше подходит для продукции, стоимость которой часто меняется.

Владельцы предприятия выбирают тот метод, который предполагает минимальные расходы на налоги при максимальной прибыли.

Заключение

Управление товарными запасами — это поиск баланса между двумя непростыми задачами: сокращением складских остатков и их своевременным пополнением. В этом деле важно найти золотую середину и получать стабильную прибыль.

Больше информации о хранении и транспортировке продукции можно найти на сайте Multicold.