Управление товарными запасами оказывает прямое влияние на прибыль предприятия. Если товар заканчивается – это означает приостановку продаж и потерю прибыли. А дефицит продукции, наоборот, связан с замороженными средствами и риском списания товаров из-за истекшего срока годности. Эксперты Multicold рассказывают, как сделать управление товарными запасами эффективным.
Основные этапы
Главная цель управления запасами состоит в том, чтобы поддерживать процесс производства и снижать затраты.
Складским работникам необходимо определить точное количество запасов, установить объем продукции, который необходимо заказать у поставщиков в течение определенного времени. Следующий этап — определить сроки выполнения заказов.
Налаженное управление складскими запасами помогает сократить издержки, возникающие из-за недостатка сырья, а также снизить излишки товаров. Соответственно, снижаются затраты компании на хранения продукции, налогообложение также оптимизируется.
Управление запасами состоит из нескольких этапов:
- Анализ запасов за предыдущий период помогает определить объем товаров, который необходимо закупить у поставщиков.
- Указать цели использования товарных запасов. Например, чтобы запустить производство на полную мощность в высокий сезон.
- При необходимости оптимизировать объемы запасов продукции.
Также важно иметь в виду наличие и загруженность складских помещений, сроки доставки товаров от разных поставщиков, сроки годности и т.д.
Причем в рамках управления запасов важно пройти каждый из этих этапов. Также крайне важно проанализировать производственные процессы.
Оптимизация, выполненная с ошибками, обычно приводит к сбоям в системе работы складских комплексов, претензиям со стороны клиентов, потерями продукции из-за истекшего срока годности.
Дефицит запасов может стать причиной приостановки производства, увеличению налоговых затрат и расходов на хранение.
Чтобы правильно рассчитать объем продукции, необходимо помнить о страховом резерве. Например, если для работы производства необходимо иметь тысячу единиц товара, то на складе должно храниться 1 100 единиц. Разница дает возможность продолжать работу в случае непредвиденных ситуаций, например, когда резко увеличивается спрос. Чтобы удовлетворить потребности покупателей, необходимо иметь страховой резерв.
Чтобы просчитать объем необходимых запасов, важно проанализировать ценовую политику производителя, особенности закупки продукции, а также конкуренцию на рынке.
Как провести анализ данных
Любая оптимизация основана на анализе данных, который состоит из нескольких частей:
- Анализ спроса. Если посетители магазина покупают ежедневно 50 штук товара, то не имеет смысла в закупках по 100-150 единиц. Проанализировав спрос, можно закупить именно то количество товара, которое необходимо;
- Расчет страхового запаса. Опять же, стоит просчитать спрос в тот или иной сезон. Например, потребители покупают в сети магазинов 1 000 штук товаров в день, однако в сезон спрос может подняться до 1 300 штук. Можно заложить страховой запас в 300 единиц. Его также можно строить на основе увеличения прибыли.
- Анализ излишков запаса или дефицита. В ходе анализа можно узнать, закупается ли товар в необходимом объеме. Лучше всего вести анализ в форме отчетности.
- Оптимизация товарной линейки позволит определить товар со стабильным или хаотичным спросом.
Стратегии управления запасами
Подобных стратегий несколько:
- Консервативная, когда страховые запасы создаются в больших количествах. Обычно эту стратегию применяют при угрозе сбоев при поступлении продукции или при резком росте спроса;
- Умеренную стратегию применяют при средней рентабельности предприятия. Товары закупаются на случай сбоев производства;
- Агрессивный подход предполагает максимальное сокращение запасов. Эту стратегию применяют, когда нужно сократить затраты. Она позволяет свести к минимуму возможные расходы.
Модели управления
Их также бывает несколько. Рассмотрим наиболее распространенные:
- Модель Уилсона применяется для расчета необходимого объема товаров. Стратегия предполагает минимизацию затрат на запасы и направление этих денег на хранение;
- Модель ABC предлагает разделять запасы на несколько категорий, они зависят от стоимости товара, объема, частоты пользования. В группу «А» входит дорогостоящая продукция с большим сроком годности. Группа «В» представляет собой запасы, от которых производство зависит меньше. Группа «С» – это товары с невысокой стоимостью, их влияние на финансовый результат минимальное.
- Модель MRP строится в виде компьютерной системы с графиками и отработкой заказов;
- Модель установленного уровня предполагает, что новый товар будет закупаться только при достижении определенного объема запасов.
Методов оценки стоимости товаров также несколько:
- LIFO предполагает в первую очередь использование тех запасов, которые поступили последними. Этот метод применяется для снижения налога.
- FIFO, наоборот, предполагает использование сырья, поступившего ранее.
- Метод средней цены. При этой модели стоимость резервов определяется исходя из средней цены в начале производства.
- Метод наименьшей цены больше подходит для продукции, стоимость которой часто меняется.
Владельцы предприятия выбирают тот метод, который предполагает минимальные расходы на налоги при максимальной прибыли.
Заключение
Управление товарными запасами — это поиск баланса между двумя непростыми задачами: сокращением складских остатков и их своевременным пополнением. В этом деле важно найти золотую середину и получать стабильную прибыль.
Больше информации о хранении и транспортировке продукции можно найти на сайте Multicold.