Найти тему
aviapark.oreshkovo

Знакомство с авиационными музеями мира. Музей авиации в Стамбуле. Часть первая. Реактивная историческая авиация

Приветствуем, друзья!

Открываем новый проект – знакомство с авиационными музеями мира. И начать его хотим с Музея авиации в Стамбуле.

Музей располагается в западной части города на территории военной части неподалеку от международного аэропорта имени Ататюрка. Открылся музей в 1985 году. Основными его экспонатами стали военные самолеты. Поэтому второе название этого выставочного комплекса – Музей военно-воздушных сил Турции.

Музей находится под патронажем военных, но не смотря на это открыт для всех желающих. Стоимость входного билета 100TL. Оплата наличными не принимается. К сожалению, у нас с собой не было "кредитки", но дежурный на КПП любезно предложил провести оплату своей картой, в обмен на соответствующую купюру.

Время работы выставочного комплекса с 10:00 до 17:00. Гидов и экскурсоводов мы не встретили.
-2

Предлагаем поближе познакомиться с его экзотическими экспонатами.

F-104G Starfighter
F-104G Starfighter
F-104G Starfighter
F-104G Starfighter

На входе нас встречает самолет F-104G "Starfighter".

Изначально, это американский самолет. Однако, данная модификация производилась по лицензии в Канаде.

Это первые реактивные самолеты с радарами, поступавшие на вооружение ВВС Турции с 1963 по 1994 годы.

F-104G "Starfighter" - одноместный истребитель-бомбардировщик, способный работать в любых погодных условиях. Использовались для полетов во время Воздушной операции на Кипре (1964 г.) и Миротворческой операции на Кипре (1974 г.)

Всего в период с 1963 по 1994 годы на вооружении ВВС Турции находилось в общей сложности 287 таких самолетов.

Очень понравились информационные таблички! Коротко, ёмко. На турецком и английском.
Очень понравились информационные таблички! Коротко, ёмко. На турецком и английском.
Возле некоторых самолетов приставлены специальные трапы для осмотра кабин. Но сами кабины вам никто не откроет(
Исключение составляют военно-транспортные самолеты, там можно осмотреть и салон, и кабину. Но о них расскажем позже...

RF-84F Thunderflash
RF-84F Thunderflash

Первый самолет, который привлек наше внимание - это RF-84F "Thunderflash" - американский одноместный самолет-разведчик 1951 года выпуска. Разведывательная модификация самолета F-84 "Thunderjet". Всего было построено 2713 самолётов F-84F. Из них 69 были переданы Турции (с 1956 по 1980 г.)

Использовались в разведывательных миссиях Кипрской Воздушной операции (1964 г.) и Кипрской миротворческой операции (1974 г.)

RF-84F Thunderflash
RF-84F Thunderflash

Самолет RF-84F "Thunderflash" с бортовым номером 11917 поступил на вооружение ВВС Турции 25 октября 1958 года в рамках военной помощи США, и с 16 октября 1985 года выставлен в музее.

RF-84F Thunderflash
RF-84F Thunderflash

Еще один RF-84F Thunderflash с бортовым номером 51-1901

Кстати, стоянка экспонатов на территории музея, выполнена в виде красной ковровой дорожки.
F-84F Thunderstreak
F-84F Thunderstreak

F-84F Thunderstreak - американский истребитель-бомбардировщик 1952 года выпуска. Появился в результате глубокой модернизации самолета самолета F-84 "Thunderjet".

В период с 1959 по 1975 на вооружении ВВС Турции находилось в общей сложности 108 самолетов F-84F.

F-84F Thunderstreak
F-84F Thunderstreak

Самолет F-84F Thunderstreak с бортовым номером 28941 был передан ВВС Франции на вооружение ВВС Турции 13 апреля 1960 года в рамках военной помощи США.

Следующий самолет, мимо которого мы не смогли пройти, знаменитый F-86E (M) "Sabre" - основной соперник советских ВВС в небе над Кореей в 1953 г.

F-86E (M) Sabre в расцветке пилотажной группы "Летающие лебеди"
F-86E (M) Sabre в расцветке пилотажной группы "Летающие лебеди"

F-86E (M) "Сейбр"- истребитель-перехватчик канадского производства 1951 года выпуска. В период с 1954 по 1968 г. на вооружении Турции находилось в общей сложности 107 самолетов F-86E.

Во время воздушной кампании на Кипре (1964 г.) данные самолеты использовались для выполнения задач "перехвата добычи" на аэродромах базирования.

F-86E (M) Sabre в расцветке пилотажной группы "Летающие лебеди"
F-86E (M) Sabre в расцветке пилотажной группы "Летающие лебеди"

Самолет F-86E (M) "Sabre" с бортовым номером 19268 экспонируется в музее с 16 октября 1985 г., после того как отслужил в ВВС Турции.

F-86E (M) Sabre в расцветке пилотажной группы "Летающие лебеди"
F-86E (M) Sabre в расцветке пилотажной группы "Летающие лебеди"
В 1955 году была сформирована пилотажная группа Турецких ВВС, летающая на самолетах F-86E Sabre из командования 4-й авиабазы в Эскишехире. Эта команда получила название "Летающие лебеди" (Ucan Kugular) и существовала до 1965 года.
Все самолеты группы были окрашены в белый и красный цвета вместе с фигурой лебедя на фюзеляже.
"Летающие лебеди" выступали только в Турции. И в составе группы имели 9 или 12 самолетов.

Самолет F-100D "Super Sabre" - первый американский серийный сверхзвуковой истребитель, стал заменой своему знаменитому предшественнику F-86E Sabre. Состоял на вооружении ВВС Турции с 1958 по 1988 г.

F-100D Super Sabre
F-100D Super Sabre

Самая совершенная и массовая серийная модель "D" самолета F-100 была оснащена противолокационным оборудованием и возможностью осуществлять сброс ядерной бомбы.

Самолет F-100D "Super Sabre" с серийным номером 42245 был поставлен на вооружение Турции 10 октября 1959 года в рамках военной помощи США.

F-100С Super Sabre
F-100С Super Sabre

А это уже другая модификация F-100, где, помимо прочего, было установлено оборудование для дозаправки в воздухе, что в свою очередь позволило увеличить дальность полёта.

RT-33A Shooting Star
RT-33A Shooting Star

RT-33A Shooting Star от компании Lockheed - одноместный самолет-фоторазведчик. Cоздан на основе реактивного истребителя первого поколения F-80 Shooting Star, и совершил свой первый полет в 1948 году.

В общей сложности за все время производства компанией Lockheed было выпущено 5691 Т-33А разных модификаций. Ещё 656 произвёл канадский Канадэир, и 210 — японский Кавасаки.

F-102A Delta Dagger
F-102A Delta Dagger

F-102A Delta Dagger - это одноместный самолет-перехватчик с треугольным крылом производства США 1953 года выпуска . Создавался специально для перехвата советских стратегических бомбардировщиков времен "холодной войны".

В период с 1968 по 1979 годы на вооружении ВВС Турции состояло 40 самолетов F-102A. Такие самолеты использовались за пределами США только в ВВС Турции и Греции.

F-102A Delta Dagger
F-102A Delta Dagger
F-104S Starfighter
F-104S Starfighter

И последний самолет, о котором хотим рассказать в этой статье - это F-104 Starfighter - одноместный короткокрылый самолет-бомбардировщик производства 1974 года.

Так же как F-104G американский самолет, который изготавливался по лицензии зарубежом (Италия)

Истребитель/перехватчик и бомбардировщик второго поколения, способный работать в любых погодных условиях.

В 1974-1994 гг. в общей сложности 40 самолетов были поставлены на вооружение ВВС Турции.

F-104S Starfighter
F-104S Starfighter

Первые самолеты F-104S были доставлены в Турцию 18 декабря 1974 года. Заказ был оплачен Ливией в обмен на обучение персонала ливийских ВВС в Турции.

F-104S Starfighter
F-104S Starfighter

Самолет F-104S с бортовым номером 6868 был приобретен в Италии за счет национального бюджета и поступил на вооружение Турции 10 мая 1975 года.

Во второй части расскажем про самолеты, стоящие на вооружении ВВС Турции сейчас: NF-5A, Cessna T-37B, F-104 "Фантом" и F-16