Российско-американский журналист задержан в России за нарушение закона об иностранных агентах
Сообщается, что Алсу Курмашева была задержана из-за освещения радио "Свободная Европа" военной мобилизации России для вторжения в Украину
Российско-украинская война – последние новости
Чт 19 октября 2023 17.23 по британскому летнему времени
Российско-американская журналистка была задержана в России по обвинению в нарушении закона об иностранных агентах, как сообщается, из-за ее освещения военной мобилизации России для вторжения в Украину.
Алсу Курмашева, редактор татаро-башкирской службы радио "Свободная Европа-Радио Свобода" (RFE-RL), была задержана в среду российскими правоохранительными органами в масках.
Радио Свобода подтвердило ее задержание в заявлении в четверг и сообщило, что Курмашевой было предъявлено обвинение в отказе зарегистрироваться в качестве иностранного агента, и ей грозит до пяти лет тюремного заключения.
Курмашева - вторая американская журналистка, задержанная в России с начала войны. Эван Гершкович, репортер The Wall Street Journal, был арестован в марте по обвинению в шпионаже. Если его признают виновным, ему грозит до 20 лет тюремного заключения, но, вероятно, он станет предметом переговоров об обмене заключенными с США. Он содержится в печально известной российской тюрьме "Лефортово".
Обвинения против Гершковича держались в секрете, хотя служба безопасности ФСБ России обвинила его в “сборе секретной информации”.
Михаил Афанасьев, который был арестован, со своей женой Еленой и их ребенком.
‘Верен своей профессии до конца’: российские журналисты выдерживают натиск Путина
Подробнее
Российское правительство не обнародовало подробностей уголовного дела в отношении Курмашевой. Радио "Свобода" приостановило свою деятельность в России после вторжения Владимира Путина на Украину, и с тех пор журналисты этого издания подвергаются сильному давлению как независимые журналисты, имеющие связи с информационным агентством, финансируемым Конгрессом США.
Радио СВОБОДА сообщило, что Курмашева имела двойное гражданство США и России и жила в Праге со своим мужем и детьми. Она приехала в Россию в мае по семейным обстоятельствам, и в начале июня ей не разрешили покинуть страну. Российские власти конфисковали ее паспорта, а затем во вторник объявили о новых обвинениях.
Базирующийся в Нью-Йорке Комитет защиты журналистов (CPJ), ссылаясь на региональные российские государственные СМИ, заявил, что она подвергается судебному преследованию за “преднамеренный [проведение] целенаправленного сбора военной информации о деятельности России через Интернет с целью передачи информации иностранным источникам”.
Местное государственное информационное агентство "Татар-Информ" сослалось на источник, который сообщил, что Курмашева сообщила об усилиях по набору персонала в университете в Татарстане, российском регионе. Прокуроры утверждали, что эта информация может быть использована для “дискредитации России” или может быть “использована против безопасности Российской Федерации”.
Информационное агентство также предположило, что российские прокуроры, возможно, рассматривают другие обвинения против Курмашевой, включая распространение литературы с критикой российской войны на Украине, которую правительство называет “специальной военной операцией”.
“Алсу - очень уважаемый коллега, преданная жена и преданная мать двоих детей”, - сказал исполняющий обязанности президента Радио Свобода Джеффри Гедмин. “Ее нужно освободить, чтобы она могла немедленно вернуться к своей семье”.
В своем заявлении Радио СВОБОДА назвало Курмашеву “опытной журналисткой”, которая освещала усилия по сохранению местного татарского языка и культуры от российских властей, которые “в последние годы оказывают все большее давление на татар”.
Гульноза Саид, координатор программ КЗЖ по Европе и Центральной Азии, заявила: “КЗЖ глубоко обеспокоен задержанием американо-российской журналистки Алсу Курмашевой по надуманным уголовным обвинениям и призывает российские власти немедленно освободить ее и снять с нее все обвинения”.
“Журналистика - это не преступление, и задержание Курмашевой является еще одним доказательством того, что Россия полна решимости подавить независимую журналистику”.
Дмитрий Колезев, независимый российский журналист, написал, что уголовная статья, применяемая против Курмашевой, фактически требовала от нее добровольно объявить себя “иностранным агентом”. Ранее он назвал статью, которая редко используется, “легкой изменой”.
ФСБ объявила чрезвычайно широкий спектр информации чувствительным к национальным интересам, писал он, и иностранным агентом теперь может быть любой, кто просто “попал под иностранное влияние”.
“Это закон, по которому вообще любой может быть осужден”, - сказал он, добавив: “В общем, они взяли еще одного заложника”.
Сотни российских журналистов отправились в изгнание с тех пор, как Путин начал полномасштабное вторжение в Украину в феврале 2022 года, а государственные цензоры закрыли ряд уважаемых независимых СМИ и возбудили уголовные дела против известных журналистов и региональных блогеров.
Несколько человек были приговорены к тюремному заключению за публикацию сообщений, нарушающих новые жесткие законы о “фейковых новостях”. В частности, суды наказали репортеров, публикующих новости о военных преступлениях, совершенных российскими солдатами, и о цифрах потерь среди россиян, которые были скрыты от общественности.
В феврале Мария Пономаренко, сибирская журналистка, была приговорена к шести годам тюремного заключения за репортажи о российском взрыве драматического театра в Мариуполе, в результате которого, как полагают, погибли сотни людей. Она была осуждена за нарушение российских законов о цензуре военного времени.
Ранее в этом году Михаил Афанасьев, популярный журналист из Хакасии, был приговорен к пяти с половиной годам тюремного заключения по той же статье. По его словам, он только что опубликовал взрывоопасный отчет об 11 бойцах российской национальной гвардии, которые отказались воевать на Украине, и военные скрывали информацию о потерях своего подразделения от общественности.
ОВД-Инфо, организация, осуществляющая мониторинг российских судов и судебной системы, подсчитала, что уже возбуждено около 7500 административных дел за “дискредитацию” российских вооруженных сил.