Найти тему
SEVENTHART

Лиминальные пространства в кино

Оглавление

Представьте себе, что вы входите в лифт и обнаруживаете, что он ведет не в ожидаемый пункт назначения, а в сюрреалистическую комнату, не поддающуюся объяснению. Представьте себе мир, где лестницы ведут в сбивающие с толку промежуточные миры. Промежуточные миры в которых все кажется таким знакомым, но одновременно и пугающим.

Данные места получили популярность в интернет среде не так давно. Слово "liminal" имеет свои корни в латинском языке, где оно переводится как "переход" или "порог". Понятие "лиминальность" обозначает состояние перехода или нахождения на пороге чего-то нового. Лиминальное пространство представляет собой ту точку, где человек находится в периоде перемен, внутреннего или внешнего. Оно может быть физическим, наподобие дверного проема, эмоциональным, как, например, развод, или метафорическим, отражая важное решение. Визуализации лиминального пространства часто передают этот особый статус "переходности", захватывая те места, где граница между старым и новым мутная и несколько загадочная. Эстетика таких мест может вызывать разные эмоции, включая чувство жуткости, сюрреализма, ностальгии, и даже грусти, иногда принося уют и иногда вызывая тревожность.

Backrooms. Первое лиминальное пространство появившееся на имиджборде 4chan
Backrooms. Первое лиминальное пространство появившееся на имиджборде 4chan

Путешествие по пограничным пространствам кино предлагает уникальный взгляд на моменты, существующие на грани нашего понимания, исследуя эмоциональные и временные ландшафты, которые формируют наш опыт и восприятие.

В этой статье вы узнаете, в каких фильмах создатели использовали лиминальные пространства, до того как это стало интернет-трендом.

Физические лиминальные пространства

«Шоу Трумэна»: В этом фильме физическое пороговое пространство создано контролируемым искусственным миром, в котором живет главный герой Трумэн. Сцена в лифте — яркий пример его осознания того, что есть что-то за пределами известной ему реальности, что заставляет его усомниться в природе своего существования.

«Шоу Трумэна»
«Шоу Трумэна»

«Быть Джоном Малковичем»: семь с половиной этажей в этом фильме представляют собой уникальное физическое пограничное пространство. Лифт поднимается на половину этажа, в сюрреалистическое место, не поддающееся общепринятой логике. Это идеальная метафора для поиска персонажем себя и идентичности.

«Быть Джоном Малковичем»
«Быть Джоном Малковичем»

«Сияние»: Стэнли Кубрик мастерски использует физические лиминальные пространства отеля «Оверлук», чтобы передать ощущение дезориентации и замкнутости. Бесконечные коридоры и комнаты, ведущие в никуда, создают жуткую и тревожную атмосферу, подчеркивая растущее безумие персонажей.

«Сияние»
«Сияние»

«Губка Боб Квадратные Штаны»: мультсериал часто отражает суть физических пограничных пространств, таких как пустынный Бикини Боттом в эпизоде «Унесенные». Пустой подводный город становится игровой площадкой для Губки Боба, иллюстрируя смесь одиночества и ностальгии по детству.

«Губка Боб Квадратные Штаны»
«Губка Боб Квадратные Штаны»

Эмоциональные лиминальные пространства

«Донни Дарко»: Этот фильм исследует эмоциональное пороговое пространство подросткового возраста и психическое здоровье. Галлюцинации Донни и его борьба за то, чтобы вписаться в социальные нормы, служат метафорой эмоциональной турбулентности и кризиса идентичности, которые испытывают многие подростки.

«Донни Дарко»
«Донни Дарко»

«Клуб „Завтрак“»: В этом классическом фильме о взрослении субботнее наказание становится эмоциональным пороговым пространством, где персонажи, представляющие различные школьные стереотипы, сталкиваются со своими внутренними конфликтами и формируют глубокие связи. Это микромир проблем подросткового возраста и идентичности.

«Клуб „Завтрак“»
«Клуб „Завтрак“»

«Игра в кальмара»: Шоу изображает эмоциональное пороговое пространство, в котором участники борются с финансовым отчаянием и жизненной неопределенностью. Он использует детские игры, чтобы символизировать борьбу за выживание в мире, где им нечего терять.

-8

«Маяк»: Этот фильм доводит эмоциональную ограниченность до крайности, поскольку два смотрителя маяка переживают изоляцию и психологический спад. Сам маяк становится символом их эмоционального потрясения.

-9

Временные лиминальные пространства

«Бегущий по лезвию 2049»: антиутопический мир фильма отражает временное пограничное пространство, созданное технологиями и течением времени. Пустые, разлагающиеся пространства и голограммы, танцующие в заброшенных казино, вызывают ощущение ностальгии по никогда не испытанному будущему.

«Бегущий по лезвию 2049»
«Бегущий по лезвию 2049»

«Интерстеллар»: концепция замедления времени в космосе создает интенсивное временное пороговое пространство. Поскольку Купер наблюдает за течением десятилетий на Земле, хотя он прожил всего несколько лет, это демонстрирует, как время может стать дезориентирующей и изолирующей силой.

«Интерстеллар»
«Интерстеллар»

«2001: Космическая одиссея». Кульминацией фильма является вневременная, сюрреалистическая спальня в глубинах космоса, где главный герой переживает преобразующий опыт. Это предполагает, что сама жизнь — это временное пороговое пространство, вечный переход между рождением и смертью.

«2001: Космическая одиссея»
«2001: Космическая одиссея»

«Святая гора»: этот сюрреалистический фильм исследует временную ограниченность, когда группа людей ищет бессмертия. Их путешествие ведет к глубокому откровению о природе существования, подчеркивая преобразующий потенциал временных пороговых пространств.

«Святая гора»
«Святая гора»

Подводя итог, можно сказать, что эти категории лиминальных пространств в фильмах представляют собой богатую палитру элементов повествования. Они задействуют наши эмоции, бросают вызов нашему пониманию реальности и приглашают нас задуматься о переходах, неопределенностях и изменениях, которые мы испытываем в нашей собственной жизни. Кинематографисты используют эти пространства, чтобы создать атмосферу, передать смысл и установить связь со зрителями на глубоко личном уровне.