В этой статье мы рассмотрим четыре самые главные темы в стендапе, а также разберем о чем шутить, чтобы шутки были понятными и интересными.
Конъюнктура и пост-комедия
Один из частых вопросов это «о чем шутить?». Вопрос нетривиальный: с одной стороны хочется писать и выступать с тем материалом, который тревожит тебя самого, но в другой стороны давит необходимость быть понятым, интересным, востребованным.
Надо помнить, что мы зажаты между двух крайностей: с одной стороны рискуем «скатиться в конъюнктуру» – делать номера и выступления, которые будут интересны и восприняты самыми широкими массами, но при этом будут слишком простыми для критики, для коллег, да и, самое страшное, для себя самого.
В крайности это приводит к психологическому расстройству после 10 лет на сцене. Отражается это в том, что артист устаёт сопротивляться критике самого себя, потому что понимает, что фактически критикующие правы. Образ на сцене и в жизни расходится с годами настолько, что ложность эмоций на сцене скрывать всё труднее, а ставка и репетиционные издержки уже настолько высоки, что выйти и поменять свой путь становится слишком страшно.
Другая крайность это делать комедию понятную единицам, только вашему окружению, только посвященным. В КВН это называется «внутряк», когда шутки произносятся на тему, которая понятна только немногим. Высмеиваются настолько тонкие нюансы, что человек со стороны даже не понимает, о чем идет речь. В частности это случается, если вы выступаете исключительно перед представителями той же профессии, что и ваша. Художник рисующий для художников, стендап-комик высмеивающий других стендап-комиков, танцор выступающий только перед танцорами – все они рискуют скатится к тому, что называется пост-комедией.
И действительно, пост-комедия наиболее сложна, для написания качественных шуток, нужно очень хорошо разбираться как в теории, штампах, так и в исторических лицах и нюансах комедии, мемах. Только вот, понятна и интересна она в основном тем, кто глубоко погружен в вопрос.
Естественно, надо держаться где-то между этих двух огней. Стремиться выбирать общечеловеческие темы, или то, что у всех на слуху, но придавать им новое личное прочтение.
4 темы Джуди Картер
Джуди Картер выпустила книгу «Камеди Байбл», которая была переведена стендап-сообществом еще до наступления 2010 года. В том числе и из-за дефицита книг о стендапе она была самой популярной в России. Знания изложенные в ней, хоть и требуют дополнения, но точны и невероятно полезны.
Среди прочего в этой книге описаны четыре самые популярные темы для стендапа:
Актуал
Детство
Работа
Отношения
Причем, тут важен не только сам набор, но и последовательность изложения.
Я лично выступал с часовыми сольными шоу десятки раз и проверил на практике: лучше всего начать с того, что «мы с вами одной крови» и только во второй части говорить о том, что вызывает у вас наиболее яркие эмоции. Причем эта схема касается и короткого выступления и часового. Особенно она важна на длинной дистанции.
Любопытно, что излагая факты о себе в этой последовательности вы получаете лучший результат даже, если дело касается собеседования, самопрезентации или знакомства.
Не стоит бояться, что используя эти темы вы будете повторять то, что уже было сказано до вас.
Во-первых, если вы сочинили шутку, которая уже прозвучала из уста великих. Именно сочинили, а не тупо украли, то я вас поздравляю – вы мыслите как комик. Это называется «хак» или «хакнутая тема». Когда кто-то до вас уже прошутил тему, что «кричать на Пасху «Христос Воскресе» это спойлер Библии». (Шутка Васи Медведева). Конечно, уже не важно как именно вы сформулируете эту мысль, но так бывает. Хорошие идеи иногда приходят в голову талантливым людям одновременно.
И вместе с тем это хороший знак. Скоро вы будете создавать уникальные шедевры.
Во-вторых, вы должны смотреть на каждую из тем через призму себя, развивать свой уникальный взгляд на вещи, прислушиваться к себе и находить собственные решения в темах, ведь жанр хорроров не закрывается с выходом «Пилы» или «Кошмаров на улице Вязов»?
Отлавливайте хаки, но не переживайте из-за ни понапрасну.
Актуал
Да, действительно начинать выступление, а любое выступление это маленькое знакомство с аудиторией, лучше всего с актуальных (для неё) тем для шуток.
Для этого хорошо бы за 15 минут до выхода на сцену понаблюдать за зрителями в зале, включить свою эмпатию на 100% и попытаться почувствовать, что их всех объединяет, что они чувствуют, что их беспокоит, что ИМ кажется странным в этом зале.
Все это не из области мистики или телепатии, способность к понимаю чужих эмоций развивается тренировкой и вообще является необходимым качеством для повышения уровня жизни. Всё это из области простых человеческих отношений.
Если давать точечный совет, то лучше всего шутить про пространство в котором проходит выступление. И тема всегда есть: либо слишком светло либо слишком темно, либо слишком много людей, либо слишком мало, либо слишком жарко либо слишком холодно. Просто прислушайтесь к своим и к их чувствам.
Вторая тема это, как ни странно, Вы. Для публики только что вышедший на сцену человек это новое, актуальное. Он привлек их внимание.
Пошутить над своей внешностью было бы более, чем кстати.
Вообще нужно понимать, что если вы очень высокий, толстый, заикающийся или чопорный человек, то вам просто необходимо начинать выступления на новой аудитории именно с легкой шутки на эту тему. Стесняться себя при этом не надо.
Это помогает публике расслабиться и понять, что вы знаете какими глазами они вас видят. Представьте себе ситуацию, если лектор рассказывает самую интересную и полезную лекцию на свете, но у него расстегнута ширинка. Первые 15 минут мы все равно будем хихикать и думать о том, как бы ему сказать об этом. Это нормально. То же самое происходит с публикой, если у вас есть какое-то яркое отличие от большинства людей.
Главная задача первой шутки, первой фразы на сцене это продемонстрировать свою адекватность ситуации и публике. Сказать «мы с вами одной крови, мне тоже жарко как и вам» или «мы с вами одной крови я тоже знаю, что я сутулый».
Иногда приходилось видеть и обратные примеры, когда на сцену выходит очень тяжеловесный комик, а шутить начинает про то, как передавал деньги в маршрутке. Однако всё внимание и ожидание публики – это шутки про вес.
Если только это не часть вашего замысла. Шутите про себя.
Хорошим упражнением для новичка является создание шутки по шаблону
______________________________________ ___________
название района из которого вы родом имя знаменитости на которую вы похожи
Пример:
«А сейчас несколько несмешных историй от Воронежского Пирса Броснана»
«А сейчас несколько несмешных историй от Луи Де Фюнеса из Бибирево»
«А сейчас несколько несмешных историй от невыспавшейся версии Веры Брежневой»
«А сейчас несколько несмешных историй от от пьющего Бена Аффлека»
Для тех, кто уже освоил парадокс развивающие вопросы: почему новичку рекомендуется сказать «несмешных»? Почему заданные знаменитости будут работать в этом шаблоне лучше, чем российские? Почему лучше не брать знаменитых комиков для этого шаблона?
Еще раз подчеркну, что шаблон предлагаю только тем, кто делает первые шаги. Вам важно почувствовать как это работает. Само понятие шаблона парадоксально по отношению к комедии, ведь там нам надо удивлять.
Вернемся к понятию актуала. В КВН чаще всего первая шутка игры как-то связана с самым эпохальным событием последних месяцев, либо с местом проведения игры – обратите внимание, понаблюдайте и сделайте собственные выводы.
Начиная с актуала, мы словно синхронизируемая со слушателем.
От того и высмеянная неоднократно американская фраза «Как дела?» или английские разговоры о погоде на самом деле имеют большой смысл для качественной коммуникации. Они позволяют спровоцировать собеседника высказаться, чтобы во время разговора «ни о чем» по интонации, подбору слов, мимике понять в каком состоянии находится партнер и подстроиться.
Детство
Тут важно говорить о том, каким вы были когда были маленьким. Что чувствовали, как смотрели на вещи, о которых собираетесь рассказывать дальше.
Конечно, несчастное детство всегда хорошая тема из-за парадокса «несчастное-беззаботное», но вы можете найти и другие парадоксы.
Важно не совершать типичной ошибки и не начинать рассказывать про детей в общем, пусть даже и о своих в этом блоке.
В блоке «детство» важно говорить о себе в прошлом. Вызвать окситоционовый эффект. Эффект сопереживания вам. Если попытаться проанализировать любого артиста на сцене через призму символизма, то мы можем увидеть, что артист вызывает у публики желание заботиться о нем, сопереживать, жалеть даже. Публика становится его коллективным родителем.
Исследования показали, что крупные глаза вызывают у людей желание заботиться, вызывают выброс гормона окситоцина. В этом секрет знаменитого котика из Шрека.
Я не призываю вас доходить до такой крайности, но рассказ о своем детстве действительно вызывает у собеседника сопереживание и большее расположение и понимание даже, если вы используете эту тему не как шутки для второго блока в вашем стендап выступлении, а на собеседовании или свидании.
С опытом вы поймете, что это самый важный блок. Некоторые им даже по-хорошему злоупотребляют, например Евгений Гришковец.
Работа
В этом блоке мы говорим не только о профессии или о том как вы зарабатываете деньги, но и о том, что вы делаете в настоящем продолженном времени: например прохождение нового для вас тренинга, или то, что вы недавно стали мамой.
В этом блоке вы становитесь «аватаром» публики. И отправляетесь в места, в которых они еще не были, чтобы за короткое время рассказать им, что это значит: побывать в Тайланде, или что значит быть участковым, или что это значит – быть мясником.
Для новичка это самый главный блок. Чаще всего стендап-комики начинают с коротких монологов минуты на три – пять. лучше всего взять именно эту тему. Тему вашего принципиального отличия от остальных людей. То, чем ваш взгляд на мир отличается от остальных.
Для зрителя это уникальная возможность за пять минут перенять опыт нескольких лет, ведь в стендапе мы рассказываем про самые яркие моменты, самые интересные, переломные и парадоксальные.
Отношения
Тут всё просто.
Джуди Картер утверждает, что в этом блоке мы говорим про отношения со своей второй половинкой. Или про то как складываются ваши отношения с противоположным полом, если половинки у вас нет.
От себя же добавлю, что тут можно говорить о том, что вас максимально беспокоит вообще. О вашей гражданской позиции, если хотите. Говорить о людях, которые вас бесят.
Если пока сомневаетесь стоит ли вываливать на публику какую-то «классовую ненависть», то возьмите тему «мальчики и девочки», расскажите про отношения. Это популярнейшая тема, однако неисчерпаемая.
Четыре главные темы в стендапе
Используя эти темы в этой последовательности вы делаете с публикой удивительную вещь:
Сначала вы говорите им, что вы с ними одной крови, затем говорите, что тоже были маленьким и завоевываете их заботу. Следом вы показываете, в чем вы более опытны, чем они и каким опытом вы готовы поделиться, другими словами – чем вы полезны для «стаи». А дальше ведете их на войну. В последнем блоке вы ведете их ненавидеть вместе с вами кого-либо.
Именно поэтому важно не перепутать последовательность (хотя проблемы будут заметны только, если вы перепутали блоки в часовом выступлении),– пока публика не узнала и не полюбила вас ненавидеть кого-либо вместе с вами она не пойдет. Более того, вы можете напороться на скепсис и контратаку.
И, вместе с тем, применять эту последовательность, даже если у вас всего четыре шутки, вы можете.
Более того, подскажу, что вы можете соединять темы внутри одной шутки. Например если напишете шутку о том, кем хотел стать в детстве и кем стали на самом деле и, что было бы, если бы сбылось ваше детское желание.
Эта схема выстраивает грамотную коммуникацию и позволяет слушателю без лишнего стресса оказаться в новом для него мире – вашем мире.
Настоятельно рекомендую пользоваться этим тайным секретом презентации при выстраивании своего сетлиста. Сетлист – установленный список, ваш план выступления, последовательность шуток.
Это и многое другое я разбираю в своем авторском курсе Обучение Стендапу Дистанционно Онлайн (yartsev.club).
Поделюсь еще одним советом при формировании сетлиста. Если у вас возникают сомнения, то лучшую шутку стоит ставить последней, а вторую по крутости – первой, третью (если вы настолько дотошно подошли к рейтингу собственных шуток) – в середину. То же касается и битов при формировании длинного выступления. Лучший в конец, второй по крутости в начало. Это связано с особенностями восприятия публикой живых выступлений: слабое начало может подкосить даже сильные шутки в конце, а слабая концовка при сильном начале смажет впечатление на выходе.
Любопытно, что в деле формирования дизайнерского портфолио существует похожее правило расположения своих работ. Проверьте.
Итак, в этот раз я осветил четыре главные темы для шуток в стендапе. Читайте дальше