M3 Scout стал самым массовым бэтээром в Красной Армии. По программе ленд-лиза Советский Союз получил 3340 таких машин. В сегодняшнем материале расскажем, как они применялись в боях и за что их любили солдаты.
Появление «Скаута»
Разработка бронетранспортера в США началась еще в 30-е годы. Американской армии требовался легкий БТР для разведки и транспортировки пехоты. Созданная машина должна была иметь небольшие габариты, хорошую скорость, броню для защиты от пуль и легкое вооружение. Такой БТР планировалось использовать в качестве мобильного средства транспортировки разведчиков и прикрытия их огнем в случае боя.
Было создано несколько проектов, но наиболее удачным из них стал БТР M3 Scout, серийное производство которого началось в 1937 году. Он был создан на базе гражданского грузовика компании White Motor грузоподъемностью 0,5 тонны. Модель M3 была уже третьей модернизацией, предыдущие версии M1 и M2 не получили широкого распространения. Но первые две модели позволили отработать технологии производства и довести БТР до отличных характеристик в третьей версии. В 1941 году была модернизирована и модификация M3, ее новая модификация получила индекс M3A1. В этой модели была увеличена ширина кузова, изменилась конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа. На переднем бампере бронетранспортера закреплен буферный вращающийся барабан для повышения проходимости.
С 1940 по 1944 годы было выпущено 20 894 БТР M3 и M3A1. Из них 3340 были поставлены в СССР по программе ленд-лиза. Примечательно, что специально для Советского Союза была создана модификация M3A1E1 с дизельным двигателем для большей экономии горючего и увеличения запаса хода. Кроме СССР, в годы Второй мировой M3 поставлялись в Великобританию (почти семь тысяч штук), Францию (287 экземпляров), Китай (193 образцов).
«Скаут» в Красной Армии
M3 обладал хорошими ходовыми качествами. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем. По шоссе он разгонялся до 90 км/ч. Из недостатков стоит отметить, что на пересеченной местности, несмотря на полный привод, подвижность автомобиля была ограничена. Броня «Скаута» защищала экипаж от пуль и осколков. Оборонительное вооружение БТР составлял крупнокалиберный 12,7 мм пулемет Браунинга. Но в дополнение пассажиры машины могли пользоваться ручными пулеметами и другим личным оружием, чему способствовал открытый верх кузова. Иногда американский Браунинг заменяли на советский «Максим».
Примечательно, что пулеметы устанавливались не стационарно, а на специальной системе подвижного станка М22. Именно эта система позволяла без особых усилий перемещать пулеметы практически по всему бронекорпусу БТР. Экипаж M3 состоял из водителя и стрелка. Кроме того, БТР мог вместить десант из пяти-семи человек. За счет отсутствия крыши и невысоких бортов экипаж мог быстро выпрыгнуть из «Скаута», что облегчало выполнение разведывательных задач. В Красной Армии «Скауты» шли на вооружение подразделений разведки танковых и механизированных бригад. Вот как описан один из эпизодов их боевого применения в 28-й гвардейской механизированной бригаде в августе 1944 года:
«Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28 гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий поселка.
Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М3А1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику.
В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена».
Советские бойцы полюбили эти бэтээры за надежность, хорошую маневренность и огневую мощь. В случае засады «Скауты» могли прикрыть разведчиков огнем крупнокалиберного пулемета. В фондах нашего музея хранится оригинальный M3A1 «Скаут» 1943 года выпуска. Узнать больше о вооружении и бронетехнике Второй мировой вы сможете на наших выставках и экспозициях.
#МузейПобеды #ФондыМузеяПобеды