Найти в Дзене
Руки на руле

Гусь-Железный. Легенды и ушедшее величие Баташевых

Протяжный звон заводского колокола густо разлился по сгущающимся сумеркам. Следом что-то бахнуло, зашипело и со стороны заводов потянуло дымком. Трое работяг, в изношенных, залатанных робах, да еще один седой в ладной, но явно с чужого плеча рубахе разом перекрестились.

- Слыхали, на заводы-то, опять пополнение было. И все рвань какая-то, рожи, прости Господи, не приведи ночью встретить, последний порты сам снимешь да отдашь.

- Да беглые чай поди… - пожевал губами один, и глянув в сторону седого шепотом спросил. – А вправду, Антип, говорят, что барин то наш с нечистым знается?

Седой ответить не успел, за него подал голос второй из сидящих у стены работяг:

- Эт и гадать нечего, барин и сам колдун и с анчуткой на короткой ноге. Намедни ночью, Игнат хромой баял, до озера спустился. Луна, что твой блин на праздник светит, вокруг никого, и тут глядь, а на озере то барин откуда не возьмись. На воду дунул, плюнул, крутнул вокруг себя и, вот те крест, вода - льдом стала. А барин по нему кататься давай, на энтих…как его…коньках что-ли?

- Ога, и появляться мастак где хошь, ровно из-под земли вырастает, - вклинился в разговор третий. – Только пусто было и уже тут как тут. Водит глазищами, а те словно углем с заводских горнов горят. Ищет, ей-ей братцы, ищет барин цветок железный. А как найдет, так и бессмертие ему выпадет.

Ухнула где-то ночная птица, да гул полетел с недалёких заводов. Работяги, обычные крестьяне примолкли, напуганные звуками августовской темной ночи.

- Это что, робя, это что. Вы слухайте, что я поведаю, - наконец дошла очередь и до седого Антипа. – Я почитай годок уже на усадьбе барской плотником-то, всякого насмотрелся. А по ночам, святые угодники, вся усадьба огнем адским сияет, сам видел. А Марфа моя, прислугой в доме, сказывала, как барин запрется в комнатах, так такая вонь из-под двери шибает, да дымом, дымом тянет, зеленью, да бормочет он там с кем-то, да не по-нашему. А в комнаты те, хода никому нет, настрого барин запретил. А поди ослушайся, враз в конце сада окажешься. А уж оттуда, чай все знают, никто живым не выходил.

Четверо снова притихли в тени каменной ограды, с опаской косясь на темную громаду барского дома. Про страшный павильон в барском саду слыхали все. Про ужасы, не к ночи будь помянуты, что барин там с ослушниками вытворяет тоже.

- Но вот, что еще слушайте, - понизил голос до совсем уж шепота Антип и трое склонили головы ближе: - поговаривают барин то с деньгой фальшивой еще дело имеет. Аккурат в подвалах, что под усадьбой. И сидели в тех подвалах тридцать человек за станками, денно и нощно, цепями к ним прикованные. Марфа моя сколько баяла, да я и сам слыхал, как стонут там страдальцы. А как про то в столице проведали, так прислали на барина проверку. Так барин воду в реке заговорил, она в подвалы и хлынула. Все тридцать так и остались там.

- Триста, - неожиданно раздался резкий и властный голос позади говоривших.

Все четверо разом обернулись, обомлев.

– Не тридцать. А все триста, - повторил голос.

Из мрака ночи выступила фигура барина, красными угольками посверкивали его глаза.

Трое ахнули, а Антип низко опустил голову запричитал, понимая одно – теперь все они пропадут в стенах страшного павильона.

Об Андрее Родионовиче Баташеве ходит немало легенд, демонизируя заводчика и причисляя его к близкой родне не то Влада Цепеша, не то Маркиза де Сада, не то к обоим сразу.

О самой усадьбе легенд не меньше. Впрочем, как и о любой другой уважающей себе усадьбе. Гусь-Железный, что в Рязанской области, пожалуй, уступает по популярности своему хрустальному собрату на той же реке, но области Владимирской. Однако манит туриста громадиной Троицкого храма, по размерам никак не свойственного русской глубинке и заброшенной усадьбой Баташевых.

Махина собора видна издалека и при въезде в городок отлично просматривается с любой точки, постепенно увеличиваясь в размерах.

-2

На главной площади перед храмом и вовсе заполняет собой все пространство и объектив моего фотоаппарата тщетно пытается охватить всю громадину целиком.

-3
-4

Строительство собора Троицы Живоначальной относят к 1802 году, на месте сгоревшей деревянной церкви Иоанна Предтечи. Заказчиком выступил сын Андрея Родионовича – Андрей Андреевич Баташев по прозвищу Черный. Однако до финала строительства он не дожил, достраивали уже внуки Андрея Родионовича. Окончательно стройка заканчивается только в 1868 году красивейшим псевдоготическим храмом на 1200 человек. В архивах указывается, что стройка велась «знаменитым архитектором», однако его имя до сих пор не установлено. Называют и родоначальника русской псевдоготики Василия Баженова и архитектора Ивана Ганина, отстроившего немало особняков в Касимове, но никого документального подтверждения нет. Как нет и аналогий такому храму.

Его величина действительно поражает и подойдя ближе чувствуешь какая махина висит над тобой.

На колокольне раньше были часы, но часть циферблатов уже отсутствует.

В 1921 по требованию Совнаркома из храма были изъяты все ценности, а в 1932 закрыт и сам храм, используемый в дальнейшем под хозяйственные нужды. Возвращен Рязанской епархии в 1948 году. Внутрь храма попасть не удалось, было раннее утро и двери закрыты. Хотя очень хотелось посмотреть изнутри.

На площади возле храма трехгранная стела в память основателям поселка – братьям Баташевым. На одной стороне оба брата, на второй единовластный хозяин заводов, пароходов и прочая прочая, на третьей стороне фамильный герб Баташевых – единорог. Существо мифическое и тоже со своим ореолом легенд. Герб высочайше пожалован Баташевым потомственно вместе со всеми дворянскими регалиями и привилегиями Екатериной IIв 1783 году.

Немного исторического экскурса. Родоначальником семьи Баташевых считается тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташев, строивший заводики в Тульской губернии. После его смерти наследство уходит старшему сыну, но тот не обладая «коммерческой жилкой» приводит имущество в упадок. Далее наследство переходит к младшему сыну Родиону Ивановичу, а после него – сыновьям Андрею Родионовичу (1724—19 декабря 1799) и Ивану Родионовичу (15 августа 1732—28 января 1821).

По дошедшим воспоминаниям Андрей Родионович был человеком волевым и резким, отлично разбирался в механике, металлургии, гидротехнике и даже химии. Вот так, к примеру, описывает его автор «В лесах», «На горах» Андрей Мельников-Печерский: «…был человек твердого характера, человек в высшей степени энергичный и, что называется, широкая натура». Кстати жизнь братьев нашла отражение в романе «На горах».

После раздела имущества с братом Андрей Родионович покидает Выксу и переезжает в Гусь, который становится его резиденцией до смерти. Современный Гусь-Железный ранее носил название Верпутец. После строительства заводов Баташевым носит привычное нам название, происходящее от синтеза реки Гусь (от угро-финского «куусе», что значит «ёлка») и собственно назначения промысла.

Пущенный примерно в 1760 году завод на реке Гусь станет одним из самых крупных предприятий Баташевых. Итак, после раздела Андрей Родионович плотно обосновывается в Гусе. Начинается скупка земель под разработку и строительство запруды – небольшой реке Гусь предстояла большая работа.

Существует еще одна легенда, о некоем помещике, отказавшим в продаже Баташеву своих земель. Ни деньги, ни даже угрозы делу не помогли и тогда Баташев, дождавшись отъезда помещика направляет в его земли своих людей. За одну ночь те угоняют весь скот и крестьян, полностью разбирают избы и перепахивают всю землю. На следующий день помещик вернулся к чистому полю. Конечно легенда, не более того. Однако по ней начинает вырисовываться железный характер Андрея Родионовича.

По берегам идет активный поиск руды, а еще пристальней «железной розы», т.е. руды по структуре напоминавшей лепестки роз. Такая находка считалась большой удачей, т.к. по большей части руда шла россыпью. Железная роза еще один символ Баташевых

-8

Вместе со строительством заводов идет строительство усадьбы гордо именуемой хозяином – «Орлиное гнездо». На строительство Андреем Родиновичем было пущено несколько сотен крестьян из подвластных ему деревень и чуть менее чем за два года здесь появляется усадьба, обнесенная высокой каменной стеной с башнями и даже бойницами. Интересно от кого он собирался здесь оборонятся?

Что ж направимся к усадьбе.

Сразу за собором остатки каменной стены еще видны, но состояние их уже оставляет желать лучшего.

-9

Далее еще одно пребывающее в запустении здание хозяйственного назначения "постбаташевских" времен и закрытые ворота на территорию.

-10

Впрочем, калитка в воротах не заперта, и мы без труда проникаем на территорию. Ни охраны, ни вывесок нет. Нет и посетителей кроме нас. Из августовской зелени молчаливым свидетелем лучших времен выступает усадьба Баташева.

-11

На крыльце, над которым изначально располагался большой балкон, уныло висит табличка Областного детского санатория. Это уже наше время, но санатория здесь тоже нет, переехал и бывшая усадьба постепенно разрушается одиноко поглядывая на туриста пока еще целыми зрачками окон.

Вглядываешься сквозь пыльные стекла и вдруг почудится в глубине пустующих комнат мелькнувший профиль бывшего владельца, гулко прошаркают по несуществующему уже паркету барские шаги и донесется тоскливый вздох о прошедшем величии усадьбе.

Андрей Родионович Баташев. Фото из открытых источников.
Андрей Родионович Баташев. Фото из открытых источников.

Определенно величие в усадьбе было. Слово опять Мельникову-Печорскому:

- «Поднявшись по одной из лестниц, ведущих из мрачных сеней во 2-й этаж, и повернув налево, вы входите в роскошный зал, убранство которого великолепно; такие залы нельзя встретить в частных домах; они присущи только царским чертогам. По бокам залы два балкона: один выходит на эспланаду сада, другой на господский двор, озеро и заводские постройки с их огненными фонтанами, шумом и грохотом. Вид с этого балкона восхитительный. Влево от залы начинается целая амфилада поистине царских комнат, а за ними следуют уже и жилые покои. Это жилая половина дома. Правее зала расположен также целый ряд комнат, но они необитаемы и представляют страшное запустение и развалины, незаметные только снаружи. Нижний этаж по расположению комнат напоминает верхний, а под этим этажом находятся подвалы, частью от времени разрушившиеся, и молва гласит, что из некоторых подвалов когда-то были подземные ходы, выходившие в поле».

И тут снова легенды про мрачные подвалы. Да-да, так и вьются вокруг дома и самого Баташева. По еще одной из них в подвалах был большой ледник, растопив который сын к тому времени уже покойного Баташева, увидел еще одну запертую дверь. Открывать ее побоялся и велел замуровать проем. Дался ему этот подвал. Но, эти «подвальные байки» до сих пор многим не дают покоя. Как же, а вдруг Баташевские сокровища пропадают в мрачных застенках?

В глаза сразу бросаются колонны

Вот они и держали когда-то балкон с видом на озеро и все производство. Сейчас конечно уже ничего не разглядеть, все заросло. И давно нет огромного озера, как нет и заводов. Даже рассматривая фотографии коллег по путешествиям сделанным в более ранний период видно, как запустение властно рукой прибирает некогда былое величие.

-15

А раньше вид был таким:

На заднем дворе ситуация еще печальней. Ранее по описаниям усадьба была окружена различными постройками, службами и прочим. Сейчас развалившееся здание советских времен.

Все зарастает и разваливается
Все зарастает и разваливается

Обходим усадьбу и с торца видим вход в зловещие Баташевские подвалы. Правда сейчас впечатление совершенно другое. Эпоха легенд ушла.

Там за дверями несметные сокровища Баташева
Там за дверями несметные сокровища Баташева

Со стороны парка усадьба выглядит не лучше. Но отсюда уже можно оценить размах дома.

Кстати по еще одной из легенд усадьба располагалась аккурат по границе Рязанской и Владимирской губерний. Одна часть на одной стороне, вторая на другой. И когда к примеру, из Владимирской наезжал какой-нибудь чиновник с проверкой, то швейцар докладывал, что барин соизволил отбыть в Рязанскую губернию, мол будет не скоро. Сам же Баташев преспокойно попивал чай на второй половине дома. Хитро и красиво звучит, но никак действительности не соответствует. Есть точные старые планы губерний и усадьба Баташевых стоит далеко от границы. Но в копилке легенд смотрится органично.

С этой же стороны видно и второе крыльцо, что также поддерживало балкон с видом на барский парк.

Из парка хорошо видна громада собора

-21

По аллее углубляемся дальше по бывшему барскому саду

-22

Где-то здесь к переплетении некогда густых аллей и располагался страшный павильон в застенках которых сгинуло несметное множество невинно убиенных. Нет, наверняка существовал «позорный столб» и наказание плетьми было в то время вполне уместным. А учитывая «штат» заводов, провинившихся тоже доставало. Все остальное не более чем вымысел. Как вымысел и существование в этом же саду другого павильона, словно в противовес «страшному» названному «павильон любви». Нетрудно догадаться и о его предназначении. В его стенах барин и приглашенные им достойные лица предавались оргиям с крепостными девками и не одну из них потом приняли в себя воды озера. Утопится от бесчестия и стыда как итог посещения павильона. Да, людская молва хуже пожара. И в его отсветах железный король Баташев часто предстает в демоническом ореоле.

Ныне парк не имеет никаких ужасов и павильонов, верно зарастая без должного ухода. Сквозь прорехи в зарослях нет-нет, да и мелькнут остатки крепостной стены.

Кованые ворота на выходе из парка украшает железная роза – символ и источник богатства империи Баташевых.

После усадьбы направимся в противоположную от парка сторону, к плотине, к месту где раньше находились заводы.

Дорога с потрескавшимся асфальтом уводит от усадьбы, идти пешком метров 500. Проезд к мосту на автомобилях запрещен, закрыт шлагбаумом, местные же вполне успешно рассекают на велосипедах. По бокам буйные заросли.

-25

Сквозь прорехи проглядывают остатки былых производственных зданий, осколки железной империи. Есть предположение, что ранее это были доменные печи.

И не скажешь, что это место выглядело так:

Из сети
Из сети

Внимание сразу привлекает старая ограда моста с характерными набалдашниками в виде шишек, ныне отгороженная сеткой. Мост конечно в плачевном состоянии, понятно для чего обтянули.

Внизу неспешно течет Гусь когда-то поставленный на службу Андреем Родионовичем. Здесь легенды не соврали Баташев действительно сумел «заговорить» воду.

Плотина сдерживала огромный поток воды и казалось, что здесь было море

Из интернета
Из интернета

Сейчас даже трудно представить масштаб былого величия, а говорят, что раньше здесь ходили под парусом.

Плотина была действительно инженерным чудом, равным которому не было в России. При строительстве был использован белый тесаный камень, общая длина около 2,5 километров, имелась система шлюзов. В 1923 году в половодье плотина была прорвана. Специалистов восстановить уже не нашлось, да и смысла уже не было.

Лежа на смертном одре Андрей Родионович видел склоненные над ним лица многочисленной родни с одним вопросом: «Кому оставишь все, батюшка?». Перед смертью старый барин прошептал ответ: «Тому, кто одолеет». Тут же поползли слухи, что одолевать надо призрака, обитающего конечно в подвале (вот не дает он покоя этот подвал) и хранящего секреты железной империи. Но барин имел ввиду вещи вполне себе материальные: тому, кто одолеет остальных. Он словно предвидел. Так родня погрузилась в многолетние судебные тяжбы. О раскачивании весов Фемиды и многочисленных наследниках можно написать не одну статью, но итог был один – упадок и постепенный развал всего производства. Последним из наследников становится Баташева Зинаида Владимировна. В 1918 году в возрасте 75 лет была расстреляна в Касимове. Революция положила окончательный конец истории.

Возвращаясь к автомобилю на площади вновь открылся вид на величественный храм. Впереди была дорога по Рязанской земле.

Гусь-Железный несомненно заслуживает туристического внимания. Строгость и величие Троицкого храма, переплетение истории и вымысла в наследии Баташева, уходящее величие барской усадьбы, интереснейшая история создания заводов. Все это здесь в бывшем поселке Верпутец ставшим сердцем железной империи, его железной розой.

История Андрея Родионовича удивительна, как и его личность, сочетающая в себе как налет мистики, так и славу ученого-химика и выдающегося инженера.

-33

Добавлю информации для путешествующих на автомобиле. Парковка присутствует около Троицкого собора (координаты для навигатора: 55.056043, 41.158637), либо за площадью вдоль улицы Капитана Подлеснова. Здесь же, напротив храма «Магнит» и продуктовые магазины помельче. Сувениры в виде магнитов в них же.

Ошибиться тяжело, но все же прикреплю координаты входа на территорию усадьбы: 55.056820, 41.158744. По состоянию на август 2023 какие-либо оплаты за вход отсутствуют.

Координаты плотины: 55.057345, 41.150359. WC на территории автостанции: ул. Советская, 8. Дорога со стороны Касимова в удовлетворительном состоянии, со стороны Тумы есть участки с разбитым асфальтом, но в общем и целом не критично.