Найти в Дзене

К столетию со дня смерти Веры Васильевны Вульф (23 ноября 1871, Москва – 23(?) октября 1923, Москва)

Портрет В.В. Вульф. Конец 1890-х-начало 1900-х гг. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 2. Ед. хр. 1.
Портрет В.В. Вульф. Конец 1890-х-начало 1900-х гг. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 2. Ед. хр. 1.

Вера Васильевна Вульф (урожд. Якунчикова) родилась 23 ноября 1871 года в семье купца и мецената Василия Ивановича Якунчикова и его жены Зинаиды Николаевны, в девичестве Мамонтовой. Крестными родителями Веры Васильевны стали ее старший брат Владимир Николаевич и сестра матери Вера Николаевна Третьякова, супруга Павла Михайловича Третьякова. Среди других именитых родственников Веры Васильевны – ее дяди Савва Мамонтов, Константин Станиславский. Иными словами, с самого рождения Вера и десять ее братьев и сестер были окружены творческой атмосферой, знали живопись и театр. Сестра Мария (в замуж. Вебер) станет художницей, другая сестра − Наталья − выйдет замуж за художника Василия Дмитриевича Поленова.

В доме Якунчиковых часто гостили братья Рубинштейны и гастролировавшие в Москве артисты, поэтому неслучайными были музыкальные вечера в семье, когда именитым гостям что-то наигрывали и дети. Их наставниками в разное время были также и художники С.С. Голоушев и Н.А. Мартынов.

Портрет В.В. Вульф. Конец 1880-х-начало 1890-х гг. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 2. Ед. хр. 1.
Портрет В.В. Вульф. Конец 1880-х-начало 1890-х гг. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 2. Ед. хр. 1.

В 1887 году Василий Иванович принимает решение на время уехать в Париж, что оказало значительное влияние на последующую жизнь детей, и особенно Веры Васильевны. Впоследствии она так вспоминала о парижском периоде: «Мне было семнадцать лет, когда отцу явилась мысль всем семейством пожить за границей, и я попадаю в Париж, в круг новых и живых людей, сближаюсь со своим кузеном доктором В.А. Гольштейном и его женой Александрой Васильевной, которая делается для меня духовной матерью. Она обращает серьезное внимание на мои пианистские способности, и под ее влиянием и живым отношением к себе пианиста Шарля Ферствера, с которым я занимаюсь, я с увлечением ухожу в живую, радостную работу…».

Однако едва ли не главным событием шестилетнего парижского периода жизни Верочки стала встреча с молодым ученым-кристаллографом Георгием Викторовичем Вульфом, столь же страстно любившим музыку, как и она. В 1892 году Георгий Вульф после защиты магистерской диссертации обвенчался с Верой Якунчиковой, после чего молодая семья переехала в Варшаву.

Письмо Г.В. Вульфа к В.В. Вульф от 26 мая 1914 г. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 1. Ед. хр. 9.
Письмо Г.В. Вульфа к В.В. Вульф от 26 мая 1914 г. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 1. Ед. хр. 9.

В Царстве Польском Вульфы жили достаточно скромно и уединенно. Искусствовед И.В. Евдокимов позднее в биографическом очерке о Вере Васильевне (1925) отмечал, что ей было скучно в Варшаве, где пианистка ощущала себя «на музыкальной дороге», лишь провожая и встречая курсирующих через город в Россию и обратно артистов. Основным занятием Веры Васильевны становится воспитание сына Владимира. Она была очень рада, когда у него проявились музыкальные способности, − именно в сыне она видела воплощение похороненной мечты о собственной концертной деятельности. Тем более, что даже самые несложные музыкальные занятия становились для Веры Васильевны все проблематичнее из-за постоянных обострений туберкулеза. Отдушиной были поездки в Швейцарию, Савойю, отцовское имение Морево в Орловской губернии и, конечно же, в подмосковную Тарусу − к сестре Наталье Поленовой.

В 1890-х годах Вера Васильевна пришла к осознанию себя, прежде всего, как художника, а не музыканта: «…Люблю и то, и другое со страстью, оно часть меня, но очевидно я больше художник, нежели музыкант, вернее потому и музыкант, что художник…». Стремясь к профессионализму, она наблюдала за сестрой Марией, которая считалась уже состоявшимся живописцем и участником Парижской выставки 1901 года. У Веры Васильевны практически сразу сформировался собственный особенный стиль – не только классическая живопись, но картины … сплетенные из тканей. Однако и на этом пути были свои остановки, − смерть Марии в декабре 1902 года настолько глубоко потрясла ее, что ближайшие три года ушли на борьбу с обострившимся туберкулезом.

А. Полунин «На высокой горе, над рекой над Окой…». Стихотворение, посвященное В.В. Вульф. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 1. Ед. хр. 32.
А. Полунин «На высокой горе, над рекой над Окой…». Стихотворение, посвященное В.В. Вульф. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 1. Ед. хр. 32.

Революцию 1905 года Вера Вульф встретила в Женеве, поскольку супруг, горячо воспринявший январские события, встал в оппозицию к университетскому начальству и был вынужден покинуть пределы Российской империи. В Швейцарии она сначала участвовала в организации столовой для эмигрантов, а после 1907 года семья приняла решение вернуться в Москву. Здесь Георгий Викторович начинает преподавать в Московском университете, а Вера Васильевна полностью погружается в искусство: «Я среди художников и музыкантов, широкое знакомство в мире любителей искусства и красоты. Много музыки, много картинных выставок, собраний. Приятные беседы в красивой обстановке людных вечеров, удовлетворенность мужа и сыновей их новой жизнью.<…> Я делаюсь художницей. Из шуток, опытов перехожу на серьезные мотивы».

Вера Васильевна быстро становится заметной в московских творческих кругах. Ее работы регулярно участвуют в выставках «Мира искусства» и «Союза русских художников». Основу творчества художницы составляют пейзажи и натюрморты, как, например, это отображено в ее первых работах 1909-1910 годов: «Герань», «Введенское», «Часы на комоде», «Мон-Блан ночью». Ничем не уступают им и работы 1911-1912 годов: женевский пейзаж «Аллея в долине Роны» и изображающие московскую квартиру Вульфов «Зимние сумерки», которые позже будут повторены в картине «Лето». Впоследствии появится и портретный жанр: «Автопортрет», «Портрет художника Ульянова», и вновь − глубокие пейзажи тарусской местности.

А. Полунин «На высокой горе, над рекой над Окой…». Стихотворение, посвященное В.В. Вульф. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 1. Ед. хр. 32.
А. Полунин «На высокой горе, над рекой над Окой…». Стихотворение, посвященное В.В. Вульф. РГАЛИ. Ф. 727. Оп. 1. Ед. хр. 32.

Жизнь Веры Васильевны круто поменялась с приходом сначала Первой мировой войны, а потом революционных событий 1917 года. Еще в 1914 году Георгий Викторович взял в 25-летнюю аренду в Тарусе дом, где сначала жили Цветаевы, затем семейство Борисовых-Мусатовых (до смерти Бориса Эльпидифоровича в 1905 году). В 1914 году Вера Васильевна взяла на себя попечительство над местным женским приходским училищем, библиотекой и развитием Народного дома Тарусы, а в ставшем ей своим доме организовала Дом-музей В.Э. Борисова-Мусатова. С 1919 года она поселилась там окончательно. Не без влияния Веры Васильевны в Тарусе проводились концерты, спектакли, выставки; рядом с Вульфами жили и часто бывали у них художники В.Д. Поленов, В.А. Ватагин, Н.П. Ульянов, поэты К.Д. Бальмонт, В.И. Иванов и др.

С окончанием Гражданской войны многие сподвижники Веры Васильевны стали возвращаться в Москву. Ее почти ежедневные камерные концерты классической музыки для многочисленной публики прекратились. К 1922 году она жила в «мусатовском» доме почти одна; лишь супруг, избранный членом-корреспондентом Академии наук и занятый преподаванием в Москве, нарушал ее печальное одиночество. Однако несмотря на оторванность от активной художественной жизни Вера Васильевна нашла в себе силы отстоять тарусский дом от покушений на «уплотнение».

Программа любительского концерта В.В. Вульф в Тарусе 13 мая 1922 г. Автограф В.В. Вульф. РГАЛИ. Ф. 727. Оп.1. Ед. хр. 27.
Программа любительского концерта В.В. Вульф в Тарусе 13 мая 1922 г. Автограф В.В. Вульф. РГАЛИ. Ф. 727. Оп.1. Ед. хр. 27.

Точная дата смерти Веры Васильевны неизвестна, но в биографическом очерке 1925 года о художнице, хранящемся в РГАЛИ (Ф. 1246. Оп. 3. Ед. хр. 88.) искусствовед И.В. Евдокимов сообщает, что В.В. Вульф уехала в Москву за несколько недель до своей смерти и скончалась от последствий неудачной операции 23 октября 1923 года.

Портрет В.В. Вульф. Начало 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 727. Оп.2. Ед. хр. 1.
Портрет В.В. Вульф. Начало 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 727. Оп.2. Ед. хр. 1.

* * *

Фонд В.В. Вульф хранится в РГАЛИ под № 727 и составляет всего 41 единицу. Он был передан в ЦГЛА 22 августа 1941 года из Государственной Третьяковской галереи.

Основу собрания составляют личные документы Веры Васильевны, ее рукописи, переписка с мужем, сыном, матерью и близкими людьми, а также документы к биографии В.В. Вульф и ее фотографии.

Среди рукописей Веры Васильевны – дневниковые записи и автобиографические сочинения, которые отражают, в том числе, историю общественной деятельности В.В. Вульф в Тарусе и в устроении в городе Дома-музея художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.

Н.А. Илюшин, заведующий архивохранилищем РГАЛИ