Найти тему

Мастерская сопровождаемого взросления «Перспектива»

Что предлагали сделать

У людей с психофизическими нарушениями выбор невелик: одни проведут всю жизнь в спецучреждении, психоневрологическом интернате, другие — в кругу своей семьи, но практически в полной изоляции от общества. Будучи особенными, они с трудом вливаются в социум. После окончания школы или коррекционных колледжей им просто некуда пойти, нет условий для качественной взрослой жизни. Между тем таких людей тысячи, они составляют десятую часть населения Москвы.

О проблемах ментальных инвалидов директор Ассоциации специалистов по поддержке лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» Валентина Загрядская знает не понаслышке. Она сама мама ребенка с церебральным параличом.

«В 90-е годы с нашими детьми было особенно сложно, — вспоминает она. — Мою дочь никуда не брали, а дома, в четырех стенах, было очень тяжело. Тогда мы, мамы таких детей, объединились, чтобы самостоятельно обучать наших сыновей и дочек, организовывать их досуг. Теперь к нам приходит множество людей и каждый из них получает помощь и поддержку».

В 2020 году при поддержке Фонда президентских грантов Ассоциация запустила проект «Перспектива», который должен был помочь людям с особенностями развития адаптироваться к нормальной жизни.

«Такая модель комплексного сопровождения позволит участникам проекта развивать относительную самостоятельность и автономию, решить проблему самовыражения, включиться в социум через обучение, труд и творчество, — пояснили авторы проекта. — А для специалистов, работающих с такими нарушениями, волонтеров и студентов профильных вузов, которые будут помогать в работе мастерской, это станет новым важным опытом».

Что в итоге получилось

Мастерская «Перспектива» включила в себя сразу несколько направлений. Участники с удовольствием занимались в профильных и творческих студиях: ткацкой мастерской «Горница», мини-полиграфическом центре «Бурушка», студии социальной адаптации и творчества «Ступени», валяльной мастерской «Фетр». Они научились делать открытки, блокноты, освоили азы ткацкого дела, вышивки, вязания.

«Я самостоятельно связал шапку, — радуется один из участников проекта Михаил. — Сначала сделал основу, после провязывал петли. И так — несколько рядов. Шапка получилась хорошая, я очень доволен своей работой».

Особую роль в процессе работы уделили курсу социально-бытовой адаптации. Направление получило название «Вкусные истории». Истории получились не только вкусными, но и полезными: участники выучили ряд рецептов и сами приготовили любимые блюда. Теперь они всегда смогут порадовать близких вкусным домашним ужином, приготовленным с любовью.

Впрочем, жизнь обычного человека — это не только работа и быт, но и развлечения. Их участникам проекта тоже хватало. Самое сильное впечатление произвела «Музыкально-поэтическая гостиная «Унисон», в рамках которой занятия провела музыкальный терапевт из Германии Ирина Вельш. Ребят обучали художественной речи, музыке и танцам.

Проект получился масштабным, а пандемия отчасти даже помогла его популяризации. Из-за того, что часть мероприятий перевели в онлайн, принять в них участие смогло больше ребят: 515 человек вместо запланированных 190.

С какими трудностями столкнулись

Многие мероприятия из-за коронавируса проходили в онлайн-формате. Времени на разработку материала для таких занятий не хватало. В результате методику продумывали одновременно с практической работой.
Отдельную проблему создал вопрос ресурсов. Запланированных средств оказалось мало: не хватало на расходные материалы, оборудование и проведение мастер-классов. Однако авторам проекта удалось справиться со всеми трудностями и успешно воплотить его в жизнь.

Как развивается проект

Хоть он и закончился, но тема сопровождаемого взросления людей с психофизическими нарушениями никуда не делась. В Ассоциации отмечают: качество жизни участников мастерской стало выше, их социальная адаптация прогрессирует. Однако теперь им предстоит стать частью общества, а для этого необходимо поддерживать психологический и социальный статус. Работа в этом направлении будет продолжена. В частности, молодые инвалиды научатся использовать полученные знания в реальной жизни.