Минпромторгу поручили ужесточить требования к автокреслам и «детским удерживающим устройствам» на фоне роста числа ДТП, в которых получают травмы дети, сообщает издание «Коммерсантъ».
По данным ГИБДД, с января по сентябрь в этом году в России произошло 13,5 тысячи ДТП с пострадавшими в возрасте до 16 лет, из них более чем в 900 авариях дети не были пристегнуты или ехали без автокресла.
Депутаты Госдумы совместно с ГИБДД работают над поправками к ПДД, которые исключают возможность использования любых заменителей сертифицированных автокресел под угрозой штрафа. Но цена суррогатных устройств — корректоров и адаптеров ремней безопасности — значительно ниже их сертифицированных аналогов, что и привлекает покупателей.
Цена самого передового сертифицированного кресла может достигать 20 тысяч рублей, подчеркивает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «До сих пор огромное количество людей не пристегивают детей специальными устройствами. До 50% детей погибают в ДТП по вине собственных родителей, это просто медицинский факт. Поэтому в этой сфере, безусловно, нужно наводить порядок. Но любое дорогое кресло — это удар по семейному бюджету, поэтому такие ужесточения, с одной стороны, нужные, воспринимаются людьми крайне негативно. Пункт второй — мы понимаем, что далеко не все родители будут любые требования исполнять просто потому, что они с Госавтоинспекцией встречаются крайне-крайне редко. Несмотря на рост численности автоинспекции, мы на дорогах ее не видим, следовательно, контроль и надзор в данном сегменте фактически не ведется, поэтому люди и ездят во многом без детских удерживающих устройств. Только ужесточениями не исправить ситуацию, здесь должны быть еще какие-то стимулы. Государство может субсидировать покупку детских подобных устройств путем предоставления налогового вычета или какими-то еще путями. В вопросе детских удерживающих устройств очень большая лоббистская работа ведется испытательными лабораториями. Испытания детских кресел — большой бизнес и большие деньги. Так что эти ужесточения во многом продиктованы со стороны Минпромторга не только желанием побеспокоиться о безопасности детей, но и интересами конкретных крупных игроков».
Сейчас ПДД обязывают возить ребенка до семи лет в машине в «детском удерживающем устройстве». Детей от семи до 11 лет можно перевозить с использованием штатных ремней безопасности, если позволяют рост и вес юного пассажира. За нарушение штраф составит всего 3 тысячи рублей. Комментирует председатель общественного движения «Форум такси» таксист Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси», таксист «С 2019 года в КоАП внесены только специализированные, сертифицированные нашими службами автокресла для перевозки детей до семи лет. Только натуральное, полноценное каркасное автокресло, которое выдерживает определенные нагрузки, рассчитано на ребенка до 32 килограммов и до определенного роста. Старше семи лет ребенок может перевозиться без всяких удерживающих устройств на заднем сиденье, с 11 лет ребенок уже может ездить на переднем сиденье рядом с водителем. Это все прописано. Таксомоторные компании об этом в курсе, до водителей доводят, в ряде таксомоторных компаний дают кресла. Есть такие кресла специализированные, сертифицированные и хорошим производителем произведенные, и их активно очень распространял «Яндекс», когда продвигал «детский» тариф, и их огромное количество в Москве и регионах. А так чаще всего водители, если они самозанятые, покупают такие кресла сами в специализированных магазинах, если хотят перевозить. Проблем от этого никаких нет, то есть эти правила наконец-то начнут соблюдаться».
При этом на маркетплейсах даже сейчас висят несколько десятков активных объявлений о продаже адаптеров и бескаркасных автокресел.