Cryptopsy это знаменитая канадская дэт метал группа основанная в 1992 году, в Монреале. Можно было бы сказать, что они существуют с 1988 года, но тогда они были известны как Necrosis и вроде бы как играли трэш/дэт. Лидером и единственным постоянным участником Cryptopsy является барабанщик Flo Mounier. Помимо ударки, он так же занимает позицию бэк-вокалиста (очень редкий фоновый скриминг), при чем на концертах тоже, что несколько необычно. Не вникая излишне в детали, в изначальный состав Cryptopsy вошел весь состав Necrosis, кроме их ударника – он был заменён на Flo Mounier. Однако, гитарист и басист Necrosis практически сразу же свалили, в итоге от Necrosis до реального состава Cryptopsy дошел только вокалист. Оригинального вокалиста звали Dan Greening, многократно лучше известен под своим сценическим псевдонимом Lord Worm или же просто Worm. Специфический персонаж и своё прозвище более чем оправдал: Worm испытывал интерес к поеданию червяков и всяких там насекомых, включая поедание червяков прямо на сцене во время выступления группы. А так, Cryptopsy можно было бы назвать культовой группой, но в то же самое время они как-то несколько недооценены: бешенная популярность одного из ранних альбомов незаслуженно затмевает всё остальное творчество, в итоге группа сама же стала заложником успеха одной конкретной пластинки.
Ungentle Exhumation (Demo) (1993)
Первый более менее полноценный состав Cryptopsy выглядел так: Lord Worm - вокал, Flo Mounier - барабаны и бэк-вокал, Steve Thibault и Dave Galea - гитары, Kevin Weagle - бас. Что же до демки, то её содержание было целиком перезаписано для других релизов: 3 из 4 треков перешли на дебютник, в то время как один недостающий трек позже появился на альбоме And Then You'll Beg. Звук более сырой чем на дебютном полноформате и в целом хорошо видно, что музыканты здесь ещё были более зелёные, но всё же как по мне, то здешнее звучание быть может так даже лучше чем на полноформате (кроме вокала, разве что). Вообще, далеко, далеко не у каждого дэт метал альбома 90-ых был настолько крутой звук, ведь это – демка! Однозначно стоит заценить уже хотя бы только из-за этого.
Blasphemy Made Flesh (1994)
Состав немного поменялся: вместо Dave Galea вторым гитаристом стал Jon Levasseur, а вместо Kevin Weagle роль басиста досталась Martin Fergusson. В прочем, состав Cryptopsy постоянно меняется. Дебютный альбом отличился весьма нестандартным для (дэт) метала продакшеном – гитара сильно задвинута назад, позади всех инструментов и вокала, в то время как бас-гитара сильно выдвинута вперёд. На фоне следующих релизов дебютник не выглядит особо быстрым, но для своего времени это всё же было сильно интенсивное музло. Из общего потока брутал дэта выделяется трек Abigor – единственная вещь которая здесь не лишена мелодики. Можно так же отметить некую приколистичность релиза. Например, название альбома "Blasphemy Made Flesh" является пародией на британцев Cradle Of Filth с их "The Principle of Evil Made Flesh" (1994), в то время как обложка является пародией на обложку бразильцев Sepultura с "Arise" (1991). Вокал абсолютно неразборчивый, но судя по некоторым названиям (например, Serial Messiah) место для стёба там тоже нашлось. Редкие сэмплы из фильмов ужасов, но используемые в весьма несерьёзной манере так же указывают на то, что в те годы группа себя слишком всерьёз ещё не воспринимала. Вокал Ворма здесь наиболее близкий к стандартному и толком не берёт на себя внимание. На последок можно отметить, что этот альбом явно оказал влияние на своих земляков Kataklysm, чей дебютник частично стилистически пересекался с сабжем.
None So Vile (1996)
Состав вновь поменялся: Steve Thibault покинул группу, так что Jon Levasseur остаётся единственным гитаристом, а на замену Martin Fergusson пришел новый басист Eric Langlois. Музыка заметно ускорилась и стала более качевой, а вокал Ворма окончательно перешел в чуть ли не собачий лай. Вновь изредка мелькают сэмплы из фильмов ужасов, но на этот раз общая стёбность и развесёлость идёт главным образом от музыки и абсурдного рявканья Ворма, что пожалуй делает сабж самым весёлым дэт метал альбомом что я могу припомнить (настолько такие понятия вообще применимы к дэт металу). None So Vile получил культовый статус и считается одним из краеугольных камней в истории развития брутал дэта как жанра и из числа наиболее влиятельных дэт метал альбомов 90-ых в целом. К сожалению, это так же сыграло злую шутку с группой: бывает зачастую сложно найти обсуждения любых других пластинок канадцев кроме этой, а когда до этого всё же доходит, то всё равно многие фанаты предпочитают делать сравнения в духе "это уже не None So Vile" вместо того чтобы оценивать более непредвзято и пытаться вникнуть в более новые идеи. А так, альбом то конечно хорош, но как по мне, то всё же радикально переоценён по отношению к другим релизам. И если к Blasphemy Made Flesh такие фанаты ещё как правило относятся более лояльно, то дальше уже начинается конкретное разделение мнений. К слову, обложка это итальянская картина 17 века (так что никакой богохульщины, как может показаться на первый взгляд).
Whisper Supremacy (1998)
Альбом на котором произошло много изменений. Наиболее примечательное – смена вокалиста. У Ворма начались некие проблемы со здоровьем, так что на его место пригласили Mike DiSalvo. Однако, вокальная стилистика Майка радикально отличалась: можно охарактеризовать как недогроулинг, ор, и во многом куда больше подходит хардкору чем дэт металу. Многим это не понравилось, но как по мне, то он хорошо вписался и, в отличии от Ворма, у Майка можно разобрать хотя бы некоторые слова. Интересно, что Ворм лично одобрил Майка как замену себе, что несколько неожиданно, я бы сказал. Наверное так же можно добавить, что если бы Cryptopsy играли классический дэт или даже что-то на подобии прото-дэта, то Майка бы приняли куда больше фанатов, но так как канадцы играют более экстремальное музло, то видимо многие решили, что вокал недостаточно соответствует. Помимо нового вокалиста у канадцев так же появляется второй гитарист Miguel Roy. Общая стилистика тоже потерпела некоторые изменения: принято считать, что на этом альбоме Cryptopsy оставили брутал дэт позади и стали чисто техникал дэт группой. Так же, группа отказалась от более тёплого звучания предыдущих релизов в пользу более холодного. Как по мне, то оба этих решения были удачные и в целом сделали музыку канадцев чуть лучше и интереснее, но очевидно, что с этим согласятся далеко не все. В прочем, этот альбом ещё не такой разделяющий как несколько следующих.
And Then You'll Beg (2000)
Miguel Roy покидает группу, позиция второго гитариста (и бэк-вокалиста) уходит Alex Auburn. Сегодня And Then You'll Beg скорее забыт чем спорен, но когда-то очень давно фанаты его конкретно так разнесли. У Whisper Supremacy был немного излишне шумный звук, что было успешно исправлено здесь, став при этом ещё холоднее... однако, здешний звук так же весьма обезжиренный, особенно в плане звучания ударных, что многим не понравилось и из-за чего альбом якобы "слишком лёгкий". В прочем, главной претензией большинства недовольных вновь является вокал: Майк стал звучать ещё менее дэт метально и ещё более хардкорно, в связи с чем многие и закидали альбом помидорами. Однако, действительно ли так уж всё плохо? На мой взгляд, именно на этом альбоме канадцы наконец таки смогли себя полностью раскрыть именно как техникал дэт группа. Да, очевидно здесь имеются некоторые весьма спорные решения в плане вокала и более легковесного звука, но в плане самой музыке Cryptopsy здесь сделали существенный шаг вперёд. Не буду говорить, что это их однозначно лучший альбом, но лично я больше всего тяготею именно к такому звучанию Cryptopsy, на мой взгляд здесь был пик их композиторских способностей. А ведь в конечном итоге сонграйтинг это же самое главное, верно? Сонграйтинг, а не вокал или звук. Ну и далеко не всё так уж и плохо с вокалом и звуком как многие это обрисовывают. Вокал пускай и нетипичен для жанра, но в целом далеко не так уж плох, да и создаёт определённое настроение альбому. Звук, не считая обезжиренных ударных, в целом весьма и весьма крут, и карандашные бластбиты не в состоянии это испортить. К тому же, кому нравится блэк метал, тому быть может подобное звучание ударных даже больше зайдёт. Вообщем, я более чем готов защищать этот альбом от нападок, And Then You'll Beg это крайне недооценённый алмаз техникал дэта. Немного подзапорот, но всё равно мой любимый альбом Cryptopsy.
None So Live (2003)
Знаете в чем главная проблема Cryptopsy? У них никогда не было нормального, стандартного гроулера. Серьёзно: заменить вокал на всех альбомах на дефолтный гроул, и всё – размер аудитории наверняка бы вырос, а количество недовольных – радикально снизилось. И да, к Ворму это тоже относится, ибо его собачий лай под определение нормального дэт метал вокала тоже не попадает. Понятно, что Cryptopsy таким образом пытаются выделиться из общего потока, но блин, это бы решило так много проблем для них! Так вот, пускай и не студийный альбом, а концертник, но релиз Cryptopsy с нормальным гроулингом всё же существует – вот он! Майк покинул коллектив в середине тура в поддержку And Then You'll Beg, ему на замену пришел Martin Lacroix. К сожалению, Мартин никогда не пел на студийных релизах, но всё равно – как по мне, то он с лёгкостью лучший вокалист который у них когда либо был. Другим важным моментом является то, что альбомы Cryptopsy имеют ну очень уж разный продакшен, в связи с чем слушать в перемешку песни с разных пластинок почти что невозможно. Данный концертник не только позволяет норм вместе послушать песни с разных альбомов, но наглядно показывает, что когда нет разнице в продакшене и вокале, то материал с альбомов None So Vile, Whisper Supremacy и And Then You'll Beg звучит практически как одна и та же пластинка, только каждый следующий чуть более техничный чем предыдущий. Так что нравится вам это или нет, но Whisper Supremacy и And Then You'll Beg это практически тот же самый None So Vile, только завёрнутые в сильно разные фантики. Есть, правда, и плохая сторона – общее звучание прям дико механическое, звучит существенно менее живо чем как на студийных записях (парадокс, да?), в результате чего оно может весьма утомлять. Ну и вновь на лицо нереальная популярность None So Vile: четыре песни с того альбома, и по два трека с каждого другого, плюс ещё сам концертник назван с очевидной отсылкой на какой релиз.
Once Was Not (2005)
Jon Levasseur покидает Cryptopsy, так что Alex Auburn остаётся единственным гитаристом. Но что более важно: Лорд Ворм вернулся! Более того, стиль продакшена более менее вернулся к звучанию None So Vile. Звук стал более тёплым, как на ранних релизах (что скорее всего влияние Ворма, учитывая его мексиканское происхождение). Казалось бы, всё это должно было бы конкретно обрадовать фанатов первых двух альбомов... но не тут то было. Сомневаюсь, что я когда либо слышал более хаотичный, алогичный и иррациональный дэт метал альбом. В техникал дэте частые смены ритма это вполне себе нормально, но обычно оно несёт в себе определённую логику, в то время как здесь всё кажется дико случайным, непонятно почему и откуда приходит, и так же исчезает в никуда. В комбинации с подачей Ворма, всё это окончательно придаёт поехавший привкус альбому. Говоря о вокальной подаче: типичного собачьего лая Ворма здесь более чем хватает, но на этот раз он решил не отставать от инструменталистов, и так же рандомно меняет подачу, причем неожиданно в относительно широком диапазоне. В одной песне так даже есть что-то типа чистого вокала. Как по мне, то если говорить строго о Ворме, то это определённо был его лучший альбом – пускай он всегда звучит несколько коряво, но здесь он хотя бы это делает весьма креативно, а не одно и тоже весь альбом напролёт. Flo Mounier здесь справился явно лучше всех, бараны прям разлетаются в разные стороны. Всё это было весьма интересной задумкой и обладало большим потенциалом, если бы не партии струнных инструментов: по идее, именно они должны были немного добавить здравого смысла происходящему, как и большей запоминаемости материалу, но по факту получилось наоборот – Once Was Not это барабанно-вокальный альбом, где струнные инструменты скорее пытаются угнаться за потоком мысли остальных участников и получается это у них достаточно средне. Конечно, можно сказать что дэт метал как жанр это нередко больше о барабанах и вокале чем о струнных инструментах, но в данном случае оно всё же могло быть и лучше. В итоге, Once Was Not это по-своему интересная и относительно разнообразная работа (последний трек так вообще напоминает Kataklysm нулевых), но чего-то не хватает. К тому же, возвращение Ворма наверняка воодушевило многих почитателей Blasphemy Made Flesh и None So Vile, а в итоге Once Was Not оказался скорее для тех кому нравятся Whisper Supremacy и And Then You'll Beg, даже не смотря на откат к более ранним работам в плане вокала, звука и даже менее скоростным, качающим секциям (вместо более интенсивного месива предыдущих двух полноформатов). А обложку, кстати, нарисовал Martin Lacroix – тот самый который был вокалистом на концертном альбоме.
The Unspoken King (2008)
Думаете предыдущие несколько альбомов были неоднозначными? Это вообще ничто на фоне того какие срачи ведутся вокруг The Unspoken King. Но вначале стоит перечислить новых членов группы: вокалист Matt McGachy, второй гитарист Christian Donaldson, а так же клавишница Maggy Durand (правда зачем она здесь - трудно сказать). Принято считать будто The Unspoken King это не просто плохой альбом, а прям один из самых больших провалов за всю историю дэт метала. Честно говоря, это полнейший абсурд. Потому, что это не просто хороший альбом – это отличный альбом! Один из их лучших, я бы даже сказал. Понятно, что это белая ворона в дискографии и именно за это его так и гнобят, но всё равно – это далеко не показатель который делает музыку хорошей или плохой! Так в чем же дело? Дело в дэткоре. Лично для меня эпоха рассвета дэткора прошла полностью мимо моего внимания, но во второй половине нулевых, когда он был максимально на подъёме, но в те годы появление дэткора неслабо так переполошило дэт-метал-сообщество, в том числе и потому, что многие группы принялись перетаскивать его элементы в дезню и экспериментировать со свежим, новым жанром метала. И Cryptopsy тоже решили вставить свои 5 копеек. По идее, куда более адекватной реакцией должно было быть "ча мы покажем этим зелёным юношам как правильно играть экстрим метал", но абсолютное большинство тогда это увидело как "и ты тоже продался, бро!". Учитывая, что для многих Cryptopsy были иконой истинного дэт метала, то подобный поворот событий вызвал неслабую волну паники и вместо того чтобы разобраться что к чему, альбом был молниеносно забракован в чуть ли не истеричном страхе. А на самом деле переживать тут особо не по чему: абсолютно большинство музыкального полотна это всё тот же техникал дэт месиво в духе Cryptopsy. По большей части The Unspoken King это то каким должно было быть прямое продолжение идей And Then You'll Beg, игнорируя (недо)ретро-альбом Once Was Not, в том числе и в лице исправления косяков со звуком And Then You'll Beg, но частично сохраняя тот тип звучания. Ну да, брейкдауны имеются, но, во-первых, их не так уж и много и, во-вторых, как будто на предыдущих альбомах не бывало ничего брейкдаунистого. Так что это отличный техникал дэт альбом... техникал дэткор, точнее говоря. Однако, дело не только в музыке: тут ещё и вокалист добавил. Matt McGachy чередует гуттурал со скримингом, его скриминг – весьма однозначно на дэткорный манер и он доминирует данный альбом. Но что окончательно вывело из себя многих, так это то, что он так же изредка использовал чистый вокал. Конечно же, наличие чистого вокала на альбоме Cryptopsy это крайне внезапно, но, во-первых, его тут весьма мало, во-вторых, оно на удивление весьма очень даже недурно и вещь сама в себе, а не тупо на манер американских металкорщиков нулевых. В прочем, похоже, что многих это ещё сильнее оттолкнуло, как ни странно. Вообщем, за что альбом ненавидят – более чем очевидно. Но оправдано ли это? На мой взгляд – совсем нет. Как техникал дэт, это весьма крутая вещь, без оглядок на жанры это весьма забойная и качающая вещь, это так же с лёгкостью их самый мелодичный релиз (с большим отрывом), а так же это лучший альбом для нового вокалиста Мэтта. Как не-дэткорщик скажу, что это с лёгкостью лучшее что мне доводилось слышать в этом направлении.
Cryptopsy (2012)
Вновь изменения в составе: Eric Langlois, Alex Auburn и клавишница покинули группу, им на замену приходит новый басист Olivier Pinard, так же возвращается старый гитарист Jon Levasseur. Откровенно говоря, это единственный альбом канадцев который мне не нравится, причем категорически не нравится. И дело тут как в самом релизе, так и в поведении группы: похоже, что они так перепугались критики The Unspoken King, что бросились перед всеми извиняться и мол мы обязательно всё исправим и всё станет так как оно было раньше. Они даже дополнительно подчеркнули то, что на новом альбоме вообще не будет чистого вокала. Когда артисты вместо того чтобы концентрироваться на творческих процессах фокусируются на ублажении гневных фанатов, то и результат получается соответствующий – абсолютно ничем не примечательная, фансервисная пустышка. Ну да, технично, но ничем не интересно. Более того, звук и продакшен в целом – просто отвратительны, это дно. Если не считать отсутствия чистого вокала, то как бы Мэтт сохранил свой стиль, но, опять таки, многие были недовольны количеством дэткорного скриминга, поэтому на этот раз упор был на гуттурал... вот только из всего вокального спектра Мэтта гуттурал у него получается наименее убедительным, и здесь он почему-то звучит ощутимо слабее чем на других релизах с Мэттом. Так что вокалист вроде бы тот же, но здесь он как будто каверит кого-то другого, а не поёт что-то своё. Вообщем, фу так поступать. Хотя многие похоже схавали, но всё же далеко не все. Честное слово, лучше бы они продолжили играть слегка иное иное музло, но зато высокого качества, чем типа 'как раньше', только дико уныло и без энтузиазма (что легко заметно даже по обложке).
The Book of Suffering Tome 1 (EP) (2015)
Jon Levasseur вновь покидает группу, так что Christian Donaldson остаётся единственным гитаристом. А так, шаг вперёд после предыдущего полноформата, но есть одна проблема: это вполне себе обыденный современный тех. дэт. И пускай в исполнении Cryptopsy оно будет получше другой рандомной группы, но оно точно такое же серое и ничем не запоминающиеся. Так что хороший релиз в плане того, чтобы показать, что группа может куда-то двигаться дальше, как и для того чтобы создать ощущение активности, но в принципе видно, что лучшие годы группы явно остались позади. Плюсом можно назвать невысокую продолжительность, за это время не успевает надоесть.
The Book of Suffering Tome 2 (EP) (2018)
В кое-то веки, новый релиз Cryptopsy без изменений в составе! В прочем, в музыке тоже абсолютно никаких изменений: всё что было сказано про первый том точно так же применимо и ко второму, как будто и не было этих трёх лет между ними. Как на мой вкус, на обеих миниках третий трек лучший (к слову о том насколько эти релизы между собой похожи).
As Gomorrah Burns (2023)
Неудивительно, что после массово гнобления за The Unspoken King, а затем просто провального одноимённого группе альбома канадцы больше не горели желанием записывать новую музыку, в результате чего пауза между полноформатами получилась аж в 11 лет (не считая мини-альбомов, конечно же). А так, правильное, честное название у альбома должно было быть The Book of Suffering Tomes 3 & 4, ибо это именно то чем оно является – практически абсолютно то же самое, что и те миники, только с более хорошим звуком и, каким-то образом, звучит поживее. Альбом проносится подобно пуле и всё оно, конечно же, крайне технично, но и забывается настолько же быстро, подобно всё той же проносящейся пуле. Так что если вам понравился этот альбом и по какой-то причине вы прозевали существование миников, то обязательно зацените – это как будто первая половина всё того же альбома. Поразительно, но похоже, что As Gomorrah Burns смог заинтересовать многих фанатов которые кривили носом по отношению к большинству других альбомов. Откуда вдруг такой отклик? Без понятия, но можно порадоваться за канадцев.
А что вы думаете по поводу творчества этой группы?