Безопасность учебных заведений остаётся в центре внимания и родителей, и педагогов, и чиновников, и силовиков. Множественные ложные сообщения о минировании объектов дали эффект: эвакуация в крымских школах отработана от и до. Да и технические требования к антитеррористической защищённости таких объектов довольно строги. Председатель Комитета ГС РК по образованию, науке и молодёжной политике Сергей Додонов поясняет:
– Постановлением Правительства РФ предусмотрены ограждение, видеонаблюдение, система оповещения, наружное освещение, рамки при входе и т. д. Все эти предписания выполняются, но ещё, скажем честно, до конца не выполнены в некоторых образовательных учреждениях, особенно в сельских регионах. Муниципалитеты взяли на себя обязательство в течение нынешнего и следующего года решить эти вопросы. На сегодняшний день, по моему ощущению, примерно 8-10% школ у нас недооборудованы: не имеют ограждения либо имеют условное ограждение.
По его словам, остаётся нерешённым и вопрос организации профессиональной охраны.
КТО ОТВЕТИТ ЗА ОХРАНУ?
Помощник Главы Республики Крым Юрий Абисов, в прошлом командир крымского батальона милиции особого назначения «Беркут», отмечает:
– Не все учебные заведения охраняют ЧОПы (частные охранные предприятия. – Ред.). Зачастую школа находит кадры в собственном штате и, мотивируя определённой доплатой, ставит своего «охранника» на калитку. Сегодня 10% учебных заведений защищено реальной охраной, а остальные разбираются с проблемой на своём уровне. Я сталкивался с тем, что в школе на посту сидит уборщица, потому что у сторожа закончилась смена и он ушёл. Считаю, что многое зависит от приоритетов, которые расставлены руководителем учреждения. Можно решить вопрос, контактируя с ЧОПами, с МВД, Росгвардией, просто руководитель должен быть на это «заряжен». Инициатором должна быть школа. Кто не стучится, тот не получает ответа.
Первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Анжелика Лучинкина не согласна с тем, что нести ответственность за безопасность школы должен исключительно её директор:
– Я хотела бы вернуть ответственность (за антитеррористическую безопасность образовательных организаций. – Ред.) главе муниципального образования. Это тот человек, который должен понимать, что происходит в его населённом пункте, что происходит в каждой конкретной школе, в кадровой политике, в экономике. И именно администрация муниципалитета распределяет деньги, в том числе на школы.
Наша собеседница уверена, что некоторые образовательные организации не привлекают профессиональную охрану просто потому, что у них нет на это денег.
МИЛЛИАРДЫ ПРОТИВ ЭЛЕКТРОНИКИ
Примечательно, что год назад Комитет Госсовета Крыма по образованию, науке и молодёжной политике подсчитал общую потребность учебных заведений в финансировании этой статьи расходов. Тогда на профессиональную охрану всех образовательных учреждений республики требовалось 1,8 млрд рублей.
– Это одна пятнадцатая бюджета Министерства образования. Это очень большая сумма, которую можно направить на ремонты школ. И здесь приходится выбирать, потому что в системе образования есть ещё задачи (не хочу говорить, что проблемы) по развитию материально-технической базы, – рассказал Сергей Додонов.
В свою очередь, председатель Общественного совета при МВД по Республике Крым Игорь Казаков уверен, что проблему необходимо решать комплексно:
– Невозможно сосредоточиться только на том, чтобы построить забор вокруг школы и на этом успокоиться. Да, сегодня доступ в учебные заведения закрыт, но кто стоит на входе? Бабушки и дедушки. Они там находятся, если есть рамка и она зазвенела, просят показать вещи. Но в случае форс-мажора никакая бабушка, никакой дедушка, да и кто-то помоложе не сможет воспрепятствовать агрессивному человеку с оружием, – считает он.
Поэтому наш собеседник настаивает на необходимости профессиональной охраны, которая не только обеспечивала бы физическую безопасность, но и учила бы школьников и педагогов правильно реагировать в экстренных ситуациях.
Ольга НАГОРНАЯ