Принято считать, что не принимать свою внешность – проблема сугубо женская, а мужчины якобы смотрятся в зеркало раз в неделю и искренне радуются тому, что страшнее обезьяны. Во-первых, всегда было жалко обезьян, которые чем-то не угодили людям, во-вторых, кажется, все чуть сложнее. В нашем совместном бьюти-блоге с авторами проекта “Мужчина, вы куда?” соавтор проекта Слава Козлов разбирается, почему для мужчин, как и для женщин, важно, как они выглядят, к чему приводит отказ принимать свою внешность и как правильно реагировать на это окружающим.
***
У меня есть смешная история из детства – того детства, когда уже пытаешься понять, что происходит с твоим лицом и телом. Мне взбрело в голову, что я лопоухий. С расположением ушей у меня при этом все было отлично, но классическая короткая пацанская стрижка, которая совсем не скрывала кажущиеся недостатки, почему-то заставляла меня думать об обратном. В общем, смотрю я на себя в зеркало, долго и с пристрастием, как мимо проходит отец, который подворачивается под горячую руку. “Слушай, пап, кажется, я лопоухий” - говорю я ему. Он останавливается, сканирует меня взглядом и с паузой изрекает: “Так это у всех так в молодости – просто уши растут быстрее головы”. Насколько то, что сказал мне тогда отец, научно, я, разумеется, не задумывался, но задачу он свою выполнил - я стал чувствовать, что скоро все будет ок, поэтому париться себе дороже. Эта моя детская проблема, конечно, и не проблема вовсе, а так – забавный момент взросления, но она говорит об одном: мужчины, несмотря на свое воспитание, аккуратно, чтобы никто не заметил, но очень пристрастно себя оценивают.
Я не стал далеко ходить, и решил поинтересоваться у своего лучшего друга и соавтора этого блога Гриши Туманова, было ли у него такое, что ему не нравилась его внешность.
У меня сравнительно легко прошел переходный возраст, когда у всех появляются прыщи и все в этом роде, но неожиданно для меня проблемы начались лет в 25-26. Я тогда начал жестко качаться, есть много белка, пить протеин и все в таком духе и, видимо, этим перегрузил печень. Тогда я этого, разумеется, не понимал, но организм мне всячески говорил о том, что что-то не так: у меня появились глубокие и открытые комедоны, причем обсыпало все лицо – рассказывает Гриша.
Высыпания были болезненные, а если что-то и проходило, то оставляло после себя красные пятна, которые называются постакне. Для Гриши это оказалось неожиданно и неприятно, а о современных средствах вроде тканевых противовоспалительных масках он тогда, к сожалению, не знал. В общем, Гриша пошел по врачам. Сначала отправился к косметологу, которая заставила его помимо денег сдать кучу анализов, а следом решила поискать подкожных клещей. Лечить то, чего у него не было, было решено сильными мазями, которые сжигали лицо. Другие врачи разводили руками и ссылались на возможный гормональный сбой.
В промежутках между специалистами Гриша, естественно, растил комплексы по поводу своего внешнего вида и чувствовал себя все хуже. Он не понимал, почему это случилось именно с ним, ведь еще недавно все было нормально. Ему казалось, что люди вокруг смотрят не на него, а на его прыщи и испытывают чувство брезгливости.
“Не ощущать себя привлекательным и красивым для мужчины на самом деле больно и неприятно, и наоборот - чувствовать уверенность в том, что ты ничего, вселяет приятное чувство и сильно помогает в жизни. Это вроде банально, но работает”, – говорит Гриша.
На примере моих ушей и гришиного постакне мы выяснили, что мужчины, как и женщины, парятся по поводу своего внешнего вида, но в чем причина? Всегда казалось, что мужики чуть иначе относятся к тому, как они выглядят, потому что внешний вид не является их основным конкурентным преимуществом в обществе.
Сейчас меняются стандарты мужской красоты, – говорит психотерапевт Денис Макаровский. – Если смотреть на эту проблему научно, то можно вспомнить такое биологическое понятие, как половой диморфизм. Грубо говоря, это разница во внешности между мужчинами и женщинами. Дело в том, что для сложного социального взаимодействия нужен такой уровень агрессии между людьми, который не очень большой, чтобы они друг друга не переубивали, но при этом достаточный, чтобы сохранять пары. Так вот, как только половой диморфизм начинает зашкаливать, как только мужчина начинает сильно отличаться от женщины, – такие сообщества перестают быть стабильными. В результате общество требует, чтобы мужчины и женщины были одинаково красивы и уровень агрессии был относительно невысок. Повышенные эстетические требования к мальчикам – это поиск баланса.
Скорее всего в ближайшие годы мы будем жить в мире, в котором от мужчин в эстетическом плане будут требовать все больше и больше, считает Макаровский. Изменения эти фундаментальны и влияют на всех нас, и подтверждений тому очень много. К примеру, в той же Турции в последние годы бизнес по пересадке волос превратился в целую индустрию, опережающими темпами растет рынок пластики, и мужчины в клиниках, которые, хотят хирургическим путем оснастить себя кубиками пресса, уже давно не случайные гости. При этом справляются мужчины с проблемами непринятия своей внешности как обычно: закупориваются в себе и делают вид, что ничего не происходит.
А как тогда корректно реагировать партнеру на проблемы, с которыми столкнулся любимый человек? Самый эффективный способ – исходить из понятия помощи. “Правильно помогать тоже нужно уметь. Надо понимать, насколько остро для человека стоит проблема, связанная с его внешностью, осознает он ее в полной мере или еще нет”, – говорит Макаровский.
***
Вот такое небольшое исследование вышло, друзья, главный вывод из которого, пожалуй, один: мужчинам, как и женщинам, важно хорошо выглядеть, но реагировать на возникающие проблемы как им самим, так и окружающим нужно максимально ответственно и экологично. И раз мы, как и женщины, себе тоже дороги, пренебрегать базовыми уходовыми средствами не стоит. Тем более что тот же уход за своей кожей - это еще и приятно.