Не пора ль нам, братия, начать Не пора ли нам рассказать об участии евреев в знаменитых советских фильмах? Как-то очень давно мы с вами этого не делали. На самом деле – по той причине, что я уже давно перебрал самые известные и популярные картины, а к остальным как-то не решался подступиться.
Просто по той причине, чтобы не пришлось поступать так, как было в анекдоте про студента и блох. Это когда студент-биолог выучил один единственный билет про блох, но ему на экзамене достался вопрос о рыбах. И он начинает: «Рыба живет в воде, поэтому у нее нет шерсти. Но если бы она жила на суше, у нее бы обязательно была шерсть, в которой непременно завелись блохи», - и дальше рассказывает все про блох.
Так вот, во время рассказа про одну из любимых советских комедий «Джентльмены удачи», мне не придется говорить про блох сосредотачивать свое внимание на каком-то одном человеке. Дело в том, что евреев там (как в любом нормальном фильме того времени) довольно много.
Для начала пройдемся по актерам, которые получили там роли. Блохи – это отряд кровососущих насекомых Самым известным из них, да и одним из самых популярных еврейских артистов вообще, по праву является Савелий Крамаров. Тем, кого смущает его славянская фамилия и тем, кто не так давно с нами, поясню: она пошла от украинского слова «крамниця», что означает «бакалейная лавка». Евреи часто их содержали, для них эта фамилия является профессиональной.
Собственно, и воспитание у этого человека было самое еврейское. Когда его папа в 1938-м году сел, а мама отдала богу душу, Савелий жил в семье своего дяди, где познакомился с еврейскими традициями, имел сведения о языке идиш. В будущем это привело его к повышенной религиозности, и когда иудейская вера стала мешать съемкам, он принял решение эмигрировать.
Роман Филиппов, исполнивший роль здоровяка Николы Питерского, спасовавшего перед буйным Доцентом, по матери был Кудерман, что делает его полноправным участником нашего списка. Впрочем, свою еврейскую маму он никогда не видел, потому что она ушла из жизни во время родов.
Во время разговора Косого и его друга из детского дома Мишки, который Доцент пресек словами: «Вор он», есть мимолетный эпизод, когда рядом проходит женщина в светлой кепке. Это была Виктория Токарева в девичестве Шефтер. В принципе, ее можно было не упоминать, но она также вместе с Данелией является автором сценария. С ним же она работала над фильмом «Мимино».
Есть еще один момент, о котором я не могу говорить однозначно, но мыслишки, мыслишки проскакивают. Милиционера, наставляющего заведующего детским садом Трошкина в том, как ему стать Доцентом, сыграл любимец советских женщин Олег Видов. Мало кто знает, но известен он стал под фамилией матери. Тогда как фамилию отца, бросившего его в детстве, не носил. Папу звали Борис Гарневич, он был родом из Вильно. В принципе, фамилия может быть и польской, и белорусской, но этот человек был заместителем Кагановича. Так что, готов спорить на свою месячную зарплату, а это очень интересная сумма, что Видов был одним из наших.
Также, в фильме негласно (или как раз гласно?) присутствовала известная советская певица Лариса Мондрус, которая исполнила песню «Проснись и пой» вместо актрисы Галины Микеладзе, которая подходил к Косому, который после этого встретил своего товарища Мишку в доме, который построил Джек. Мондрус по происхождению из литовских евреев.
Главным художником картины был Борис Немечек, художником-декоратором – Элеонора Немечек, по всей видимости, его жена. Грим делал некая Г. Пригожина, ассистентом оператора стал Михаил Агранович, который затем снимал многие советские фильмы.