Мой тибетский терьер подвергся дискриминации на моем же собственном канале! Выяснилось это, когда Дзен пригласил авторов поучаствовать в конкурсе «Питомцы в большом городе» и опубликовал стартовое задание – рассказать о первой встрече со своим домашним любимцем.
Тут-то и оказалось, что о знакомстве с нашим приютским псом Лахеном я писала неоднократно, как в прозе, так и в стихах. А о том, как тремя годами ранее у нас в семье появился тибетский терьер по кличке Меларен, не удосужилась рассказать ни разу.
Спешу исправить эту явную несправедливость, тем более, что для конкурса обязательно нужно придумать что-то новенькое, а не предлагать ранее опубликованное.
Возможно, мой рассказ поможет кому-то подобрать и воспитать питомца так, чтобы он полностью оправдал ожидания своего владельца.
Итак, в Швецию, где нам довелось пожить какое-то время, мы приехали в сопровождении кобелька мальтийской болонки, которому на тот момент было уже 18 лет, и столь солидный возраст давал о себе знать.
Пес плохо видел и был глуховат, с трудом ориентировался как на улице, так и дома, с завидной регулярностью терялся в квартире, из-за чего пришлось ограничить его жизненное пространство кухней, а по ночам долго не мог найти себе места, чтобы уснуть.
Становилось ясно, что в скором времени он нас покинет, и мы стали задумываться о том, кто придет ему на смену.
Крупную собаку с учетом частых переездов брать не было смысла, а с мелкими связываться второй раз совершенно не хотелось, ибо питомец наш, несмотря на ангельскую внешность, оказался очень своенравен и кусач, и это при том, что в энциклопедии мальтийские болонки описывались всего лишь как собачки со своим характером.
В процессе изучения пород мы совершенно случайно наткнулись на немецкоязычный сайт (к сожалению, сейчас мне не удалось его найти), где, заполнив весьма солидную анкету, можно было сузить список из более чем 400 пунктов до нескольких вариантов, максимально подходящих под требования будущего хозяина.
С учетом заданных роста, веса, типа шерсти, темперамента и предназначения собаки, а также наших финансовых возможностей и образа жизни, в список подходящих нам пород попали австралийская овчарка (аусси), бордер-колли, средний пудель, тибетский терьер и шелти.
Линяющих питомцев мы отбросили сразу, поскольку первой моей собакой был ньюфаундленд, и что такое «весь дом в шерсти», я знаю не понаслышке. От пуделей в семье никто в восторге не был, так что в итоге остался только тибетский терьер.
Но, как говорится, виртуальному миру доверяй, а в реальной жизни проверяй. Поэтому мы съездили на выставку, где понаблюдали за тибетцами в рингах и пообщались с собаками, ожидающими своей очереди предстать перед экспертом.
Убедившись, что они весьма миролюбивы (что было для нас принципиально), жизнерадостны и общительны, мы взяли визитку у заводчицы, представлявшей тибетских терьеров на породном стенде, после чего еще немного поизучали в сети стандарт породы и ее представителей местного разведения.
В конце февраля 2017 года наш мальтезе совсем сдал и больше мучился, чем жил, в связи с чем нам пришлось принять непростое решение и усыпить его. До своего девятнадцатилетия он не дотянул четыре месяца.
В доме сразу наступила гнетущая тишина и пустота, существовать в которой скоро стало тяжело. Уж очень не хватало цоканья собачьих коготков по полу, сладкого посапывания питомца во сне и его звонкого лая.
И если первое время мы с мужем по многолетней привычке иногда еще выбирались на вечерние прогулки, то через пару месяцев окончательно осели на диване, оправдывая свое нежелание выбираться из дома плохой погодой и усталостью.
Так мы протянули до лета, после чего поняли, что настало время подбирать себе щенка. Тем более, что на работу мне нужно было выходить только в сентябре, следовательно, в запасе было достаточно времени, чтобы малыш успел обжиться на новом месте, и его не приходилось бы надолго оставлять без присмотра.
Стоит заметить, что в Швеции, как и в ряде других европейских стран, приобрести собаку не так просто, как хотелось бы, особенно, если дело касается иностранцев, планирующих в дальнейшем вывезти животное из страны, коими мы и были.
Здесь стоит пояснить, что стать владельцем породистого питомца в Швеции можно либо купив его у официально зарегистрированного заводчика, либо обратившись в специальный центр, куда попадают не нашедшие своего покупателя животные из питомников (но во втором случае это квест, пройти который под силу далеко не каждому шведу, ибо требования, предъявляемые приютами к потенциальным хозяевам их подопечных, очень и очень высоки).
Цена на щенков устанавливается согласно рекомендациям Шведского клуба собаководства (Svenska Kennelklubben – SKK) и не зависит от того, насколько титулованные у малышей родители. Внутри одной породы стоимость колеблется в пределах двух-трех сотен шведских крон (по сегодняшнему курсу это составляет 17-25 Евро или 1700 – 2500 рублей). В среднем за животное с родословной в 2017 году нужно было отдать одну-полторы тысячи Евро (100 – 150 тысяч рублей), сейчас цены немного подросли.
Никаких объявлений, вроде «продам собаку такой-то породы без документов подешевле», в Швеции не встретишь.
В любом случае, для нас единственным возможным вариантом была покупка щенка в питомнике. Поэтому мы зашли на сайт SKK, где сразу же выяснилось, что тибетские терьеры в стране довольно популярны, поэтому щенки в питомниках не засиживаются, и малыши есть всего на трех фермах. Но все они только-только родились, соответственно, отдавать их будут не раньше августа.
Далее оказалось, что далеко не каждый заводчик согласен «разбазаривать генофонд», и даже если он сам готов пойти на этот шаг, иногда ему еще нужно заручиться согласием клуба, в котором он состоит. Все это нам популярно объяснили, когда мы позарились на одного из элитных щенков.
После нескольких дней раздумий и совещаний нам был дан вежливый отказ, мотивированный тем, что помет от данной пары ожидался очень давно, получился весьма удачным, и согласиться на вывоз животного в другую страну клуб не готов.
Еще в одном весьма многочисленном помете от родителей-интерчемпионов незарезервированным остался всего один щенок. Но у него был не очень интересный окрас, к тому же на мордочке имелось пятно, хоть и допустимое стандартом, но несколько портящее общее впечатление, так что от этого варианта мы отказались сами.
Оставалось позвонить в последний питомник и, когда снявшая трубку заводчица на наш вопрос, продаст ли она нам щенка на вывоз, на ломаном английском ответила: «Продам, отчего же не продать», - мы вздохнули с облегчением.
Через неделю после телефонного разговора мы поехали знакомиться с будущим питомцем. Впрочем, по фото, выложенном на сайте питомнике, мы уже знали, кого хотели бы забрать, но все-таки картинка картинкой, а взглянуть перед покупкой вживую как на щенка, так и на его родителей, я считаю обязательным.
К тому времени визитка, которую мы взяли на выставке, уже затерялась где-то в недрах ящика с бумагами, поэтому мы не сразу сообразили, что едем именно к той заводчице, с которой в свое время общались на стенде.
Тарста, куда лежал наш путь, оказалась крошечной деревушкой в окрестностях Эребру, куда от Стокгольма добираться около двух часов. Единственной приметной точкой в этом месте оказалась мастерская по ремонту тракторов, поэтому навигатор неизбежно выводил именно к ней, упорно игнорируя заданный ему адрес.
Когда после третьего разворота мы в очередной раз с черепашьей скоростью проезжали по деревне, откуда-то из-за кустов на дорогу выбежала женщина и начала призывно махать нам руками. Тут-то и выяснилось, что это та самая шведка с выставки.
Она тоже нас узнала, радостно поприветствовала, представила нам своего мужа, вместе с которым они занимались разведением тибетских терьеров, и мы все дружно отправились на экскурсию по ферме, где нам показали тех собак, которые в данный момент гуляли на улице, а заодно сводили в курятник.
Остальные питомцы, включая щенков, были в доме. Когда мы вошли, навстречу нам с лаем выбежало несколько взрослых тибетцев, но после того, как мы дали себя обнюхать, они принялись вилять хвостами и подставлять бока для поглаживаний. Недоверчивым оказался только один пес, который, как выяснилось, был уже старичком. Он ушел в другую комнату и оттуда наблюдал за общей суетой.
В том, кто кому приходится дедом, теткой или троюродным братом, а кто сам по себе, мы сразу запутались, но это и не важно. Главное, что удалось взглянуть на отца малышей, которые вместе с мамой были в отдельном помещении.
Нас туда беспрепятственно пропустили, открыли загородку, после чего мать сразу же принялась деловито сновать туда-сюда, то убегая пообщаться с другими тибетцами, то возвращаясь, чтобы убедиться, что с ее детьми все в порядке.
Щенки, а в помете было четверо мальчишек, два соболиного окраса и два черно-белых, с любопытством побежали знакомиться с гостями, после недолгого общения приглянувшегося малыша отдали нам в руки и пригласили на чай и кофе с плюшками, проявив тем самым не очень-то свойственное шведам гостеприимство.
Кстати, заводчики ни словом не обмолвились о том, что один щенок уже был зарезервирован, и позволили нам выбирать из всей четверки. Интересно, что бы они делали, если бы нам понравился тот же самый парень?
В ходе трапезы нас ненавязчиво расспросили, имеется ли у нас опыт содержания собак в целом, и длинношерстных в частности, в каких условиях будет жить питомец, сколько времени мы сможем ему уделять, а также предложили задать свои вопросы, если они есть.
Общение шло на какой-то дикой смеси английского и шведского, поскольку, несмотря на то, что подавляющее большинство шведов очень неплохо владеет английским, фермеры из глубинки к этому большинству не относились. Тем не менее, как-то мы друг друга понимали, а в самых сложных моментах прибегали к помощи гугл-переводчика.
Нас, кроме ряда нюансов по уходу и воспитанию, интересовал процесс оформления документов, который порядком отличается от того, к чему мы привыкли дома.
Никаких щенячьих карточек у шведских питомцев нет. На руки владельцу сразу выдается родословная, между покупателем и продавцом заключается договор, где подробно описаны права и обязанности сторон, указан порядок начисления и получения денежных компенсаций в случае отказа от покупки, возврата животного, а также выявления у него скрытых дефектов после приобретения.
Кроме того, на момент покупки у собаки должен быть ветпаспорт с номером чипа, данными владельца и отметками о прививках, плюс краткосрочная страховка, которую затем можно продлить самостоятельно.
Купленного питомца обязательно нужно поставить на учет в едином электронном реестре. Процедура платная, стоимость зависит от формы оплаты и способа регистрации, но не превышает 160 крон (около 14 Евро или около 1500 рублей).
Пока мы все это выясняли, наш будущий питомец сладко спал у меня на руках. Но когда заводчица принесла документы, из которых следовало, что выбранный нами щенок записан там под именем, которое в переводе на русский означает «Золотое сердце», собачий ребенок проснулся и громко запищал: «Хочу к маме!»
Это послужило сигналом к окончанию нашего визита. Договорившись, когда можно приехать, чтобы забрать питомца, мы двинулись к выходу. Но его мать решила продемонстрировать, что бывает, если прыгучих тибетцев как следует не воспитывать, и сиганула на стол, чтобы полакомиться оставшимися там плюшками, опрокинув при этом чашку с недопитым кофе.
С этого момента наступил тот замечательный период, когда собака у тебя уже вроде бы есть, но занимается ей пока кто-то другой, а ты можешь любоваться на регулярно появляющиеся в сети снимки и готовить свой дом к приезду нового члена семьи, а именно, убирать из зоны доступа все опасные предметы, в первую очередь провода, емкости с бытовой химией, лекарства и ядовитые комнатные растения.
Наконец, в середине августа, восьминедельный тибетский терьер был торжественно передан нам во владение и вместе с большим пакетом, где помимо его приданого в виде корма на первое время, игрушек и нескольких разных расчесок, лежала инструкция по обращению с домашними животными в Королевстве Швеция.
Согласно местным правилам, мы должны были полностью обеспечивать физические потребности питомца, заниматься его обучением, социализацией, вовремя обращаться к ветеринару и не имели права оставлять питомца одного больше, чем на 4 часа, запирать его в клетку и жестоко с ним обращаться. В общем, вполне разумные и легко выполнимые требования.
Тем более, что появиться в шведском обществе с собакой, дерущейся с сородичами, облаивающей прохожих и устраивающей гонки за велосипедистами и бегунами – это не уважать себя и окружающих.
В этом случае рядом обязательно возникнет какой-нибудь бдительный собачник, который аккуратно сунет в руку хозяину, не сумевшему социализировать питомца, визитку хорошего кинолога и порекомендует до исправления ситуации на площадку со своим дикарем не приходить и в общественных местах не появляться.
За проявленную заботу следует вежливо поблагодарить и все-таки заняться воспитанием собаки, чтобы в следующий раз не было стыдно выйти с ней в свет.
Сразу скажу, что мы в столь неловкое положение не попадали, поскольку обучению юного тибетца мне поневоле пришлось уделять довольно много времени.
Имя своему тибетскому терьеру мы придумали заранее. Меларен – так называется озеро в Швеции, у восточной оконечности которого расположен Стокгольм. Воды его всегда тихи и прозрачны. И если исходить из установки «как вы яхту назовете…», то наш щенок тоже должен был обладать спокойным нравом.
Но оказалось, что ему гораздо больше подошла бы кличка Торнадо, ибо в первые дни он показал себя таким не то что озорником, а настоящим хулиганищем, только и ищущим, чтобы еще такого сделать хорошего, чтобы всем стало плохо.
Вскопать фикус? Подпрыгнуть повыше и оторвать шторы? Или проглотить что-нибудь совершенно несъедобное, вроде камня или металлической крышки от бутылки?
У нас, честно признаться, даже закралась трусливая мысль, не вернуть ли его заводчику. Подозреваю, что, будь это наша первая собака, мы бы так и сделали. А тут просто вспомнили о том, что щенячьи шалости рано или поздно заканчиваются, и решили, что вполне в состоянии справиться с мелким обормотом, тем более, что способности к обучению он с самого начала демонстрировал превосходные.
Уже одно то, что после 3,5 месяцев он стал ходить в туалет исключительно на улицу, говорит о многом. Впрочем, тут большое спасибо заводчикам, которые отдали нам щенка, уже прекрасно понимавшего, зачем его выводят из дома, и благополучной эпидемиологической обстановке, позволявшей не выдерживать домашний карантин, а сразу выводить собаку на короткие прогулки.
С появлением в доме Меларена в наш обиход прочно вошло слово «дарбамазить», образованное от именной приставки, записанной в родословной, и в нашем семейном кругу означающее, что неугомонный сорванец снова что-то где-то натворил.
Впрочем, никаких капитальных разрушений жилищу он не нанес, а фикусам даже пошло на пользу то, что они оказались вскопаны до самого основания. После этой процедуры довольно вялые деревца начали активно расти и стали гораздо пышнее.
Конечно, мне приходилось прикладывать немало усилий, чтобы занять любопытную и активную тибетскую морду чем-нибудь полезным для ума и тела. Поэтому каждую прогулку мы методично отрабатывали базовые команды и разучивали трюки, после чего шли на площадку, где он до изнеможения носился с сородичами, преодолевая всевозможные препятствия в виде тоннелей, бумов и горок.
После этих игр и неспешного возвращения домой можно было рассчитывать на пару часов спокойной жизни. Потом отоспавшийся тибетец доставал из ящика все свои игрушки и начинал требовать развлечений.
Само собой, по мере взросления хулиганил пес все реже, внимания требовал все меньше.
Переломным же моментом, после которого наш питомец напрочь забыл о шалостях, стало то, что он уронил вешалку, от который пытался оторвать мешочек с тапками для гостей. Дернул раз, не получилось. Дернул другой, и тут вешалка, не выдержав напора, завалилась, возможно, слегка зацепив по пути озорника.
Узнать, как оно там было на самом деле, не представляется возможным, поскольку дома в тот момент никого не была, а виновник происшествия рассказать ничего не может.
Но факт остается фактом. С этого дня наш тибетский терьер окончательно остепенился и превратился в спокойного и комфортного во всех отношения компаньона, на которого мы теперь не нарадуемся.
Впрочем, очень может быть, что эти перемены произошли бы и без эпизода с вешалкой, ведь к тому моменту парню вот-вот должен был исполниться год - возраст, по достижении которого даже самые отчаянные хулиганы начинают вести себя правильно.
Между тем, вместе с Мелареном подрастала и его шерстка, уход за которой с каждым месяцем становился сложнее. Но и с этой проблемой мы справились, подобрав оптимальный режим мытья и расчесывания.
В конечном итоге мы получили собаку, которая полностью оправдала наши ожидания. Правда, выставочную карьеру наш пес так и не сделал, ограничившись титулом Чемпиона России, но нам этого оказалось вполне достаточно.
Все-таки выставки дело непростое, а мы не настолько амбициозны, чтобы тратить на них кучу времени, сил и денег, особенно с учетом того, что парень нам достался хоть и полностью соответствующий стандарту, но звезд с неба не хватающий.
Зато у него замечательный характер, благодаря которому он вот уже шесть с лишним каждый день дарит нам радость общения с послушным, ласковым, жизнерадостным и уравновешенным домашним любимцем, то есть, с самим собой.
Вот, собственно, и вся история, которая кому-то может показаться банальной.
Но все же она лишний раз подтверждает, что для того, чтобы совместная жизнь с питомцем была долгой и счастливой, при выборе животного стоит руководствоваться не сиюминутными порывами, а подходить к делу разумно и взвешенно, реально оценивать свои силы, быть терпеливым и не бояться трудностей, полностью избежать которых не удавалось еще никому.
Исходя из своего более чем тридцатилетнего опыта содержания собак разных пород, настоятельно рекомендую сначала еще раз хорошо подумать, а уже потом брать щенка. Тогда питомцев, от которых пришлось избавиться, поскольку они пришлись не ко двору, будет намного меньше.
А теперь, чтобы конкурсное задание оказалось выполнено полностью, я дам пару ссылок на свои предыдущие публикации.
Все, что я хотела бы рассказать о себе, можно найти в аннотации к моему каналу.
Что касается знакомства с нашим вторым питомцем, Лахеном, то все подробности этого важного события изложены сразу в нескольких материалах. Рассказ в прозе называется "Лахен-обнимахен или как сорвать джекпот, взяв собаку из приюта" и находится ЗДЕСЬ, а стихотворение "Счастливые объятия" ТУТ. Ознакомиться с заинтересовавшей вас публикацией также можно, кликнув по ее названию чуть ниже.
Вот теперь все.
Спасибо, что дочитали до конца. Здесь вы можете подписаться на мой канал, возможно, там есть еще что-то интересное для вас. И не забудьте поставить лайк, если публикация вам понравилась.
Пожалуйста, будьте корректны в комментариях. Помните, мы в ответе за то, что говорим и пишем.