Бывший чекист Гейдар Алиев стал во главе советского Азербайджана в 1969-м году, и оставался на этой должности следующие 13 лет, пока его не назначили первым заместителем председателя всесоюзного правительства. То есть, в годы перестройки, которая предшествовала распаду СССР, он был одним из наиболее влиятельных политиков во всей стране. Фактически, стоял во главе нее, будучи первым замом при престарелых Тихонове и Черненко.
Видимо, конкуренты хорошо осознавали это. Кремлевские врачи заверяли Алиева, что жить ему осталось недолго – это стало причиной его отставки. А когда он все-таки поправил здоровье, был своевременно назначен руководителем Нахичеванской автономии, и его голос уже не звучал так же громко. Следовательно, он не мог лично участвовать в событиях, которые происходили в 1990-1991-х годах.
Задним числом многие россияне, в том числе, такой влиятельный человек, как Николай Рыжков, заявляли, что стань Алиев во главе советского государства, распада СССР удалось бы избежать. Как минимум, он не допустил бы тех ошибок, которые совершил Горбачев.
Но что Гейдар Алиевич сам думал по этому вопросу?
Честно говоря, хоть он и не желал этого, Алиев уже в 1970-е предвидел, что СССР МОЖЕТ распасться на 15 независимых государств. Став во главе советского Азербайджана, он многое делал для развития военных училищ, чтобы военная профессия стала престижной среди азербайджанцев. Благодаря его деятельности был создан замкнутый цикл предприятий по добыче и переработке нефти и предприняты некоторые другие подготовительные меры, которые впоследствии помогли лучше выйти из девяностых.
Но стремился ли он к самороспуску Союза? Нет, находясь на одном из высших политических постов в стране, он позволял себе открыто критиковать деятельность Горбачева, которая вела к нарастанию тенденций к независимости в республиках. Заявлял, что протесты не следует подавлять силой, что не нужно оказывать явного предпочтения ни одной из ССР.
Вместе с тем, он понимал, что распад возможен: слишком много сокрытых до поры, до времени «бомб» было заложено под здание единого государства в сталинское и брежневское время. Кроме того, как говорил он сам, политическая система Советского Союза подходила только для закрытой страны, граждане которой ничего не знают, как живут другие люди. А когда жить по-старому, давить оппозицию в обществе и подавлять своих же граждан стало нельзя, эта система рухнула. Поэтому Гейдар Алиев знал о возможности распада, готовился к этому, хотя и не стремился.
Если бы он сам стал во главе страны, а такое было вполне возможно, он бы действовал гораздо тоньше. Это хорошо видно как по его предыдущей, так и по последующей деятельности. На посту президента Азербайджана Алиев тихо и спокойно переиграл оппонентов, не подвергая их при этом репрессиям; он примирил страну, которую раздирали внутренние противоречия; он избавился от религиозного экстремизма и национализма.
К сожалению, многие не желали, чтобы этот человек стал во главе СССР – его опасались, как бывшего комитетчика, одного чекиста – Андропова, на этом посту политбюро уже хватило. Именно поэтому победил Горбачев, который не осознавал, к чему могут привести его действия.
Несмотря на это Алиев оценивал годы нахождения Азербайджана в составе страны советов, как хорошее время для азербайджанского народа и государства. Не случайно, что при нем и после него азербайджанцы были одними из самых просоветских участников Союза. Тем не менее, понимал, что было допущено немало ошибок, устранить которые не хватило политической мудрости.