Як-27 (ч.1) История создания и конструкция.

5,3K прочитали

В истории отечественной авиации часто бывало, что под одним обозначением скрывались разные самолёты, но случалось и так, что новое обозначение относилось к модификации известной модели.

Истребитель Як-27 стал развитием перехватчика Як-25 и предтечей вооружённого ракетным оружием Як-28. Более того, не будет большой натяжкой назвать перехватчик Як-28 модификацией Як-27. Между тем под обозначением Як-28 скрываются не только истребители, но и бомбардировщики, разведчики и самолёты-мишени. Все они также восходят к самолётам Як-25. Далее будут рассмотрены только перехватчики Як-27 и Як-28.

Серийный Як-27Р.
Серийный Як-27Р.

Самолёты Як-25, Як-27 и Як-28 спроектированы по традиционной для двухмоторных самолётов схеме с расположением двигателей в гондолах на крыле. С появлением реактивных двигателей эта схема стала анахронизмом, однако её продолжали использовать, причём не только в СССР. Установка двигателей на крыле освобождала носовую часть фюзеляжа под размещение большой антенны РЛС. Для перехватчиков этот фактор являлся важнейшим.

Барражирующий истребитель-перехватчик Як-27 проектировали на основе Як-25М под "фирменным" обозначением Як-121. НИОКР по самолёту били заданы Постановлением СМ СССР от 30 марта 1955 года. Як-121 полностью сохранил компоновку предшественника, от которого отличался лучшей аэродинамикой носовой части фюзеляжа и более тонким крылом. Оживальная форма обтекателя РЛС Як-25 не годилась для сверхзвуковых скоростей. Обтекатель антенны РЛС на Як-27 выполнили коническим, для снижения лобового сопротивления также увеличили наклон лобового остекления фонаря кабины. Решение об уменьшении высоты профиля принял лично А.С. Яковлев. Тщательных исследований нового крыла в ЦАГИ не проводилось, в результате сначала на испытаниях Як-27, а затем и при эксплуатации Як-28П лётчики столкнулись с очень неприятным явлением, называемым реверс элеронов. С другой стороны - переход на крыло с более тонким профилем однозначно стал шагом в верном направлении. Другое дело, новое крыло подлежало тщательным исследованиям в аэродинамических трубах, однако, как всегда, решающим стал фактор времени. Перехватчик военным требовался "вчера".

Истребитель Як-25 является родоначальником большого семейства самолётов самого различного назначения - перехватчиков, разведчиков, бомбардировщиков. На снимке: опытный Як-25К, вооружённый четырьмя УР "воздух-воздух" К-75.
Истребитель Як-25 является родоначальником большого семейства самолётов самого различного назначения - перехватчиков, разведчиков, бомбардировщиков. На снимке: опытный Як-25К, вооружённый четырьмя УР "воздух-воздух" К-75.

В соответствии с Постановлением СМ СССР требовалось построить два прототипа: первый с пушечным вооружением, второй планировалось вооружить УР "воздух-воздух" К-8. Первый полёт на двухместном прототипе Як-27 лётчик-испытатель В.М. Волков выполнил 25 декабря 1955 года. В целом лётно-тактические данные истребителя, за исключением максимальной скорости, соответствовали заданным параметрам, поэтому было решено запустить машину в серийное производство на авиазаводе № 292 в Саратове. Як-27, как и Як-25, отличался феноменальной для Советских реактивных истребителей того времени продолжительностью полёта - почти три часа!

Посадка.
Посадка.

Перехватчиков Як-27 совсем немного, но ракетный Як-27К после внесения ряда нерадикальных доработок в конструкцию и модернизации БРЭО превратился в Як-28П. Перехватчик Як-28П проектировался на основе бомбардировщика Як-28 в инициативном порядке. Серию Як-28П на заводе в Новосибирске удалось "продавить" задолго до окончания Государственных испытаний самолёта.

Перехватчики Як-28П эксплуатировались в строевых частях авиации ПВО до конца 1980-х годов, хотя на вооружение самолёт так и не был принят.

КОНСТРУКЦИЯ.

Всепогодный истребитель-перехватчик Як-27 спроектирован по нормальной аэродинамической схеме. Планер самолёта изготовлен, главным образом, из алюминиевых сплавов с использованием стали в наиболее нагруженных элементах конструкции. Обтекатели антенн изготовлены из радиопрозрачного диэлектрического материала.

Компоновочная схема Як-27.
Компоновочная схема Як-27.

ФЮЗЕЛЯЖ: типа полумонокок, имеет круглое сечение, в хвостовой части переходящее в эллиптическое. В носовой части установлен радиопрозрачный обтекатель РЛС конической формы. Экипаж состоит из двух человек: лётчик и лётчик-оператор размещены тандемом на катапультных креслах конструкции ОКБ-115 в герметизированной кабине под общим фонарём, который для доступа в кабину сдвигается назад. Лобовое остекление неподвижного козырька фонаря кабины выполнено плоским (бронестекло). Управление самолётом полностью дублировано, органы управления традиционные - РУС, РУД, педали. Проводка системы управления жёсткая, в каналах управления по тангажу и крену установлены необратимые бустеры БУ-8Ю. В проводку управления рулём направления включен автомат курса АК-2А, который при выходе из строя одного двигателя автоматически отклоняет руль в сторону работающего ТРД для парирования разворачивающего момента. В средней части фюзеляжа размещены топливные баки. В хвостовой части фюзеляжа находится отсек тормозного парашюта ПТ-27.

Як-27Р ЦМ ВВС Монино.
Як-27Р ЦМ ВВС Монино.

КРЫЛО: цельнометаллической конструкции, с тонким профилем и работающей обшивкой, двухлонжеронное; стреловидность крыла 45*; установочный угол атаки крыла 1*, отрицательное поперечное V-5*. На консолях крыла установлены гондолы двигателей. Механизация состоит из элеронов с осевой компенсацией и двух пар закрылков, по два закрылка установлено на каждой консоли крыла. Корневой закрылок расположен между бортовой нервюрой и гондолой двигателя, концевой - между гондолой и элероном. Элероны оснащены триммерами. На законцовках крыла установлены противофлаттерные грузы, на верхних поверхностях консолей крыла имеется по два вертикальных гребня.

 Модернизированный Як-28ПМ с УР Р-3.
Модернизированный Як-28ПМ с УР Р-3.

ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ: однокилевое стреловидное; состоит из киля с рулём направления и высокорасположенного горизонтального оперения в составе переставного в полёте стабилизатора и рулей высоты. Диапазон изменения углов перестановки стабилизатора +/- 4*.

ШАССИ: велосипедного типа; двухколёсные носовая и основная опоры убираются в фюзеляж, две одноколёсные вспомогательные опоры убираются в контейнеры на законцовках крыла.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: состоит из двух ТРД РД-9АК тягой по 2000 кгс. Двигатели установлены в гондолах под крыльями. Воздухозаборники двигателей круглого сечения с осесимметричным центральным телом. Топливо размещено в мягких фюзеляжных топливных баках общей ёмкостью 4665 л.

БОРТОВОЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: на самолёты установлены РЛС "Сокол-2", радиостанция РСИУ-4, радиокомпас АРК-5, маркерный приёмник МРП-48П, радиолокационный ответчик СРО, устройство защиты хвоста "Сирена-2".

ВООРУЖЕНИЕ: включает две пушки Н-37Д калибра 37 мм. с боекомплектом по 50 патронов на ствол. Дополнительно истребитель может быть вооружён 24-мя неуправляемыми реактивными снарядами С-5 или четырьмя НУРС ТРС-150; реактивные снаряды размещены в двух выдвижных устройствах в фюзеляже самолёта. Самолёт Як-27К вооружён двумя управляемыми ракетами (УР) "воздух-воздух" К-8, стрелково-пушечное вооружение отсутствует. Комплекс перехвата К-8 в составе РЛС "Сокол-К" и УР "воздух-воздух" разрабатывался для перехватчика Як-25К, однако его доводка затянулась, и на вооружение он был принят как К-8М в составе РЛС "Орёл" и УР К-8М. Необходимо отметить, что отработка комплекса К-8/К-8М была полностью выполнена на самолёте Як-27К, но первым его получил перехватчик Су-11 и лишь затем Як-28П. Дальность пуска УР К-8М составляла 12 км. Дальность обнаружения РЛС цели типа бомбардировщик составила 40 км. Ракеты К-8М (Р-8М, изделие 24-2) оснащались тепловой или радиолокационной головками самонаведения.

Ракета Р-8М под крылом Як-28П.
Ракета Р-8М под крылом Як-28П.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!! Дальше, интересней!!!