«Жди меня, и я вернусь» Константина Симонова самые пронзительные строки о войне. Песня о горькой разлуке среди огня войны. В «Красной звезде» - военной газете, их даже не взялись публиковать, чтобы не ранить душу солдата. Ран и так на войне хватает.
Жди меня, и я вернусь только очень жди,
Жди когда наводят грусть
желтые дожди
Жди когда снега метут
Жди когда жара
Жди когда других не ждут
Позабыв вчера.
Простые, понятные, но слишком интимные строки. Тогда такое не публиковали. Но сами солдаты, переписывали их от руки и отсылали домой в треугольники. Оценив нежную силу строк, стихотворение печатают в «Правде» 14 января 1942 года.
Константин Симонов написал знаменитые строки в Переделкине, на даче писателя Льва Кассиля, ненадолго приехав в отпуск. Публиковать не хотел. Но читал солдатам в блиндажах. Симонов с первых дней войны в самом пекле работает военным корреспондентом.
Жди меня поэт посвящает своей любимой женщине, а потом и жене актрисе Валентине Серовой. Они встретились в 1940 году в театре Рабочей молодежи. К тому моменту Валентина Серова уже полюбившаяся зрителям актриса. Страна любовалась ею в «Девушке с характером». Любовался ей и Константин Симонов. Каждый вечер его видели сидящим в первом ряду с букетом цветов.
Твой звездный плащ из старой драмы
И хлыст наездницы в руках.
И твой побег со сцены прямо ко мне на легких каблуках.
В те годы взрослели быстро. Константину Симонову 26 лет, но он уже женат вторым браком. Ей 23. Она вдова с сыном на руках. Историю любви и расставания этой пары каждый рассказывает по-своему.
Почему песнь любви имеет драматический оттенок? Возможно потому, что стихи настоящие, рожденные в окопах, жизненные. А бутафорские муляжи порой выглядят нарядней реальных предметов.
Здесь все - страстная чувство, боль разлуки, пылкая ревность, чудовищные бои, поражение и отступление армии. Симонов пишет это стихотворение в 41-ом. Еще неясно чем закончится эта война.
Симононов посвящает любимой женщине не одно, а цикл стихотворений «С тобой и без тебя».
Над черным носом нашей субмарины
Взошла венера странная звезда.
От женских ласк отвыкшие мужчины
Как женщину, мы ждем ее сюда.
Она как ты восходит все позднее,
И, нарушая ход небесных тел,
Другие звезды всходят рядом с нею,
Гораздо ближе чем бы я хотел.
Весной 1942-го Валентина Серова выступает в военном госпитале. Здесь в одной из палат лежал маршал Константин Рокосовский. Шептались, что у Серовой и Рокосовского начался роман. Родственники маршала и дочь актрисы выступали против такой версии.
Однако близкие к актрисе люди утверждали, что Рокосовский даже какое- время жил у нее. Во всяком случае, их часто видели вместе. Симононов ревновал, но простил ей это. Более того, он официально развелся с женой и зарегистрировал брак с Валентиной.
На небе любят женщину от скуки
И отпускают с миром, не скорбя…
Ты упадешь ко мне в земные руки,
Я не звезда. Я удержу тебя.
Не удержал. Хотя после войны их жизнь выглядит блестяще. Они встречаются с Иваном Буниным в Париже, имеют квартиру на улице Горького и дом в Подмосковье, у нее дорогая иномарка с открытым верхом, а еще алкоголь. В душу к человеку не заглянешь. От радости или горя Серова стала выпивать, мы не узнаем.
Симонов как человек резких порывов, разлюбил моментально. Убрал все посвящения, кроме «Жди меня». Как и большинство людей прошедших ад войны поэт был не многословным. О причинах такого разрыва не распространялся.
После расставания они почти не встречались. Когда она умерла при странных обстоятельствах в 1975 году, по просьбе поэта на могилу актрисы положили 58 роз.
На земле миллионы историй любви, но стихотворение молитва о войне и любви неповторима. Нет, более любимого произведения, которое народ повторяет в трудную минуту. Неудивительно, что стихотворение переведено на многие языки мира. Английский, китайский, турецкий, венгерский и многие другие. А песня «Жди меня» на иврите популярна до сих пор.
Не понять не ждавших, им
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня
Как я выжил - будем знать
Только мы с тобой
Просто ты умела ждать
Как никто другой!
Спасибо, что прочитали статью. С уважением, Татьяна.