Для многих художников в их творчестве точкой опоры выступает христианское искусство (древнерусское, православное). Они вдохновляются им из своего мировоззрения, окружающего пространства, росписи храмовой живописи.
Православное искусство в широком смысле — это антитеза современному коммерческому искусству. Это исторически сложившееся и понятное искусство, сохраняющее свои традиции и человеческую духовность. Корни древнерусского градостроительства, архитектуры, музыкальной культуры, живописи, скульптуры, книгопечатания находятся в православии, и сейчас художники все чаще обращаются к данным истокам.
На выставке «О чем говорят ангелы…» в Музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» можно увидеть, как современных художников, живших в Свияжске, местные храмы с фресками «окрыляли» на переосмысление сюжетов своего творчества.
Выдающимся примером выступает Евгений Голубцов, в постмодернистское творчество которого, после переезда в Свияжск, начало вплетаться христианское искусство. Он, изображая ангелов, соединяет древнерусское и православное искусство с русским авангардом начала XX столетия. Он пишет ангельские сущности в пределах плоскости, с деформацией фигур, при этом стремясь к лаконичности высказывания с экономией выразительных средств, варьируя живописными фактурами.
Ангелы на его полотнах земные и вместе с тем возвышенно отрешенные. Они расхаживают по живописному каменистому берегу на фоне высокого серо-лазурного неба, музицируют, сходят по лестнице на фоне белокаменного дома. Эти повседневные действия происходят в звенящем безмолвии, обрастая каждый раз новыми нарративами, заставляя зрителя выходить из смысловой стагнации.
«Евгений Голубцов обращается к теме вечности бытия. Она находит выражение не только в использовании евангельских сюжетов, но и в обращении к образам деревни» — пишет искусствовед Галина Тулузакова. Образ деревни у Голубцова находит отражение не только сюжетно, но и материально. Любимая основа живописи Евгения Георгиевича – старые доски, которые он мог найти на дороге или просто оторвать от своего старого забора. С помощью досок Голубцов врывается в трехмерное измерение без отсутствия четкого перехода от декоративного к изобразительному.
«Открытая текстура старых досок работает на создание ощущения брутальной архаики, живописный образ ненавязчиво вписывается на уже обработанную временем поверхность». Поэтому некоторые ангелы на работах художника уже обросли мхом, заземлившись в нашем музее.
Ощутить присутствие земных ангелов вы можете до 7 ноября в выставочном зале художественной галереи.