«Сейчас поспокойнее в городе, хотя ко всему привыкаешь. Но главное — в этом году наконец-то вышли учиться очно, после года на дистанте. Это радует!»
Андрей Федотов — учитель английского языка из Белгорода. А ещё он известный блогер с тысячами подписчиков. Его клипы и ролики на разные темы школьной жизни набирают миллионы просмотров в интернете. В беседе с aif.ru учитель и блогер рассказал, что его держит в школе, чему стоит учить детей и кому можно ставить двойки.
Депрессия без школы
Юлия Борта, aif.ru: — Андрей Борисович, большинство учителей в школах — женщины. А чем от них отличается мужчина-учитель?
Андрей Федотов: — Не согласен. Мужчин в школе становится всё больше. Кардинальных отличий мужского и женского подхода в педагогике назвать не могу. У каждого преподавателя свой подход. Лично мне нравится строить уроки так, чтобы был увлечён и работал весь класс, с использованием достижений технического прогресса, нейросетей.
— Недавно у нас вышло интервью с вашим коллегой — учителем из Белгорода. Он признался, что молодые учителя буквально через год уходят. А что вас держит в школе?
— Да, к сожалению, в представлении общества есть профессии престижнее. Даже если ты себя видишь в педагогике, то сегодня гораздо выгоднее организовать свой бизнес. Обидно читать высказывания, что в учителя идут те, кто не нашёл себя в жизни. У меня сейчас все совсем иначе. А проработал я уже 10 лет. Мне своим примером хочется показать, что работа учителем помогает быть в постоянном тонусе, развиваться, получать от жизни удовольствие, смотреть на многие проблемы под совершенно другим углом. Это то, что меня сейчас держит в обычной государственной школе.
Был сложный период, когда я принял решение уйти из школы. Первые две недели было чувство, что я никогда не вернусь. После этого пошла волна ностальгии и депрессии, я понял, что скучаю по этой системе, детям, постоянным задачам, которые нужно решить здесь и сейчас. На это реально можно «подсесть». Так что продержался только три месяца.
Двойки направо и налево
— Посмотрела несколько ваших роликов, очень понравились клипы, у вас настоящий актерский талант. И детей подобрали под стать. Вы где-то этому учились?
— Да, команда получилась супер. Когда учился в университете, был участником вокально-хореографической группы «31 регион», мы много выступали. Потом в школе мне очень не хватало концертов, репетиций, поэтому появился такой формат. Кстати, это помогает переключать внимание от школьной рутины, спасает от эмоционального выгорания, так что за всё время работы я с этим модным термином не столкнулся.
— Один из ваших хитов с миллионами просмотров — клип про домашку. А в жизни вы двойки за отсутствие домашнего задания ставите?
— За отсутствие домашнего задания — нет. А за работу на уроке, которая складывается из многих факторов, приходится иногда ставить двойки. Но это крайняя мера. Знаю, есть педагоги, которые разбрасываются двойками направо и налево, пытаясь так воспитывать учеников, хотя со многими это уже не работает. Мои ученики знают: если поставил двойку, то это: вопиющий случай, точка невозврата, от которой нужно отталкиваться и двигаться вперёд. И меня самого такая ситуация подстёгивает, чтобы искать подход к ученику, возможно, по-другому подавать материал.
— Какие у вас отношения с учениками?
— Довольно дружеские и дружелюбные. Я очень ценю, что они даже с проблемами в личном плане подходят ко мне. Значит, доверяют, верят, что я могу дать им дельный совет. И для меня настоящая награда, когда они уходят не в понуром настроении, как пришли, а с улыбкой на лице и позитивным отношением к жизни.
— Могут вас дети из себя вывести?
— В классах, где я веду предмет уже не первый год, работа чётко отлажена. Со звонком начинается учебный процесс, и никто не пытается переступить границы. Однако в этом году мне дали еще и новые классы. С ними пару недель было сложно. На первых уроках пытались предложить поснимать ролики. Но и они быстро приняли правила игры: во время урока — только учебный процесс.
Шутки как рецепт от стресса
— Вы являетесь сопредседателем совета блогеров при Минпросвещения. А что вы там делаете?
— Совет учителей-блогеров недавно переименовали в совет наставников и формат работы изменился в лучшую сторону. Наша главная задача — поддержать все то хорошее, что происходит в педагогическом сообществе: осветить в своём блоге, сделать репосты в соцсетях и т. д. Негатива у нас и так хватает. Стоит зайти в любой педагогический паблик, и там любая негативная новость собирает миллионы комментариев и откликов.
— Однако по вашим роликам мы видим, что больше всего просмотров набирают именно те, которые критикуют и высмеивают что-то в образовательной системе.
— В любой деятельности есть рутина, которая всех бесит. У нас это бумажная работа, проверка тетрадей, проведение восьми уроков в день. И когда ты на эти темы шутишь, то, сталкиваясь с ними в реальной жизни, начинаешь по-другому относиться. Я стараюсь высмеять это в первую очередь для самого себя, чтобы настроиться на позитивный лад, не впадать в депрессию каждый раз, когда я получаю свой зарплатный квиток, условно говоря.
— Насколько учитель должен быть открытым в соцсетях?
— В законодательстве или уставе учебного заведения нет запретов на этот счёт, поэтому каждый преподаватель сам устанавливает для себя рамки допустимого. Есть преподаватели, которые говорят, что вне стен школы мы можем делать все, что угодно. Лично мне это не близко. У меня никогда не возникает потребности запостить фото или видео из ресторана, с отдыха. Если приходить в понедельник на урок после своих видео историй, снятых за барной стойкой, то какое отношение будет к тебе твоих учеников? Это уже разговор о самоуважении, о статусе, который ты должен нести.
Школьные правила
— Можете ли дать совет молодым учителям, чтобы они не убегали из школы через полгода-год работы, столкнувшись с рутиной, о которой вы говорите?
— Мне тоже было очень сложно в первый год работы. Вместе со мной пришли ещё трое молодых специалистов, но буквально через два месяца в школе остался только я один. Меня сразу взяли в оборот старшие коллеги — такие выгоревшие педагоги, которым от школы уже ничего не было нужно. И я был уверен, что работа учителя складывается просто из того, чтобы с коллегами обсуждать негатив, ту же зарплату. Был готов даже уйти. Но директор предложил принять участие в конкурсе «Учитель года России». Во время подготовки смотрел огромное количество открытых уроков, общался с коллегами, изучал новые приёмы. В общем, увлёкся. А те преподаватели от меня сразу отвернулись, им уже было неинтересно со мной.
Так вот, совет начинающим учителям: нужно стараться окружить себя людьми, которые стремятся чего-то добиться в профессии, горят своим делом, чтобы развиваться вместе с ними. Когда я стал следовать этим правилам, жить стало намного легче.
И ещё. Важен настрой, с которым ты заходишь в класс. Если преподаватель сам увлечён, то дети это почувствуют. И никогда не ставьте выше интересов учеников бумажную работу. Бумажка подождет, а вот отношение и авторитет у детей можно заслужить только искренним отношением к ним.
— Тогда уж и совет детям дайте: как не потерять интерес к учебе, для многих школа сегодня — как каторга.
— Ко мне дети часто подходят и спрашивают: «А зачем нам это учить, где нам это пригодится?» Давайте будем честными, много ли вы помните из школьной программы? Вот у вас лично с чем ассоциируется школа?
— Отношения с друзьями, еще помню любимых учителей.
— Вот и ответ. К сожалению, как показывают статистика и исследования, огромнейший процент информации, которую мы получаем в школе, никогда нам в жизни не пригодится. На этом месте дети могут сразу обрадоваться, что учить уроки не надо. Это не так. Учиться надо, чтобы развивать свой мозг, тренировать память, критическое мышление. Но главное, чему должна научить школа, — правильная коммуникация: как выстраивать общение, получать удовольствие от взаимодействия и т. д. Это то, что поможет в любой деятельности. А знания всегда у нас в кармане, в нашем телефоне. Хотя уметь их находить тоже нужно учиться.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ