Любая новая работа — шанс на улучшение качества жизни. Согласитесь, те самые пресловутые восемь часов в день было бы неплохо проводить с теми, кто нравится и вызывает профессиональное уважение. Работать с задачами, которые вас развивают или как минимум позволяют вам оставаться востребованным профессионалом. А ещё было бы неплохо получать достойное вознаграждение.
Довольно часто мы слышим фразу: «Мои ожидания от работы не оправдались». Когда начинаем обсуждать возникшие трудности, оказывается, что о 80% из них можно было узнать до выхода на работу. В этом случае принятое решение становится взвешенным и более выгодным для вас.
Компания HH.ru рассказала “Гуранке” несколько хитростей, как и когда задавать вопросы
- Уточните у интервьюера, сколько будет длиться встреча. Иначе вы можете оказаться в ситуации, когда вам говорят: «У нас осталось пять минут, задавайте вопросы». Естественно, что за такой отрезок времени мало что можно обсудить.
- Правильно адресуйте вопросы. На первом интервью с рекрутером или HR-менеджером лучше говорить о миссии компании, ваших задачах в случае приёма на работу, корпоративной культуре. На встрече с руководителем можно углубиться в детали: используемые технологии, особенности проектов, иерархия и коммуникации, условия работы (зарплата, бонусы, премиальные). Если вас зовут на встречу с СЕО или операционным директором, можно узнать о планах компании на год, о стратегии её развития.
- Не оставляйте «слепых пятен». Если что-то в рассказе о вакансии кажется вам непонятным, неясным, сложным, проясняйте этот момент. Попытка отмахнуться от своих сомнений или предчувствий может в будущем обернуться разочарованием и демотивацией. Работодателям незачем идти на хитрость и обманывать ожидания кандидатов, но в формате собеседования они вполне могут не осветить какие-то моменты, которые для вас могут оказаться важными и принципиальными. Поэтому чем больше ясности и определённости для вас, тем лучше.
- Перед интервью запишите свои вопросы. В процессе собеседования, от волнения или увлекшись беседой, вы можете забыть о какой-то важной детали. В этом случае записи не дадут вам упустить главное. И пусть приготовленных вопросов будет побольше, «с запасом». Не обязательно озвучивать весь список (возможно, какие-то ответы вы получите из основного рассказа интервьюера), но 3−5 уточнений — вполне хороший тон.
Примерный список вопросов
- «Расскажите, почему появилась эта вакансия?»
Ответ на этот вопрос — важный маркер настоящего положения дел в компании. Одно дело, если вакансия открыта из-за перевода сотрудника (с которым вы потом сможете пообщаться). И совсем другое — если вам рассказывают про грехи и неудачи предшественника, который уже ушёл.
Вообще, если на интервью вы слышите негативный фидбек о прошлом сотруднике, уже стоит насторожиться. Возможно, ваш работодатель окажется несносным боссом, которому сложно угодить. Ведь в любом конфликте всегда есть лепта двух сторон.
- «Давайте ещё раз обсудим задачи, которые входят в зону моей ответственности?»
Довольно часто на собеседовании вы слышите общие слова о ваших будущих задачах, а уже в процессе работы всплывают всё новые детали, про которые вы А — не знали, Б — были к ним не готовы. Чтобы исключить такую ситуацию, уточните у вашего интервьюера список и спросите: «Это все мои задачи или будет что-то ещё?».
- «Каким образом формируется вознаграждение? Что является условием получения бонуса? Оформление будет по трудовому договору?»
Перед тем как соглашаться на работу, спросите, как именно будет формироваться цифра вашего итогового дохода. Сюда же можно отнести вопросы, связанные с оформлением (в штат, договор с ИП или самозанятым, договор ГПХ).
- «Кто будет моим руководителем?»
Вы вышли на новую работу, но (сюрприз!) вашим руководителем оказался совсем не тот человек, который проводил собеседование. Досадная неприятность, которая случается не так уж редко.
- «Расскажите немного о системе обучения и развития, которая есть у вас?»
Перспективное предложение — это не просто привлекательный соцпакет, высокая зарплата и интересные задачи. Это еще и возможность стать на несколько ступеней выше в профессии, усилить свою экспертизу и в итоге поднять свою стоимость на рынке труда. Обучение — важная составляющая профессионального развития, поэтому если в компании есть свой тренерский корпус, курсы повышения квалификации, менторинговая программа или возможность сертификации — это большой плюс. Если на вопрос про обучение вам говорят: «Ну, пару раз в год можно на конференции сходить», — стоит задуматься. Потому что тогда большую часть обучения вам придется оплачивать самостоятельно, если вы, конечно, хотите оставаться востребованным профессионалом и год от года расти в цене.
- «А как у вас с…»
У каждого профессионала есть свой личный список «пунктиков». Кто-то хочет уходить с работы вовремя, для кого-то неприемлемы командировки, для кого-то — звонки от шефа по выходным или необходимость работы по праздникам. Обязательно уточните свои опасения, чтобы потом внезапно не встретиться с ними лицом к лицу на рабочем месте.
Помните, что чем больше ясности на «входе» в компанию, тем выше шансы, что вы получите действительно достойное предложение.