Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Здания советского модернизма создавались как социальные и общественные. Мы можем вернуть им эту функцию – Борис Чухович

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Объекты советского модернизма хорошо вписываются в современный облик города, ведь чем больше архитектурных слоев и исторических зданий, тем богаче и интереснее городская среда, считает президент Обсерватории культурного наследия Центральной Азии Alerte Héritage Борис Чухович.

"Я считаю, что советский модернизм сохраняет большой, я бы сказал, эмансипаторский потенциал. Эти здания рассчитывались на активную социальную функцию, они не были адресованы каким-то узким слоям общества или индивидуальным личностям в индивидуальной застройке. Они были построены для всего города, всех горожан, эти здания поддерживали различные формы коллективности, которые современное общество в значительной степени утратило", – рассказал Чухович корреспонденту Podrobno.uz в кулуарах выставки Tashkent Modernism.Index.

-2

По его словам, потенциал советского модернизма в значительной степени недооценен. Модель того, как этот потенциал мог бы быть использован – это музей современного искусства "Гараж" в Москве, автором которого является Екатерина Головатюк. Она и известный голландский архитектор Рем Колхас придумали, как адаптировать обычную советскую столовую, рассчитанную на тысячи посетителей, в музей современного искусства, теперь эти пространства собирают множество людей по разным поводам.

"Оказалось, что сегодня это очень востребовано. Поменяв функции объект снова становится точкой притяжения многих людей. Такие метаморфозы можно провести и с ташкентскими зданиями. Например, кинотеатр "Панорамный", раньше его посещали тысячи зрителей, а сейчас он бездействует. Или Музей искусств, являющийся архитектурной жемчужиной, но сейчас он мало посещаем, Дом молодежи и так далее. Короче говоря, важно видеть социальный потенциал зданий, которые проектировали для широких человеческих сообществ. Я думаю, этот потенциал сегодня актуален, так как эта способность жить сообществами утрачивается", – подчеркнул собеседник.

При этом он добавил, что термин "сейсмический модернизм", часто используемый для описания зданий в Ташкенте, – в значительной степени надуманный.

"Пока черты сейсмического модернизма никак не описаны даже замечательным немецким исследователем Филиппом Мойзером в его книге "Сейсмический модернизм. Архитектура и домостроение советского Ташкента".  К сожалению, публика не читает то, что в ней написано. Книга в основном сосредоточена на массовом индустриальном жилье, которое в Ташкенте было очень интересным и разнообразным, отвечало местному климату и является удачным опытом быстрого сооружения жилья большинству горожан, притом что это жилье имело комфортный и интересный вид", – рассказал он.

Чухович привел в пример случай, произошедший в 2021 году, когда он водил по Чиланзару группу швейцарских архитекторов и студентов, он был поражен их реакцией.

"Мы начали с первых кварталов Чиланзара и закончили кластером кварталов 23-24-25. Реакция была позитивной на благоустройство внутри кварталов и на то, что здания, сооруженные с конца 50-х и до начала 70-х годов прошлого века, находятся в хорошем состоянии. Конечно, многое реанимировано, не было достаточной поддержки архитектурных элементов, но все равно остается главное: архитектура позволяет людям жить коллективно, собираясь в сообщества, при этом оставаясь в частном жилье. Особенно швейцарских студентов восхитило то, что практически за десятилетие большая часть горожан получила жилье бесплатно. Это уникальный социальный опыт. Он показывает нам, что при надлежащей социальной политике бесплатное жилье – вполне доступная вещь", – сказал собеседник.

По его словам, итоги исследования проекта Tashkent Modernism.Index будут переданы госорганам.

"Мы очень хотим, чтобы здания из нашего списка получили статус памятников и в дальнейшем Агентство культурного наследия следовало рекомендациям касательно их охраны, чтобы чиновники вдумчиво относилось к сохранению элементов наследия", – сказал он.

Чухович добавил, что выставка Tashkent Modernism.Index направлена то, чтобы доказать, насколько этот слой архитектуры советского модернизма был уникальным в мировом контексте.

"Думаю, что это самая полная выставка об архитектуре советского времени из всех, выставленных когда-либо. Нам было важно показать эстетические ценности этой архитектуры и раскрыть некоторые внутренние пружины, которые двигали архитекторами того времени, исследовать восприятие этой архитектуры следующими поколениями. Также мы тематически структурируем эту эпоху, показываем типологию зданий, показываем разные проблемы, над которыми работаем", – заметил он.

Таким образом, сказал собеседник, это не просто хронологическое представление этого материала от года к году, в этой выставке есть структурный анализ того, что делалось и того, что в этой архитектуре было ценным. И это настоящее исследование – как необходимо эти объекты сохранить с учетом того, что социальная среда изменилась.

"Сохранить полностью мы их не можем, потому что полностью изменилась жизнь, мы больше не живем в социалистическом обществе и эти здания должны как-то иначе взаимодействовать с современной жизнью. У нас есть предложения по тому, как можно было бы их функционально переадаптировать, сделать их более актуальными для сегодняшнего дня", – подчеркнул он.

Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.