Этот материал используется в литий-ионных аккумуляторах электроники и почти любого электротранспорта. И теперь Китай принял решение об ограничении экспорта графита с 1 декабря 2023 года.
Повлияет ли это на рынок аккумуляторов? Какие последствия для России, которая только начинает всерьёз осваивать литий-ионные батареи?
🔻 Узнайте подробности в статье.
Что случилось?
Минторг Китая ограничил экспорт графита [источник «Коммерсантъ»]. С 1 декабря 2023 года углеродные материалы для анодов литий-ионных аккумуляторов электроники, аэрокосмической отрасли, военных, дронов и, конечно же, электромобилей (в том числе для производства Tesla) из Китая будет сложнее заказывать всем странам без исключения.
📃 Ограничением экспорта графита Минторг КНР обязует своих же производителей сырья получать разрешение на продажу графита за рубеж — то есть это не запрет, а усложнение правил закупки.
В Китае поясняют, что это не нацелено на какую-либо конкретную страну. Да и происходит подобное уже не первый раз. Однако в СМИ решение связывают с напряжённостью в торговом конфликте между Китаем и США и очередным витком эскалации экономической конфронтации двух держав.
Какие могут быть последствия для рынка литий-ионных аккумуляторов во всём мире?
Пока не ясно, какие будут конкретные последствия, но есть наиболее вероятные предположения:
- увеличение цен на графит и, как следствие, на литий-ионные аккумуляторы;
- дефицит материалов для аккумуляторов с углеродными компонентами и продление сроков поставок;
- усложнение цепочек доставки литий-ионных аккумуляторов, появление посредников и «фирм-однодневок» для обхода ограничений.
Почему Китай и США не могут договориться и сделать аккумуляторы дешевле для всех?
Согласно статье на сайте MIT Technology Review [источник], китайские компании в своё время смогли превзойти американских конкурентов в производстве качественных батарей в больших количествах и по низкой цене. Это привело к тому, что западные компании перестали закупать литий-ионные батареи у своих заводов и перешли на китайские.
Теперь в США не могут обойтись без использования батарей из китайских материалов. Поэтому их лучшие учёные активно ищут способы получения таких же эффективных литий-ионных элементов с другими материалами, чтобы снизить зависимость от Китая.
Сейчас Китай является крупнейшим поставщиком аккумуляторов Li-ion. Сейчас у него закупается 80-90% всего мирового рынка этого товара. Оставшиеся проценты распределены крупицами по заводам в других странах.
При такой монополизации отрасли договориться о чём-то сложно. И пока неясно, есть ли стремления к подобным договорённостям у США, Китая, Европы. По крайней мере, мы не встречали таких экспертных оценок.
Сколько Россия производит графита сама и сколько заказывает в Китае?
Согласно отчёту ГидМаркет [источник, 2022], в России максимально производилось 25,2 тыс. тонн графита (в 2017-м году). Наверное этот показатель можно определить как «ёмкость производства» в нашей стране (основные предприятия ООО «Тайгинский ГОК» и АО «Красноярскграфит»). В какие-то годы доля экспорта превышала долю импорта, создавая положительный баланс.
📉 Но с развитием электромобилей и электроники, а также с ростом спроса на литий-ионные батареи даже в таких отраслях, как электровозы, электропогрузчики, беспроводные медицинские приборы, дроны и многие другие устройства, баланс начал принимать всё более острый отрицательных характер.
По исследованию Роиф Эксперт [источник, 2022], объём импорта графита в Россию растёт значительно и достиг темпа 81% к году в оценке натуральных величин. По стоимостным индикаторам величина импорта графита показала самую высокую динамику, увеличившись практически на $4 млн. Авторы отмечают ещё и неизменное удорожание цен на импорт графита в Россию почти в 3 раза.
⭐ Нам удалось найти только такие цифры в открытых источниках. Если Вы сможете добавить что-то, напишите в комментарии пожалуйста.
Выводы
Ограничение экспорта графита из Китая влечёт напряжённость в торговом конфликте между Китаем и США. Из-за этих ограничений страдают все страны, которые закупают материалы в Поднебесной.
Если так будет продолжаться, то возникнет дефицит материалов для аккумуляторов электроники и электромобилей. Например, в России и без того наблюдается повышение цен на импортируемый графит.
Кажется, что наша страна сама производит его. Однако ряд модификаций и смесей искусственных углеродных материалов НИОКР в России не освоили. И мы не единственные такие «ущербные» — США в той же лодке, как и Европа.
Такого графита не хватает как раз для производства аккумуляторов увеличенной ёмкости и лучшей стабильности. Поэтому его закупают в высокотехнологичных химических лабораториях Китая.
[Источник в Китае для самостоятельной проверки информации].