Международная команда палеонтологов описала новый вид летучих мышей раннего эоцена по хорошо сохранившимся окаменелостям, которые включают в себя самый древний из известных на сегодняшний день неразрушенный череп летучей мыши, найденный в пещерном месторождении во Франции. Названная виелазией, эта ранняя летучая мышь, по-видимому, была способна к продвинутой эхолокации.
Окаменелые останки по меньшей мере 23 особей Vielasia sigei были извлечены из отложений известняковой пещеры во Вьелазе, в фосфоритах Керси, на юго-западе Франции.
Хорошо сохранившиеся окаменелости включают в себя самый древний из известных на сегодняшний день сохранившихся окаменелостей черепов летучей мыши.
“До обнаружения этого черепа в палеонтологической летописи существовали только фрагменты или полностью сплющенные скелеты ранних летучих мышей”, - сказала профессор Сью Хэнд, палеонтолог из Университета Нового Южного Уэльса.
“Мы не очень много знаем о происхождении летучих мышей, потому что у нас нет недостающих звеньев, как, скажем, между динозаврами и современными птицами”.
“Возраст самой древней окаменелости летучей мыши составляет около 57 миллионов лет, и это единственный зуб из раскопок в Португалии – это все, что мы о нем знаем”.
Более поздние окаменелости летучих мышей относятся ко времени 52 миллионов лет назад, и они весьма схожи с современными, но проблема скорее в том, что их скелеты были сильно деформированы под давлением.
“Несмотря на то, что эти сплющенные образцы прекрасно сохранились, тот факт, что они были сплющены слоями породы, отложившимися на протяжении миллионов лет, затрудняет однозначное определение точного расположения костей”.
“И когда дело доходит до определения того, принадлежит ли ископаемое к виду летучих мышей, который уже использует эхолокацию, решающее значение имеет детальная и точная анатомия черепа”.
“У современных летучих мышей между голосовой связкой и ухом есть несколько костей, называемых подъязычными. У летучих мышей, обладающих эхолокацией, одна из этих костей непосредственно контактирует с костями среднего уха и, по-видимому, участвует в передаче высокочастотного звука”.
“Но в сплющенных окаменелостях, хотя мы и можем видеть эти различные кости, возникает вопрос об их точном соотношении друг с другом”.
Это привело к многочисленным спорам среди ученых о том, использовал ли какой-либо вид эхолокацию или нет.
Но в случае с виелазией череп не только почти полностью цел, но и сохранился в известняке в своей первоначальной трехмерной форме.
“У этой конкретной летучей мыши мы можем более непосредственно видеть, что происходит глубже, во внутреннем ухе”, - сказал профессор Хэнд.
“Мы провели точные измерения этой кости внутреннего уха и сравнили ее с таковой у летучих мышей, способных к эхолокации, и у летучих мышей, которые так не могут”.
Не все летучие мыши способны к эхолокации. Летучие лисицы, например, полагаются на свое очень хорошее зрение, чтобы ориентироваться и находить фрукты без эхолокации.
Виеласия, скорее всего, использовала эхолокацию. Тип эхолокации, который использовали некоторые из этих ранних летучих мышей, был неотличим от того, что используют многие летучие мыши сегодня, и 50 миллионов лет назад она уже значительно опережала развитие этой способности у китообразных.
“До этой находки мы были действительно уверены только в том, что эхолокация развилась лишь у современных летучих мышей” - подытожили учёные.
Источники информации
- Suzanne J. Hand et al. A 50-million-year-old, three-dimensionally preserved bat skull supports an early origin for modern echolocation. Current Biology, published online October 18, 2023; doi: 10.1016/j.cub.2023.09.043