В романе "Преступление и наказание " Фёдор Михайлович Достоевский рассматривает преступление Родиона Раскольникова с нравственной стороны. Убийство главным героем старухи-процентщицы и Лизаветы это не только нарушение христианской заповеди "не убий",- но ещё и гордыня, вызванная одержимостью идеями собственной теории, жертвой которой он стал. В своём произведении Достоевский хотел показать какими разрушительными могут оказаться идеи нигилистов для человека, что преступление главного героя - это "доведенная до последствий теория разумного эгоизма".
Исследуя теорию Раскольникова на протяжении всего романа, автор показывает как она, заведя героя в жизненных тупик, приводит его к духовному краху.
Одно из противоречий - характер героя: Раскольников добрый отзывчивый, отдавший свои последние гроши семье Мермеладовых, так как не мог просто пройти мимо их горя, создаёт бесчеловечную теорию, где люди делятся на "тварей дрожащих" и "право имеющих".
Сначала эта теория воспринималась героем как игра. Но это ощущение продлилось ровно до того момента когда Раскольников решил проверить её и понять к какой из групп относится он сам. Этому способствуют такие жизненные обстоятельства как нищита, вынужденный уход из университета , безысходность. Но убив и ограбил старуху-процентщицу, Родион убивает и Лизавету, которая вошла в квартиру.
Наиболее ярко основные положения собственной теории Раскольников раскрывает в беседе со следователем Порфирием Петровичем, который был знаком с его статьёй и заинтересовался необычными взглядами молодого человека на общество. Следователь был рад тому, что у него появилась возможность пообщаться с автором статьи и задать ему вопросы о том как же отличить обычного человека от необычного и получить развернутый ответ: "Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, – это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление".
Однако тогда он даже не догадывался, что Раскольников таким образом раскрыл мотивы своего преступления.
Однако последствия его страшного поступка оказались не такими как он ожидал. Казалось бы, убийство старухи он совершает на благо обществу и после этого, поправив свое материальное положение, сможет принести пользу людям. Одако как уже было сказано выше, кроме старухи Раскольников убивает и Лизавету. Таким образом, уже тогда его теория была на пути к краху: один страшный поступок повлек за собой другой. После всего этого он испытывает сильные переживания, которые доводят его до болезни. Герой мучается и страдает. Вместо облегчения испытывает постоянный страх отчаяние. Он с каждым днем все сильнее чувствовал себя как загнанный зверь. С одной стороны его мучает совесть, а с другой герой вынужден контролировать свои действия, слова, чтобы случайно не выдать себя. Тогда он не раскаивается, но в то же время постепенно начинает понимать, что он, пытаясь стать " право имеющим" нарушает нравственные законы и теряет самого себя, становясь в один ряд со Свидригайловым: "Мы одного поля ягода" и понимает, что ненавидит в нем то, что оказалось в нем самом.
Таким образом, Раскольников чувствует себя чужим в любом обществе, но как любой человек пытается найти родственную душу, которая могла бы понять его и облегчить страдания. Таким человеком для него стала Соня Мармеладова, которая тоже переступила нравственные законы, пожертвовав собой ради спасения своей семьи от нищеты. Ей Раскольников решился признаться в совершении преступления, так как увидел в ней то, что сам потерял. Находясь в ужасных условиях, Соня смогла сохранить внутреннюю чистоту. Её искренняя вера в Бога открыла для Родиона путь к духовному возрождению.
Но на этот путь Раскольников встал не сразу. Находясь на каторге, куда его отправили по приговору суда, после того как он чистосердечно признался в преступлении и сотрудничал со следствием, он не отказался от своей теории и не раскаялся: "Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.". Он все время думал как ему жить дальше. Однако сомнения в правдивости террии все же появились. Родион видел, что мир не стал другим. Его бесчеловечный поступок не принёс никому пользы. Но тогда для него это было признание собственного поражения, что он не смог стать "право имеющим " и спасти мир: "Тревога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось, — вот что предстояло ему на свете. И что в том, что чрез восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить! Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы — ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.".
Но чем дольше Родион находился среди заключенных, тем больше начинал понимать, что каждый человек, независимо от своего социального положения имее свои чувства, желания, свое представление о счастье :"Он смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно ему показалось, что в остроге ее еще более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе. Каких страшных мук и истязаний не перенесли иные из них, например бродяги! Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте? "
В конце романа описывается сон, в котором Раскольников видит как мир заболевает необъяснимой болезнью, в результате которой себя разрушает: "Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. "
Родион понял главное, что невозможно спасти мир, уничтожая его. Никакое преступление, совершенное даже из благородных побуждений не сделает мир лучше.
Только отказавшись от своей теории, поняв, что она бесчеловечна, Родион смог прочесть Евангелие , которое читала ему Соня. Он думал, что она будет навязывать ему религию. Но этого не происходило. Она терпеливо ждала когда он придёт к Богу сам и встанет на путь исправления. Соня искренне верила, что это обязательно будет. Ведь Раскольников был изначально искренним и добрым человеком, который даже в голодные студенческие годы не мог пройти мимо чужого горя. Так же своим личным примером бескорыстной помощи людям, она смогла показать, что человеку важны не материальные блага, которые он может получить, а душевное тепло и простые человеческие отношения: "Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги".
Таким образом, Достоевский показывает, что никакое насилие не может быть оправдано, что с какими бы трудностями не сталкивался человек, нельзя отступать от нравственных законов.